Как отличить хорошее искусство от плохого

Nov 25, 2014 12:35


Почему эта картина (книжка, здание, кино) считается шедевром, а вон та  - ширпотребом, безвкусицей и отстоем?
Только недавно мне наконец пришел в голову неплохой объективный критерий.
Раньше я считал что слово «качество»  к произведениям искусства вообще неприменимо, что это дело вкуса, моды, маркетинговой раскрутки и т.п. Я думал что в этой области ( Read more... )

искусство

Leave a comment

nurmustermann November 25 2014, 10:35:51 UTC
Я не могу сформулировать до конца, но могу показать в какую сторону идёт моя мысль ( ... )

Reply

gosh100 November 25 2014, 10:42:00 UTC
Да, точно.
Это хороший взгляд на тот же критерий, но с другой стороны.

Reply

maks3000 November 25 2014, 10:52:39 UTC
мне всегда виделась традиция (связь) Гессе не с Библией, а,скорей, с Дхаммападой и сутрами Ли Цзы.

Во всем остальном + 3 плана в МиМ как иллюстрации совершенно согласен.

Reply

nurmustermann November 25 2014, 10:54:32 UTC
Само название "Сиддхартха" нам тоже не на Библию намекает.

Но это всё равно один базис. "Бхагавадгита", Конфуций, "Библия" и "Дао дэ цзин" и даже "Плоть и кости дзэн" - это всё необходимо знать благородному дону.

Reply

maks3000 November 25 2014, 11:01:39 UTC
Собрать все книги бы да сжечь!:)

Reply

nurmustermann November 25 2014, 11:07:18 UTC
Адепты дзэн стремительно врываются в комменты!

Reply

maks3000 November 25 2014, 11:17:29 UTC
боже, храни нас от этих шаолиньских маниаков:)))

... )

Reply

ukrfan December 22 2014, 12:25:20 UTC
не совсем согласен.
Есть вещи, очевидно, даже демонстративно простые - и, тем не менее, являющиеся шедеврами на все времена. И, кстати, "индекс цитируемости" как раз у этих вещей - запределен. В музыке это, скажем, Боб Марли, в скульптуре - греческие классики Фидий с Праксителем, да и Микеланджело, в архитектуре - Колизей, Парфенон. С литературой сложнее... но в тех же греческих трагедиях смыслы достаточно очевидны, однако на них стоит вся современная культура.

Reply

nurmustermann December 22 2014, 13:34:24 UTC
>>Есть вещи, очевидно, даже демонстративно простые - и, тем не менее, являющиеся шедеврами на все времена.

По всей видимости они всё-таки способны дарить наслаждение на разных уровнях. Идёшь вглубь шедевра. Если владеешь системой координат.

>>В музыке это, скажем, Боб Марли

Я не уверен, что Боб Марли оценен в системе координат классической музыки. Он оценен в своей системе.

>>но в тех же греческих трагедиях смыслы достаточно очевидны

Они как раз потихонечку вываливаются из басиза, то есть интересны уже только узким специалистам.
Я думаю, сегодня создаётся всё меньше шедевров, для правильного понимания которых необходимо точное знание именно греческих трагедий.

Reply

ukrfan December 22 2014, 13:47:19 UTC
>Я не уверен, что Боб Марли оценен в системе координат классической музыки. Он оценен в своей системе.

Можно построить множество систем координат. Но речь идет об универсальной. А в ней Боб - величайший музыкант XX века.Это, кажется, даже как-то признано.

>сегодня создаётся всё меньше шедевров, для правильного понимания которых необходимо точное знание именно греческих трагедий.

Да ладно. Во-первых, сами они постоянно ставятся в разных театрах всего мира. Во-вторых, на их плечах стоит Шекспир, который, в свою очередь, держит на своих всю постшекспировскую драматургию. Целый ряд понятий, например, "эдипов комплекс", являются неотъемлемой частью нашего представления о человеке.

Reply

nurmustermann December 22 2014, 13:53:13 UTC
>>Можно построить множество систем координат. Но речь идет об универсальной.

Универсальной нет(

Скажем, Янку Дягелеву нельзя понять в системе координат Бах-Моцарт-Чайковский. Но это не значит, что и понимать там нечего.

>>А в ней Боб - величайший музыкант XX века.Это, кажется, даже как-то признано.

Мне кажется, студенты консерваторий за то не в курсе. XX век это ведь и Густав Малер, например.

>>Во-вторых, на их плечах стоит Шекспир, который, в свою очередь, держит на своих

Именно. В некоторых случаях уже достаточно знать вторую производную. То есть уже сразу Шекспира. Минуя греков. Для того, чтобы понять шедевры сегодняшнего дня.

Reply

ukrfan December 22 2014, 14:04:29 UTC
>Универсальной нет ( ... )

Reply

nurmustermann December 22 2014, 14:07:57 UTC
Я не могу себе представить универсальную шкалу. Я представляю себе именно "относительное" искусство. Ибо ничего безотносительного в искусстве нет, так у меня получается.

И тем более не могу себе представить как по этой универсальной шкале Марли выше Малера.

Если можете мне это каким-то образом пояснить, поясните пожалуйста.

Reply

ukrfan December 22 2014, 14:35:16 UTC
>Я не могу себе представить универсальную шкалу.

Я вовсе не утверждаю, что таковая существует. Однако именно этому посвящен обсуждаемый пост. И именно такую шкалу предложил автор. Она страдает многочисленными недостатками (многие из которых перечислены в комментах). Однако, если принять ее за критерий - она абсолютна.

Вам ближе критерий сложности и "многослойности". Однако ведь совершенно неочевидно, что это - достоинство. Скорее, это неумение (или нежелание) автора предать свое мироощущение (а ведь именно это - цель искусства!) так, чтобы его поняли все. А гений - это именно тот, кто простыми средствами достигает цели, кажущейся принципиально недостижимой.

Причем это вовсе не значит, что именно он обязан лично вам нравиться больше. Пушкин - достаточно общепризнанно является лучшим русскоязычным поэтом. Но если у кого-то любимый поэт - Цветаева, Мандельштам. Бродский, Высоцкий, да хоть и Губерман - их право. Не обязаны же все болеть за "Реал" (Мадрид)! :)

Reply

nurmustermann December 22 2014, 14:46:07 UTC
Многослойность не означает сложности композиции:))

Вещь может быть очень простой по форме. И тем не менее - многослойной. Имеется ввиду сам процесс погружения.

И вот умные люди (кто владеет культурным кодом и системой координат) говорят, что в Пушкина можно погружаться очень долго и это погружение сопряжено с сильнейшими эмоциями. Можно почитать в дневниках великих как они проникались Пушкиным, что им там открывалось, что для них вообще значат стихи Пушкина.

Почему-то про Губермана такое никто не пишет. Из владеющих базисом, конечно.

Reply

ukrfan December 22 2014, 15:01:36 UTC
>Многослойность не означает сложности композиции:))

А я не про сложность композиции говорил. Может быть ОДИН слой - сложный и непонятный никому, кроме "посвященных". А для них - великолепный. Может быть несколько слоев - разной сложности, и тогда получаешь удовольствие несколько раз (в том числе - и от того, что "дорос". Но разве если человек сказал так. что поняли ВСЕ И СРАЗУ - это не идеал? (конечно, если сказал он не банальность, а то, чего до него не говорил никто)

Пушкин не был примером простоты. Он был примером того, что объект может быть объективно лучшим в общепризнанной системе координат - но не обязательно лучшим для всех. И те, кто предпочитает Цветаеву или Бродского - это не люди с плохим вкусом.

Reply


Leave a comment

Up