Фоторепортаж из Музея трудовой славы Амурского судостроительного завода

Nov 27, 2015 00:05

В ноябре 2015 г. после многолетнего перерыва вновь открылся Музей трудовой славы Амурского судостроительного завода - градообразующего предприятия города Комсомольска-на-Амуре. Это связано со сменой директора предприятия, прежнее руководство которого не желало оплачивать работу единственного сотрудника музея.

Прежде я думал, что этот музей наполнен в основном историческими документами, личными делами бывших сотрудников и небольшим количеством вещей из 1930-х гг. Но к моему удивлению, он оказался очень интересным местом - музей изобилует предметами, связанными не только непосредственно с судостроением, например, моделями судов, производившихся на заводе, но и множеством бытовых вещей, как недавно вышедшими из употребления, так и достатоточно давно. Документы и дела, конечно, тоже присутствуют, но они хранятся в фонде. А вот обзорную экскурсию по основному экспозиционному залу я хочу показать в этом фоторепортаже.
Рассказывать об истории завода и показывать множество документов о свершении примечательных фактов, относящихся к заводу, я не буду, поскольку эта информация специфичная сама по себе, да и к тому же она имеется в интернете в открытом доступе, а покажу то, что привлечёт в музей простого обывателя.

Начну, пожалуй, со старого фото главной проходной завода №199 - им. Ленинского комсомола - Амурского судостроительного. Судя по надписи, оно сделано в 1979 году, но само это здание было построено в 1977-м.



А вот так это здание выглядит сейчас. Буквы на крыше уже другие. Ордена покрупнее. Окна пластиковые. Плакат другой.



1. При входе в музей посетителей сразу встречает локомобиль, который применялся на первой электростанции города. Его мощность - 16 л.с. Он приводил в движение электрогенератор постоянного тока 220 вольт мощностью 8 Квт с силовым распределительным щитом. Пущен в эксплуатацию 16 июля 1932 года.




2. Вещи, подаренные музею первостроителями.



3. Самовар, найденный на месте пиванских лесозаготовок.



4. Утюги и рубель - для глажения белья.



5. Патефон.



6. Часы, а слева внизу - самодельный светильник.



7. Модель парохода «Колумб», на котором 10 мая 1932 года прибыли в Пермское первостроители завода. Построено в 1911 г. в Благовещенске, разобрано в 1947 г. на Хабаровском судоремонтном заводе.



8. Картина «Закладка первого камня», написанная комсомольскими художниками Н. Драчевым и А. Абросимовым к дню празднования 35-летия города (12 июня 1967 г.).



9. Макет глинобитного барака, в котором жили первостроители завода. Изготовлен в 1967 г. по описаниям первостроителей.



10.



11.



12. Инструменты первостроителей.



13. Модель дизель-электрической подводной лодки серии XIc типа Л.



14. Макеты вагонеток, использовавшихся для перевозки грузов вручную по деревянным рельсам и по узкоколейке. Ножовка, использовавшаяся при строительстве завода и города, переданная первостроителем П. Ф. Кривоносовым.



15. Бюст корабельного инженера Владимира Полиевктовича Костенко. Именно этому человеку принадлежит совершенно революционная для 1930-х гг. идея строительства судостроительного завода нового типа, на котором корабли могли бы строится в тёплых сухих доках. За это он получил в 1950-м г. Сталинскую премию!



16. Подробнее о В. П. Костенко можно почитать здесь: http://komsomolsk-amur.livejournal.com/213933.html.



17. Электромеханический арифмометр «Быстрица-2».



18. Механический арифмометр «Феликс-М», он же «Железный Феликс».



19. Это был самый популярный и самый массовый в СССР механический калькулятор. Он выпускался с 1929 по 1978 г.



20.



21. Телефоны, пожалуй, есть во всех музеях.



22.



23.



24.



25. Самоходный дизель-электрический паром «Амур» 723 проекта для железнодорожной переправы через реку Амур.



26.



27.



28. Аналогичный паром «Комсомольск» того же 723 проекта. Эти два парома были построены на заводе в 1952 г., а кроме них были ещё два - «Волга» и «Дон», проекта 723у, построенных в 1945 г. также на судостроительном заводе в Комсомольске. Паромы работали до того момента, когда был построен мост через Амур в 1975 г. После этого некоторое время паромы находились на консервации, а затем проданы на металлолом за рубеж.



29. Пулемёт системы Максим, 1908-1930 гг. Кожух, ствол и ствольная коробка. Стоял на вооружении подводных лодок Л-11 и Л-12, а также надводных кораблей как средство ближней противовоздушной обороны. Передан музею военнослужащими ТОФа.



30.



31.



32. Информация о погибших в годы ВОВ заводчанах.



33.



34.



35. Уголок с военными экспонатами.



36. Картина «В день закладки завода» была выставлена для обозрения во Дворце судостроителей 1 июля 1976 года на торжественном собрании, посвящённом 40-летию завода. В 1971 году картина была заказана студии военных художников имени М. Б. Грекова. Написал её художник Н. Н. Соломин.



37.



38. Ледокол «Наварин», 550 проект.



39.



40.



41.



42. И снова уголок быта.



43. Мясорубка-бабушка и мясорубка-внук.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



50.



51.



52.



53. Советский стереофотоаппарат для съёмки трёхмерных фотографий.



54.



55. Корабельный ревун.



56.



57. Ледокол «Амгуэма», 550 проект.



58.



59. Эскадренный миноносец, проект 30 бис.



60. Товары народного потребления, выпускавшиеся на заводе. В редкой комсомольской квартире не было этой мебели.



61. Табуретка и фляга такие у нас дома есть. Не знал, что они злковские.



62. «Амгунь-2» у нас была, а «Веста» (никогда не знал названия) до сих пор на кухне.



63. Резиновый зелёный шланг надеваешь на кран, опускаешь его в машинку, включаешь горячую воду. Потом засыпаешь порошок на глаз, закрываешь крышками и включаешь стирку первым рычагом. Самое интересное - после стирки. Вытаскиваешь бельё и пропускаешь его сквозь жернова специальной ручкой, которая вставляется сбоку. Бельё при этом попадает на большую белую крышку, которую ты предварительно прикрепляешь сзади. Потом нужно слить воду - для этого один конец шланга подсоединяешь к дырке, что находится за маленькой крышкой внизу сбоку, а второй - в ванну и включаешь насос. При этом раздаётся характерное гудение. После отсоса воды споласкиваешь и протираешь бак машинки изнутри. Однажды у нас сломался насос и грязную воду мы откачивали из неё тем же методом, которым некоторые редиски воруют топливо из бензобаков автомобилей. До сих пор помню вкус грязной мыльной воды.



64. Средний рычаг повернёшь - он крякнет и зацыкает таймер. На этом экземпляре всё работает!



65.



66.



67.



68.



69.



70.



71.



72.



73. Мягкая мебель «Садко» до сих пор у нас дома стоит. Только обивка другая.



74. Стол-бюро секретаря-машинистки, 1950-е гг.



75.



76. Эскадренный миноносец, проект 56.



77.



78. Баржа для перевозки насыпного грунта. При постройке использовалась технология, применявшаяся на эсминцах.



79.



80. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус», типа «Варшавянка». Вооружена 6-ю торпедными аппаратами калибра 533 мм. Предназначена для борьбы на морских коммуникациях. Самая малошумная в мире лодка.



81. Атомная подводная лодка проекта 971, типа «Барс». Вооружена 4-мя носовыми калибра 533 мм и 4-мя калибра 650 мм торпедными аппаратами. Предназначена для борьбы в океане.



82. Судно сейсмической разведки, проект VS 492SRV.



83.



84. Это тоже музейный экспонат!



85. Промысловый мотобот, проект 70451 Т.



86. Промысловый мотобот, проект 70451 Т.



87. Промысловый бот, проект 21230.



88.



89.



90. Подарки заводу.



91. Фрегат.



92. Сторожевой корабль проекта 23182.



93.



94.



95.



96.



97.



98.



99.



100.



101.



102. Сам музей расположен в этом здании. Это здание профкома Амурского судостроительного завода, оно находится на площади Макарова, по Аллее Труда, 4, перед проходной завода. Построено в 1966 г. Ещё при строительстве одно из его помещений на 4-м этаже специально предназначалось для Музея трудовой славы, который и открылся здесь в 1967 г. К слову, это самый первый в городе музей промышленного предприятия. Спешите посетить - музей открыт абсолютно для всех желающих)



Спасибо за внимание!

© Дмитрий Николаев  Комсомольск-на-Амуре  2015

Подписывайтесь на мою группу ВК: https://vk.com/gorotckop

Мой ресурс в сети: http://gorotskop.livejournal.com

- Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
- Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
- Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
- Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
- Пост в паблике. Никаких накруток и ботов, все подписчики - живая аудитория.
- Индивидуальные экскурсии, прогулка по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: kms586387@mail.ru. Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях: Facebook, В Контакте, Одноклассники.

судостроение, выставка, Амурский судостроительный завод, площадь Макарова, Дмитрий Николаев, ЗЛК, АСЗ, судостроительный, gorotskop, история, Комсомольск-на-Амуре, завод им. Ленинского комсомола, СССР, Костенко, Музей трудовой славы, Аллея Труда, музей

Previous post Next post
Up