Горы Проклетье. Ущелье Ропояна. 14 июня.

Apr 21, 2007 13:44

Горы Проклетье называют Балканскими Альпами за схожесть очертаний и за тот странный факт, что при относительно небольшой высоте (до 2,5 км), в их узких ущельях практически круглый год сохраняются снежные языки.
Большая часть этого массива, одного из самых малоизученных в Европе, находится в Албании.
В сами горы мы лезть не решились: маршруты там не размечены, и без проводника и специального снаряжения это было бы глупостью, - и выбрали для прогулки ущелье Ропояна, решив дойти до озера, расположенного в полукилометре от албанской границы. Маршрут туда и обратно, порядка 15 км в разумном ритме, занял у нас в общей сложности примерно пять часов.

Честно говоря, передать словами свои впечатления от этой сказки сложно. Под катом -почти две дюжины фотографий, но и они не помогут кардинально спасти ситуацию. Право, вам лучше всего туда съездить и пройтись по Ропояне самим!




Неплохая асфальтовая дорога ведет из Гусинье в Вусанье - деревенька, расположенная при «слиянии» двух ручьев и, соответственно, двух ущелий.


Переехав через мост, мы выскочили на ровную «заливную лужайку», где и решили запарковаться.




Ручей Грия, текущий по Ропояне, в устье разливается в ширину метров на десять, становясь, правда, глубиной по щиколотку. Чуть выше по ручью мы встретили группу англоязычных туристов, приехавших на двух машинах спартаковских цветов. Они не стали забираться по ущелью далеко, дойдя лишь до Савиной воды - небольшого лесного озера, иначе именуемого «Око», о чем нам восторженно поведали. На карте Грия вытекает именно из Ока, хотя на самом деле некий ручеек течет и выше по ущелью. До этого озерца - километра полтора, 20-30 минут ходу.

Но сначала на дороге обнаружился живописный огромный камень, который, видимо, в незапамятные времена сорвался с одной из окрестных вершин. А в нем - естественная пещерка. Получился этакий природный домишко.



Когда мы начали маршрут, было начало второго. Погода баловала: 25 градусов тепла, сияет солнце, и на фоне яркого голубого неба далекие еще вершины Проклетья не кажутся таящими угрозу.


Где-то километр вдоль дороги тянутся чьи-то угодья, чисто условно обнесенные невысокими каменными оградами, через которые несложно попросту переступить. За заборами - огороды, для орошения которых выкопаны… ирригационные канавы (каналами же не назовешь), причем сделано это вполне по-нашему, ляп-тяповски, абы как, из-за чего дорога частенько оказывается залитой водой, проистекающей из этих самых канав.
Но дальше огороды заканчиваются, и начинается невысокий «горный» лес странноватых светлых тонов.


И вдруг где-то на уровне коленей табличка, на которой написано «Око» и стрелка вправо, прямо в бурелом. Найти тропку с некоторым трудом все же можно, и буквально через двадцать метров вдруг оказываешься возле красивого лесного водопада. Стоя рядом с шумом падающей воды на скольком камне, проследив взглядом ее дальнейшее течение, замечаешь вдруг меж стволов чей-то огромный желто-зеленый глаз. Это и есть Око: озеро диаметром метров пятнадцать необычного бирюзового цвета самых разных оттнеков, спрятавшееся посреди леса. Ветви деревьев обрамляют его, как ресницы. К сожалению, балансировать на мокрых камнях с фотоаппаратом мы не решились, да и всё равно уникальную прелесть этого потайного местечка не передашь. У нас почему-то возникло сравнение: Хоббитания. Наверное, из-за не то чтобы карликовых, но непривычно низковатых деревьев со светло-зеленой полупрозрачной листвой. В московских парках такая листва бывает в мае. Впрочем, по местному природному календарю, учитывая высоту за километр, наверное, и был как раз май.
Вода в ручье Грия, вытекающем из Ока, понятно, чиста, как слеза. Правда, она почему-то пресная.


Выбравшись обратно на дорогу, мы обнаружили, что на небо стали потихоньку набегать тучки. На хоббитанский лес порою ложилась их тень, а за ним вставали вершины Мордора.


Посреди вдруг возникшей придорожной полянки торчало сухое дерево (кроме того, в кадр не попали пасшиеся на ней бараны и спавший неподалеку пастух)


И если на фоне голубого неба острые зубья Морд… в смысле, Проклетья выглядели еще не так угрожающе…


…то чем ближе мы подходили, и чем темнее становилось, тем внушительнее нависали над дорогой эти почти отвесные скалы.


И порою становилось не на шутку страшно




Через пару километров в ложбинах между зубами появился снег. Долина сузилась. Заметно похолодало… Даже на карте (см. выше) видно, как где-то на полпути к озеру Личени Кштарс, попросту именуемому местными жителями «Йезерце», двухкилометровый хребет Каранфили подступает почти к самой дороге.
И тут, когда мы уже привыкли к тишине и одиночеству, издалека взревел мотор, и из-за угла (если спросите, где там углы - не отвечу, но все равно «из-за угла»!) вылетел джип с пограничниками, остановившись метрах в ста перед нами. Четверо дюжих молодцев в форме вылезли из машины и подозрительно на нас уставились. На албанских шпионов мы похожи были не особо, да и вместо того чтобы скрываться от преследования, спокойно подошли и поздоровались. У нас попросили документы и поинтересовались, куда это мы направляемся. Мы объяснили, куда, и предъявили свои иностранные паспорта. (Кстати, если пойдете гулять по Ропояне или по каким-то другим приграничным ущельям и горам - обязательно возьмите с собой документы! Иначе могут задержать.) И тут произошло чудо. Обнаружив слово «Россия» в наших паспортах, назгулы разгладились лицами, заулыбались, все вопросы тут же были сняты, нас стали за что-то благодарить и даже предложили подвезти до Йезерца (на что мы, конечно, выразили протест). Оказалось, именно в тот день Россия одной из первых признала независимость Черногории, и мы как ее верные граждане сполна испытали последствия поступка, к которому были, в общем-то, непричастны.
Еще некоторое время доброжелательно пообщавшись (пограничников заинтересовали наши карты, в частности, та, что приложена к этому рассказу, в распечатанном виде, и они весьма удивились, что все они скачаны из Интернета), мы разбежались каждый по своим делам. Пограничники - вниз по ущелью на четырех джиповых колесах (обычная легковушка там пройдет не везде), мы - дальше верх на своих шести.
Потом мы чуть не заблудились. Главная дорога, оказывается, ведет не к озеру, а к пастушьему домику на склоне (возможно, там пограничный пост). А к озеру ведет малозаметная на каменистой почве колея, которую мы упустили и в итоге вышли к ней через заросли. На карте они выглядят одинаково, но на самом деле поворот направо можно и пропустить. А никаких указателей, понятно, нет. Впрочем, заблудиться сложно. Тем более на обратном пути мы выложили на нужном повороте стрелку из камней. Глядите под ноги и по обочинам, увидите стрелку - пора сворачивать...

Где-то в полчетвертого, в середине третьего часа пути, мы наконец поднялись на некое подобие перевала, где были обнаружены заросшие развалины каких-то строений. Лес кончился. Потянулось диковатое плоскогорье с торчащими посреди жидкой травки камнями.


Затем мы вновь вступили в лес - уже другой, мрачный, темный. Суровые пики нависали теперь над самой головой. Тучи сгустились. Начал накрапывать дождик.


И когда мы, уже в пятом часу, начали спускаться в ложбинку, где меж ветвей блеснула сталью вода Йезерца…


…дождь шел уже всерьез, а горные гряды выглядели настороженно и злобно. Буквально за два часа мы из славной светлой Хоббитании вдруг перенеслись (ну, то есть, ножками, ножками пришли, как по сюжету положено) в характерный Мордор.


Йезерце выглядело обманчиво спокойным.


Но если выйти на берег, становится неуютно, сыро и даже чуть страшновато. (Учтите: горные зубы были уже закрыты облаками, и мы чувствовали себя будто в каменном мешке)


И, быстро промокнув (голубая шляпа защищала плохо), не слишком довольные неуместными капризами погоды, мы, не задерживаясь, отправились в обратный путь.


Путь вниз, почти без остановок, занял часа полтора. В Вусанье было сухо и солнечно.


Машина стояла на том самом месте, где была оставлена. Нас даже встречали местные жители.


До вечера нам предстояло проехать еще почти 150 км.

Черногория

Previous post Next post
Up