И хоть внешне вокзал не выглядит традиционной «заброшкой», по факту это именно так. За исключением лишь нескольких кабинетов на 1 и 2 этажах бывшей гостиничной части здания, в которой примерно с 1997 года размещается управление ОАО «Амур-Порт». Все остальные помещения гостиницы, а также ресторана, зала ожидания, операционного зала и багажного отделения вокзала представляют собой классическое «поле брани» активно разворовываемого с 2005 года порта, являющегося ныне искусственным банкротом.
1. Побелка фасада здания по «живому мясу», октябрь 2016 г.
2. Это красивое и выдающееся здание является одним из символов нашего города, его «лицом» с Амура. По архитектуре оно напоминает плывущий теплоход. Автором проекта вокзала является ленинградский архитектор Б. А. Вотинов. Проект здания индивидуальный, однако, где-то в Средней Азии впоследствии был построен ещё один речной вокзал по тому же проекту, что и у нашего.
3. Недавно, стараниями общественников, здание было включено в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, ведётся дальнейшая работа по признанию вокзала полноценным охраняемым памятником архитектуры.
4. Строительство речного вокзала велось с 1969 по 1976 год. Вот так вокзал выглядел в 1972 году. Фото из архива В. И. Баева.
5. А это 1973 год. Коробки гостиничной и ресторанной частей здания уже возведены. Фото В. Г. Ивахненко.
6. Открыт вокзал был 2 мая 1976 года. Это заметка из городской газеты, посвящённая открытию нового речного вокзала Комсомольска.
7. А вот так выглядел вокзал в 1977 году. Фото из архива В. И. Баева. Обратите внимание на ещё висящие на фасаде буквы: справа «ГОСТИНИЦА», а слева - «РЕСТОРАН». И гостиница и ресторан назывались «Бригантина». Удачное расположение прогулочных галерей вокруг ресторана, гостиницы и зала ожидания благоприятствует отдыху. Слева видны огромные часы, они были настоящие, шли, но в настоящее время демонтированы, на их месте стилизованный компас.
8. В фоторепортаже из здания вокзала я покажу эти помещения спустя 40 лет после открытия.
9. Начну с бывшей гостиницы «Бригантина». Сегодня немногим известно, что с 1976 по середину 1990-х гг. эта 4-этажная часть здания Речного вокзала являлась одной из крупных городских гостиниц. А за большим окном справа на 1 этаже располагалась парикмахерская. Примерно в 1997 г. бывшую гостиницу заняло управление ОАО «Амур-Порт», переехав из пос. Менделеева. В разное время помещения сдавались в аренду, в том числе под жилые номера, но в настоящее время они заброшены и захламлены.
10. Холл 1 этажа. Первоначально стен спереди и справа не было, а был большой и светлый гостиничный вестибюль. Это фото годичной давности, в настоящее время стены завешаны растяжками, дабы прикрыть «срам», поскольку на 1 этаже этой зимой разместился пункт проката коньков.
11. Металлическая чеканка и клумба - украшения, оставшиеся из советских времён.
12. За этой стеной, на углу здания была парикмахерская.
13.
14. Холл 2 этажа.
15.
16. Коридор 2 этажа. Сегодня здесь размещается администрация ОАО «Амур-Порт». Впрочем, большинство кабинетов уже освобождено.
17. Холл 3 этажа. Здесь все помещения пустуют.
18. В 2012 г. в гостиничных номерах жили строители новой газпромовской базы, что по ул. Орловской. Они и были последними постояльцами. Кровати при выселении они хотели забрать, но им их так и не отдали.
19. А это тот же ракурс, что и на предыдущем фото. Так выглядел этот холл 40 лет назад. Фото из архива Лебедева.
20. Нанайцы в чеканке сохранились до сих пор.
21. Примерно так выглядят все помещения на 3 и 4 этаже.
22. Так как кровля Речного вокзала давно пришла в негодность, грибка на стенах и потолке во всех помещениях очень много.
23.
24.
25. Кухня 3 этажа.
26. Одна из лоджий 3 этажа.
27. Коридор 3 этажа.
28. Один из номеров на 3 этаже.
29.
30. В другом номере.
31. В каждом номере свой санузел / душевая.
32.
33. 4 этаж.
34.
35. Коридор 4 этажа.
36. Один из номеров на 4 этаже.
37. Диван справа был в этой гостинице изначально. На 19-м фото такие же.
38. Холл 4 этажа.
39. Из него можно выйти на большой балкон, опоясывающий западный угол здания.
40.
41.
42.
43. Вот так выглядит кровля Речного вокзала. Не удивительно, что внутри всё в грибке.
* * *44. А эта часть здания вокзала представляет собой один из некогда крупных городских ресторанов, который работал с советских времён. Он имел то же название, что и гостиница - «Бригантина». Большие зашитые окна во всю высоту 2 и 3 этажей - его основной зал. Окна на трёх этажах справа - всевозможные вспомогательные, хозяйственные, служебные и административные помещения ресторана, в том числе кухня. Закрылся ресторан «Бригантина» в начале 1990-х гг. В дальнейшем все его помещения были раздроблены, сдавались в аренду, а основной зал занимало сначала кафе «У моста - 3», а затем, с 2007 по 2012 гг. - ночной клуб «Жара». Помещения на 2 и 3 этажах в правой части примерно с 2006 и до 2013 г. занимал салон красоты «Особа». Сегодня вот уже несколько лет все помещения ресторана заброшены и захламлены, требуется ремонт.
45. Основной вход в ресторан - с прогулочной эстакады.
46. Основной зал ресторана.
47.
48.
49.
50. А это помещение примыкает к основному залу со стороны Амура. Его назначение с советских времён ни разу не менялось. В нём располагался бар сначала ресторана «Бригантина», затем кафе «У моста - 3», а потом ночного клуба «Жара».
51. Далее два фото с одного ракурса в наши дни и 40 лет назад.
52. От прежней отделки частично осталась только деревянная обшивка под потолком.
53. Вид с противоположной стороны.
54. И снова тот же ракурс, но 40 лет назад. Обратите внимание на камин. Он был ещё тогда.
55. Выход на огромную лоджию.
56. Лоджия.
57. Когда-то с неё можно было попасть в зал ожидания.
58. Далее немного фото из вспомогательной части здания ресторана. Одно из помещений салона красоты «Особа» на 3 этаже бывшего ресторана.
59. Оно же.
60. Вероятно, кухня ресторана, она расположена на 2 этаже со стороны трамвайного кольца.
61. Соседнее помещение хоть и небольшое, но имеет высоту в 2 этажа.
62. Оно же.
63. А это 1 этаж. Здесь тоже в последние годы было кафе, кажется, «Русское застолье», от ООО «У моста - 3». «Жара» тоже была от того же ООО. Раньше здесь не было зала, для него сломали несколько перегородок.
64. Выход в подвал ресторана.
65.
66. Подвал ресторана.
67.
68.
69.
70. Бассейн в подвале. Он был построен несколько лет назад, изначально его не было.
* * *
71. Далее несколько фотографий из подвала речного вокзала, в котором располагалось багажное отделение / плавбаза. Большие ворота справа выходят прямо к причалу.
72. В этих помещениях располагались холодильники для продовольственного обеспечения судов.
73.
74. Нынешнее их состояние говорит само за себя.
75. Коридор багажного отделения. Далее имеется ещё пара ворот.
76. Одно из помещений багажного отделения. Обратите внимание на трещину в стене.
77. Вид от ворот в сторону лестницы, ведущей на 1 этаж вокзала. Слева был платный туалет. Справа (перед лестницей) коридор ведёт к холодильникам.
78. Вид из багажного отделения на операционный зал.
79. Далее несколько фото из операционного зала.
80.
81. Наводнение 2013 года и текущая кровля сделали своё дело - в операционном зале стойкий запах сырости, как будто в подвале гаража, где хранится картошка. Ещё 3 года назад на потолке и на стенах никакого грибка не было.
82.
83.
84.
85. С 2014 года кассы не работают, билеты продаются на дебаркадере.
86. Кассы с обратной стороны.
87. Помещения в северном углу здания на 1 этаже.
88. Знаменитая винтовая лестница, ведущая в зал ожидания.
89.
90. Зал ожидания.
91. Бар, действовавший в течение последних нескольких лет в зале ожидания.
92. Вид из окна зала ожидания на трамвайное кольцо.
93. Слева в окне уходит Октябрьский проспект.
94.
95. Тот же ракурс, что на предыдущем фото, 40 лет назад. Фото из архива Лебедева А. А.
96. Напоследок, несколько общих фото здания вокзала в наши дни.
97. Пень, выкорчеванный алюминиевым первостроителем, символизирует «факел первых пятилеток». Эскиз барельефа выполнил В. П. Лановенко. Скульпторы - В. С. Косаминский и Г. И. Костенко.
98.
99. Наружная лестница во всю высоту здания вокзала.
100. Огромный балкон зала ожидания.
101.
102. Свежее фото февраля 2017 г.
© Дмитрий Николаев Комсомольск-на-Амуре 2017 г.
Также смотрите по этой теме:
Заброшенный речной порт Комсомольска-на-Амуре Подписывайтесь на мою группу ВК:
https://vk.com/gorotckop Мой ресурс в сети:
http://gorotskop.livejournal.com За организацию экскурсии выражаю благодарность Дмитрию Чемерису (
фотостудия «Camera Obscura») и Алексею Ларину (
сетевое издание «Флюгер»). Посмотреть их аналогичный фоторепортаж можно
здесь.
Спасибо за внимание.
- Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
- Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
- Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
- Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
- Пост в
паблике.
- Индивидуальные экскурсии, прогулка по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: kms586387@mail.ru. Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях:
Facebook,
В Контакте,
Одноклассники.