Ну вот, мы и добрались до науки и ее популяризации.
Множество дискуссий по вопросам, связанным с кризисом рациональности в современном мире, все чаще выходят к некоему водоразделу, а именно на проблематику философии НАУКИ, ее места и роли в духовной культуре человечества, стремительной потери ею своего авторитета, с таким трудом накопленного за 18-20 век, усиления мракобесных тенденций в "как-бэ-просвещенном" обществе и системе образования и т.д.
Надо сказать, что эта проблема волнует не только отечественных ученых и методологов науки. Вряд ли мы погрешим против истины, если скажем, что и на Западе думающие люди уже отчетливо уловили "духовную ситуацию времени" - смертельный вызов науке со стороны воинствующего невежества \ мракобесия. Вызов (здесь, конечно, Тойнби сразу вспомнился), с которым, пожалуй, можно сравнить только Вызов Тьмы Средневековья. Как
пишет (и обосновывает со ссылкой на Питирима Сорокина) в своем ЖЖ крупный ученый-астроном, популярный детский писатель (трилогия "Астровитянка"), выдающийся популяризатор науки современности Николай Горькавый, "если бы не провал в Средние века, мы бы уже летали на Марс". О масштабах покорения Галактики в этом случае можно, конечно, спорить, не все тут так однозначно, конечно, но то, что около 1000 лет человечество вычеркнуло из своей "земной" жизни и поисков истины "не по-инквизиторски" - факт, с которым трудно спорить. Который нужно осмыслять. Опасаясь при этом "врагов среди друзей" - пресловутых позитивистов.
Повторюсь: в набат уже бьют выдающиеся западные популяризаторы науки (см. далее).
Поскольку я профессионально и довольно давно занимаюсь популяризацией науки, позвольте вставить и свои пятнадцать копеек.
Предлагаю Вашему вниманию фрагменты из моей большой статьи о логической семантике, которая вот-вот выйдет в свет. Фрагменты, посвященные как раз интересующему нас вопросу.
«[Для начала] необходимо провести [определенное] рассмотрение методологического характера касающееся анализа способа и целей функционирования науки в социуме.
Мы живем в сложный исторический период, прежде всего, относительно «духовной ситуации времени». Наступление "агрессивного деинтеллектуализма" приобретает все более и более суровые формы и, увы, это начинает ощущаться уже не только на низших ступенях иерархии отечественных ВУЗов [
http://www.youtube.com/watch?v=EfpD9G-VR8c]. Не так страшно незнание как таковое (для восполнения этого «экстенсивного» недостатка в той же Сети существует огромное количество разного рода энциклопедических ресурсов), как неумение мыслить, неспособность к творческому подходу к решению проблем, отсутствие навыков охвата проблемной ситуации «целиком», рефлексии над включенностью этой проблемы в общий контекст интеллектуальной культуры человечества и т.д. Как любит подчеркивать Е.Д. Смирнова (один из крупнейших отечественных специалистов по логической семантике и философии логики), главное при анализе тончайших вопросов из области фундаментальных наук (да и вообще, собственно говоря, любых конкретных вопросов, в т.ч. и в жизни) - это «за деревьями не терять леса».
В настоящее время мы сталкиваемся с опаснейшей для здоровья цивилизации проблемой - все усиливающимся разрывом между «интеллектуальной элитой» и «серой массой», с одной стороны, и поляризацией самого научного (интеллектуального) сообщества, с другой. В последнем случае мы имеем в виду следующее.
Многие ученые (занявшие соответствующие «экологические ниши», т.е. имеющие возможность работать в «фундаментальном» стиле) ведут свои изыскания, не сильно озабочиваясь философскими вопросами типа: «А как мои исследования помогут повысить интеллектуальный градус эпохи? Как сделать так, чтобы научное мышление (по типу) стало нормой для общества в целом, чтобы моя деятельность стала частью социальной практики в целом как таковой?». Собственно, это и не их задача с определенной точки зрения. Здесь сразу же вспоминается знаменитое (и притом весьма двусмысленное) выражение «Наука - это способ удовлетворять свои личные познавательные интересы за счет государства». Но такого рода научная деятельность необходима для сохранения науки как вида духовной практики в целом, не говоря уже о «долгоиграющих» последствиях фундаментальных прорывов.
Вторая группа «интеллектуалов» - это «замученные жизнью» люди, для которых (порой вынужденно) наука - это повседневное средство для выживания (вроде преподавателей с 1500 часами нагрузки в год, к примеру). Их можно назвать «трансляторами». Им тоже по большей части не до глобальных философских обобщений касательно судеб науки и интеллекта в 21 веке и соответствующих практических действий, хотя они (в отличие от первых) сталкиваются с проблемой восприятия науки обществом ежедневно (в студенческих аудиториях).
И, наконец, третья группа - те, кто мужественно пытается соединять в себе по крайней мере некоторые основные принципы первых двух стилей - популяризаторы науки. Те, кто интересуется не только содержанием, но и формой представления научной информации, кого «по штату» заботят проблемы ассимиляции интеллектуальной культуры в плоть общества в целом. Специалисты, ответственные за преемственность научной традиции как таковой.
Эти три группы «интеллектуалов» сущностно взаимодополняют друг друга, но реальные отношения между ними оставляют желать много лучшего. Особенно это касается «внутренних столкновений» между «фундаментальщиками» и «популяризаторами». Не секрет, что первые зачастую смотрят на вторых «сверху вниз», считая их деятельность «не достойной настоящего исследователя», полагая их «несостоявшимися учеными, от безысходности бросившимися в проповедничество» (примеры у всех нас перед глазами, достаточно назвать хотя бы Фламмариона). Понятно, что такое отношение вызывает ответную реакцию, что явно не способствует органическому развитию науки как единого социального комплекса (института) и ассимиляции научного способа мышления в общественное сознание.
На самом же деле само существование вершины пирамиды («чистых исследований», деятельности ученых высшего ранга и т.д.) становится возможным только при наличии ее фундамента. Чтобы вырастить плеяду выдающихся математиков, надо иметь сотни тысяч людей, увлекающихся математикой. [А так как в начале неизвестно, кто из этого миллиона первоклассников станет Энштейном/Алфёровым/Бокерия/Ландау, значит КАЖДОГО из них нужно учить как будущего Эйнштейна/Алфёрова/Бокерия/Ландау. И тогда один и ста тысяч им станет, взято у
этого автора].
Чтобы в обществе появлялись Хабблы (и чтобы они были этому обществу нужны), в нем должна существовать система, формирующая интерес к астрономии у широких масс молодых людей. Нужна структура, «вербующая» подрастающее поколение в члены «научного сообщества». Наука должна быть «реальным сектором» общественного сознания. Человек интеллектуальной страты с младых ногтей должен приучаться дышать воздухом науки. И вот здесь-то роль популяризаторов науки невозможно переоценить. Кому-то это может показаться парадоксом (и это еще один повод для зависти к «популяризаторам» со стороны «фундаментальщиков»), но их имена более известны, чем имена многих ученых. Гарднера и Смаллиана знают миллионы людей, а фамилию человека доказавшего великую теорему Ферма - на порядки меньше. Но сколько людей пришло в логику (и стали серьезными исследователями и пионерами новых направлений) через сборники головоломок Смаллиана, в математику - через Левшина, Гарднера, Кордемского, в астрономию - через Фламмариона!
Популяризаторы - это те, кто обеспечивает связь науки и общества, те, кто, владея фундаментальными знаниями, с одной стороны, технологией научного мышления, с другой, и педагогическим талантом, с третьей, представляют науку обществу и в обществе, являясь ее «апологетами» (в смысле авторов «апологий» в ранней патристике).
Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем наши рассуждения комплексом цитат из замечательной статьи «выдающегося научного журналиста и писателя, устанавливающим… высокие стандарты… для популяризации науки» Тимоти Ферриса «Несколько слов о популяризации науки» [Феррис Т. Несколько слов о популяризации науки // Будущее пространства-времени / Стивен Хокинг и др. - СПб., 2009. - С. 177-197; приведенная нами характеристика самого Ферриса содержится в Предисловии на с.8].
Итак, «большинство граждан остаются отчужденными от науки. Каждый год мы читаем в газетах истории о так называемой «научной безграмотности»… Все это весьма прискорбно, но еще более серьезную озабоченность вызывает тот факт, что весьма немногие понимают, что представляет собой наука как процесс… Проблема состоит в том, что выпускники так и не научились исследовать подобные [принципиальные, типа «Почему сменяются времена года?», по Феррису - прим. З.Г.] вопросы. В конце концов, ЧТО вы думаете, менее важно, чем КАК вы думаете… Популяризация науки должна… дать возможность людям лучше жить в целостном, а не в раздвоенном мире, который не находится в ладах с самим собой… Наука - процесс, способ подхода к миру… Наука до сих пор НЕ СТАЛА ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ [выделено мной - прим. З.Г.]… Задачи, поставленные перед работающими учеными, не знакомы широкой публике [а это одна из причин «недоверия» к науке и, в конечном счете, падения ее авторитета, а вместе с ним и культуры рационального мышления вообще, о котором (падении) Феррис много говорит в своей статье - прим. З.Г.]».
Далее мы иллюстрируем эти методологические выводы и обобщения конкретными примерами - в данном случае, на материале логики и логической семантики.
«Методы и средства логической семантики (как части философской логики), в отличие от, скажем, чистой математики, позволяют, таким образом, увидеть все имманентное богатство тех или иных интеллектуальных сюжетов и их место в общей структуре интеллектуальной культуры человечества, в истории его поисков фундаментальных принципов мироздания. К примеру, можно с точки зрения чистой игры с символами, «занудно» и «в лоб» изложить теорему Гёделя, а можно представить ее так, как это сделал Д. Хофштадтер в своей замечательной книге «Гёдель, Эшер, Бах», опираясь, безусловно, на многие «откровения» из области логической семантики. Можно трактовать парадокс Рассела «по-математически» (как теорему теории множеств в ряду других теорем), а можно - с помощью методов логической семантики - перевести разговор в философскую плоскость (проблема абстрагирующей деятельности мышления, статуса идеальных сущностей и т.д., т.е. в план анализа рационального мышления как феномена). Возможность «социализации» логического сюжета во втором случае неизмеримо выше, не говоря уже о преимуществах второго способа представления в плане формирования творческой личности, для «гимнастики затекших суставов интеллекта» (этот яркий образ предложила наша студентка Э. Фогель). Именно так наука как процесс, как стиль мышления и врастает в культуру и общественное сознание (раз уж у нас ныне курс на «все молодые теперь студенты»). Как говорится, почувствуйте разницу.
В самом деле, так же, как можно навсегда убить интерес к астрономии, если начать со звездных координат, можно убить хрупкую еще любовь к логике, если начать с аксиоматических исчислений. До подлинных красот логики как философской (а значит - ориентированной на предельные мировоззренческие моменты) науки эти студенты уже не доберутся. И так и останутся с искаженным образом логики («Логика - это жесть») и ее реальной роли в культуре. И передадут его далее «по социальной цепочке». Вот так и подрывается авторитет науки в социуме. Вот именно этим, в частности, и объясняется тот удивительный для многих факт, что «наука до сих пор не стала частью культурного поля». Для этого нужны специальные усилия - и притом не собственно ученых, а «интерпретаторов» науки, специалистов не столько по самой дисциплине, сколько по методике ее преподавания. А уж о том, каково отношение в научном сообществе к этому словосочетанию ["методика преподавания"], лучше молчать…»
И еще один пассаж, с Вашего позволения.
«Обратим внимание на любопытные, с нашей точки зрения, этимологические аллюзии. «Логос», как известно, по-гречески означает «слово», «мысль», «закон» и т.д. И не случайно именно эта морфема завершает названия тех или иных конкретных наук (наука может быть рассмотрена как Слово, рожденное мышлением, и приобретающее характер закона для рассматриваемых объектов) - антропология (наука о человеке), геология (о Земле), арахнология (о пауках) и т.д. Но есть в корпусе человеческого знания совершенно удивительная наука - «просто Наука», она же логика. Так сказать, «логия» не чего-то внешнего и конкретно-предметного, а чистая «логия». Наука в чистом виде. Мышление о мышлении. Ну не говорить же в самом деле «логология»?! И как тут не вспомнить Гуссерля с его чистой логикой как «наукоучением»!
И потому неудивительно, что создатель логики как науки Аристотель не поместил ее ни в один из разделов своей знаменитой классификации наук. Не поместил именно потому, что логика - это фундамент всех наук вообще, науки как способа мышления в принципе, специфически понятая метанаука. И об этой «несущей» роли логики как науки в здании интеллектуальной культуры человечества стали часто забывать, увлекаясь логическими средствами (и выпуская из внимания цели)».
В общем, нас в самое ближайшее время ждет серьезная война за торжество Разума, война до победного конца между Логикой и Абсурдом.