Попытался отредактировать верхний пост, добавив туда эту эпическую проблему трансформационного перехода.
[Spoiler (click to open)] И понял, что ничего лаконичного, так сказать, сжатого во времени и пространстве, в блоге попросту нет. Самая лучшая попытка была здесь:
... но и то, слишком все размазано и слишком много текста.
В принципе, это немудрено, ибо эффект недоперезанятости настолько многогранен и имеет множество влияющих друг на друга компонент, что связать все эти узелки воедино весьма трудно. Но надо. Хотя бы в каком-то черновом виде, чтобы в дальнейшем было от чего отталкиваться. Итак поехали.
1) Demographic transition В "эффекте недоперезанятости" этот компонент начинает работать, когда количество молодежи, выходящей на рынок труда и вообще начинающих активную экономическую жизнь, становится как минимум сопоставимо с количеством людей старшего возраста, уходящего с рынка труда или активной экономической жизни. Или, другими словами, когда демографическая пирамида выше 18-летнего возраста превращается как минимум в прямоугольник. Или, если совсем просто - в экономику поступает не больше рабочих рук, чем ее покидает.
Эффект: понятно, что большинство предыдущих экономических моделей, созданных в последние 200 лет, и расчитанные для пирамиды трудовых ресурсов - просто тупо перестают работать, и их нужно выкидывать на помойку, или, как минимум, серьезно редактировать. И вообще, даже сам капитализм перестает работать как ранее, финансовая система начинает творить чудеса, и прочее, прочее, прочее... Самый простой пример: такой ключевой экономический индикатор, как создание экономикой новых рабочих мест - совершенно меняет смысл. И нынешние ежемесячные пляски с бубнами вокруг него, с колебанием курса акций, бондов, валют и прочего, по методичкам 200 летней давности - это анахронизм, граничащий с идиотизмом.
2) Gig economy. Говоря простым языком, gig economy - это самозанятость. Это рабочие места со свободным графиком работы, отсутствием прямого начальства, гибким заработком и прочее. С развитием современных технологий возможности для работы именно в gig economy растут очень быстро. Одновременно растет ее привлекательность, по сравнению с традиционной для индустриального уклада работой на заводе или офисе. Другими словами, gig economy начинает пылесосом высасывать трудовые ресурсы из экономики индустриального уклада - заводов, офисов, транспорта, содержания и строительства инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.
Эффект: очевидно, что в результате сего процесса перестают работать существующие налоговые системы, и привязанное к ним финансирование социалки, инфраструктуры, и прочего. Также, имеем наличие полного отсутствия на данный момент каких-либо механизмов регуляции gig economy и связанных с ней процессов. И это как бы не мелочи, это значит, что государство в результате перестает функционировать, как ему положено по методичкам индустриального периода.
3) Изменение ментальности нового поколения. Дешевизна и доступность материальных благ смещает понятие успеха и статусности, служившее драйвером экономики индустриального уклада. Статусность и жизненный успех уходит в нематериальную сферу. Грубо говоря, пацан, у которого, грубо говоря, крутые фотки в инстаграмме или лучший результат в какой-нибудь игрушке, имеет в среде своих сверстников выше статус, нежели тот, у которого более дорогие шмотки или круче тачка. (Речь идет о развитых странах, по пути которых пойдут и все остальные) По мере взросления и появления семьи эти понятия не смещаются обратно в сферу материального потребления. Ключевыми параметрами становятся здоровье, время на общение с детьми и развлечения, и прочее...
Эффект: дефицит квалифицированной рабочей силы вследствие вымывания трудового ресурса из экономики индустриального уклада. Поскольку повышение статусности достигается не количеством заработанных тем или иным образом денег, а наличием свободного времени. А здоровье напрямую зависит от уровня стрессов, получаемых в экономике индустриального уклада (дурак-начальник, неконтролируемая ответственность и прочее). На выхлопе будем иметь проблемы с централизованной, зарегулированной, урбанизированной экономикой индустриального уклада - заводов, офисов, транспорта, содержания и строительства инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, и т.д.
4) Увеличение среднего уровня комфорта цивилизации. Средний уровень комфорта подразумевает в том числе и предпочтения по уровню комфортности рабочего места. Выросшие в комфорте дети, скорее предпочтут любую, пусть даже самую низкооплачиваемую альтернативу каким-либо грязным работам или работам в тяжелых условиях.
Эффект: дефицит НЕквалифицированной рабочей силы вследствие непривлекательности таких работ. Напрямую наблюдается в развитых странах, вызывая завоз инокультурных гастарбайтеров из более бедных стран. По мере роста уровня жизни и комфорта по всему миру (а это сейчас весьма стремительный процесс) результатом будет как минимум стремительная деурбанизация, и дальнейший эффект вообще труднопредсказуем на данный момент.
===================
Пока что картинка получается именно такая. Очень грубо и в черновом варианте.
Добавим, что все эффекты могут интерферировать между собой, давая совершенно неожиданные результаты.