Вы как любой адепт како-либо веры, в нашем случае - технодарвинизма, видите то, что подтверждает вашу точку зрения, и игнорируете то, что ей противоречит. Рынок цифровой экономики безграничен? Согласен. Но приведёт ли это к росту рабочих мест? Вот возьмём СМИ. Раньше в каждой дыре была своя газета, а то и несколько... Сегодня тысяч газет нет, а есть несколько цифровых транснациональных СМИ..., а типографы с почтальонами не нужны. Привела ли безграничная цифровизация к созданию дополнительных рабочих мест в СМИ? Нет, не привела. Журналисты получают сегодня всё меньше, множество сайтов-СМИ делается одним-двумя сотрудниками, блогеры часто работают в своё удовольствие и вытесняют СМИ ещё больше.
===============================
Вообще-то я подозревал о существовании параллельных реальностей, но чтобы в этих реальностях все было настолько кверх ногами, для меня открытие. :)
В нашей реальности именно СМИ чешут далеко впереди остальных отраслей в сфере постиндустриальной распределенности, причем настолько далеко, что даже в этом блоге несколько раз указывались, как пример общего тренда. Потому что разница между СМИ 30-летней давности и современностью настолько потрясающа, что пример получается наиболее выразителен.
Кстати, сравнивать надо яблоки с яблоками, рыночную экономику - с рыночной, поэтому под СМИ 30-летней давности мы не имеем в виду продукцию заводских или колхозных многотиражек эпохи соцреализма, употребляемую разве что для заворачивания воблы, или в заводском сортире.
Вопрос в закрытии типографий и потере работы почтальонов тоже оставим на совести параллельной реальности. Потому что типографии в наше время, по сравнению с условным 1980м годом, уже дымятся от перенапряжения, выпуская уйму всякого рекламного или околорекламного говна. Если же сюда добавить принтеры (как типографии, ушедшие в распределенность), которые тоже требуют рабочих рук, от их производства и транспортировки до ремонта, то картинка получается еще более примечательная. А почтальоны вообще сбились с ног, развозя товары с Амазона и Алибабы, вспоминая 1980 год, в сравнении, как время тотального безделья.
Но нас интересуют именно рабочие места журналистов и редакторов. Именно те рабочие места, которые трасформировались в процессе перехода экономики в "распределенную" фазу.
И тут можно прирести историческую аналогию. Когда-то была такая мощная профессия, как шофер. Вспомните Адама Козлевича с Антилопой Гну. Обязанностью шофера было не только возить пассажиров, но и следить за машиной - ремонтировать ее, обслуживать, профессия была очень высококвалифицированной и потому престижной для своего времени. Прошло какое-то время и водить стали все. Включая бабушек с домохозяйками. Поэтому профессия шофера - исчезла. Но появилось НА ПОРЯДКИ больше профессий, связанных с автомобилями - дилерские, авторемонтные мастерские, шиномонтаж, страховые и лизинговые агентства, и прочее, прочее, прочее, не говоря о увеличившемся производстве самих авто и их запчастей.
Что произошло и происходит со СМИ?
Они уходят в сеть. Большинство имеющихся СМИ не разорилось, а полностью или частично ушло в сеть, зарабатывая, как и прежде, как на рекламе, так и спонсорских взносах. Журналисты с редакторами никуда не делись, и продолжили писать свои вирши.
Но в тоже время появилось альтернативное СМИ, такое как БЛОГИ. "Цифра" снесла барьеры и журналистом смог стать любой. И не только в качестве бесплатного хобби. Возникла целая индустрия, где на блогах народ стал зарабатывать.
Тут уже приводился пример шведского парнишки, который, выкладывая ролики прохождения различных игрушек на Youtube, стал зарабатывать больше звезд НХЛ. И последователей у него - многие десятки и сотни тысяч, может не таких богатых и удачливых. Совершенно непредставимое положение дел для любого журналиста в 1980-м году.
И кроме Youtube, есть куча других, похожих ресурсов. Народ зарабатывает деньги НА ВСЕМ. Описывает или снимает видео про турпоездки, опционально рекламируя отели и рестораны. Про рецепты стейков и пиццы, опционально рекламируя кухонные бренды. Про поиск старых монет с миноискателем, рекламируя магазины турснаряжения. Уроки математики и физики... Уроки игры на гитаре или скрипке... И прочее, прочее, прочее... Даже про всякую чушь, начиная с рептилоидов и заканчивая плоской землей.
12-летняя девочка получила кучу подписчиков и кучу бабла, просто разворачивая перед камерой купленные киндер-сюрпризы. Думаете откуда позже появилось на "трубке" куча здоровых мужиков с видео "а вот пришла посылка с Али-Бабы, посмотрим что там такое..."? ;)
Хотя многие не зарабатывают кучу денег. Но. Нужно учитывать, что в рыночной экономике львиная доля традиционной журналисткой работы была part-time. То есть дополнительной(!!!) подработкой. Журналист каких нибудь "Будней сельской Аризонщины" не стоял на полной ставке, как его советский коллега, работающий на производство обертки для воблы.
Хотя, в отличии от традиционной журналистики, многие зарабатывают достаточно.
А еще - донаты, донаты, донаты... Многие блогеры, а особенно блогерши(которые удачно сфокусировав камеру на уровне груди, и очаровательно повращав глазками...) срубают деньги "на продолжение работы канала". Канала про про какую угодно чушь.
Далее. Если раньше реклама чаще всего требовала только фото хорошего ракурса или картинки (ибо минута на ТВ была жутко дорогой) - то теперь это полнофункциональное видео с музыкой. На которые уходит гораздо больше рабочего времени. Инструкции по использованию или ремонту того или иного девайса, которые ранее печатались на простой бумаге, тоже начинают идти в виде компьютерной графики. Это не совсем журналистика, но эта та же самая информационная "цифра".
Далее. О глобализации. Журналистика становится глобальной. И деньги перетекают глобально. Какой-нибудь Шри-Ланкийский рыбак, сняв ролик про ловлю руками каких-нибудь особо вредных крабов, может срубить за день столько денег, сколько за год не зарабатывает вся его деревня. Не покидая деревни.
А сколько рабочих мест создано на поддержании работы всех этиx Ютюбов, Фейсбуков, ВКонтактов и прочего? На производстве железа для всего этого? Не только серверных стоек, но и на производстве всех смартфонов или планшетов, многие из которых куплены только ради того, чтобы сидеть вконтакте в автобусе.
Резюме.
При переходе СМИ в пост-СМИ цифровой экономики было создано невообразимо огромное количество новых рабочих мест. Многие из которых имеют уровень оплаты гораздо выше, чем ранее, в традиционных СМИ.
Также, пример перехода СМИ индустриальной эпохи в распределенные пост-СМИ показывает принцип, по которому (похоже, не обязательно точь в точь), будет происходить трансформация в распределенность других отраслей - индустрии, финансов, с/х, энергетики и прочего, прочего, прочего.
И заметим, что на примере СМИ мы тоже видим, что все это работает точно по схеме Jevons paradox - облегчение доступа(=увеличение эффективности) к информационному ресурсу приводит к росту объемов потребления этого ресурса. А значит, к возможностям зарабатывать больше на производстве этого ресурса и к росту рабочих мест.