Автобусы «ЛиАЗ-677» проработали на маршрутах Комсомольска-на-Амуре ровно 40 лет.
Первые экземпляры поступили в город в апреле 1971 г. и поступали ежегодно ещё в течение 25 лет. Всего успело прибыть свыше 500 новых автобусов, последние - в 1996 г. После этого поступали только «корейцы» и «пазики», но их было немного и большая часть автобусов были б/у, поэтому, транспортники были вынуждены в течение 15 лет капиталить старые Лиазы, продлевая их срок работы до 20-25 лет при положенном сроке в 7 лет. В конце 2008 г. в город начинают массово поступать новые южнокорейские автобусы Daewoo BS106, а затем и российские ЛиАЗы-5256, а 677-е, проработав ещё 4 года, были единоразово отставлены от работы волевым решением в начале июня 2011 г. Связано это было с бедственным финансовым положением комсомольского ПАТП-1 - старые автобусы не столько приносили прибыли, сколько убытков, сказывался их возраст и увеличивающиеся с каждым годом расходы на ремонт и обслуживание, тем более что к этому времени в город успело поступить уже достаточно большое количество новых автобусов. В итоге несколько десятков старых Лиазов отправилось остывать сначала в гараж, а через некоторое время их потихоньку, несколькими партиями стали увозить на порезку.
В этой публикации предлагаю фоторепортаж из 67 фотографий с Комсомольской металлобазы, что по Северному шоссе, 56, где и нашла последнее пристанище наша последняя рабочая партия этой советской автолегенды. Узнал я об этом совершенно случайно, увидев один из списанных автобусов едущим на буксире по Северному шоссе. После этого обнаружил их на металлобазе. Увозить сюда Лиазы начали примерно с 2010-го, а с 2011 г. они стали тут появляться массово. Жалкие, убитые, помятые, в заплатках, перекрашенные не один раз, некоторые уже без стёкол и фар, в большом количестве они производили весьма гнетущее впечатление. Каждый раз после посещения этого места у меня оставалось чувство грусти и потери. Ещё бы - ведь я много лет ездил ребёнком в этих гремящих, воняющих бензином, но таких родных железных чемоданах, мы все ждали, когда их заменят новыми автобусами, а вот теперь они ушли тихо и незаметно, не оставшись даже на постаменте возле родного ПАТП, где служили добрых 40 лет. Вероятно, руководству нашего автобусного парка не до того.
На сегодня от нескольких десятков старых Лиазов, работавших в Комсомольске в последние годы, здесь осталось только несколько ржавых остовов, лишь отдалённо напоминающих один из символов моего детства. Служебных в городе тоже не осталось, изредка только «вымпеловские» наведываются из Амурска.
1. Вначале несколько общих фото разных лет. Даты съёмки указаны в углу снимков.
2. Фото с первого визита на металлобазу. 175-й и 158-й автобусы как раз списали в 2010-м г.
3. А это уже после массового списания, первая привезённая на порезку партия. 25-й, 31-й, 61-й, 23-й, 416-й, 110-й, 64-й, 428-й, 112-й, 436-й...
4.
5.
6.
7. Через полгода - «свежая» партия: 415-й, 41-й, 42-й, 112-й, 1-й, 39-й, 153-й...
8.
9.
10.
11.
12. Спустя год - новая порция: 440-й, 335-й, 156-й...
13. Ещё полгода - появился и 450-й редкого синего цвета, работавший в основном утром и вечером, иногда я его видел на Орловской-Лесной на развозке рабочих ПАТП, также был замечен в районе моста через Амур с «дачными» кондукторами.
14. «Конец истории».
15. Здесь мы ездили на работу, в школу, на дачу...
16. Далее по одному-два фото найденных здесь экземпляров.
17. 175-й и 158-й работали в городе, я их помню.
18. 25-й последние годы работал на Дзёмгах. В 1990-е гг. такая схема окраски выдавала автобусы-«экспрессы» - они ездили через остановку, помню их на 26-м, 20-м маршрутах среди «гармошек».
19. С 6-го маршрута - на порезку!
20. У 31-го был красивый госномер - КА 222 27. Работал и в городе, и на Дзёмгах.
21. 31-й и 61-й больше по Дзёмгам ездили.
22. 23-й последние годы служил на заказах и редко появлялся в городе.
23. У 110-го тоже был красивый госномер - КА 444 27. Да и внешне он был довольно ухожен. Работал в городе.
24. 416-й на «единице» последние годы часто видел.
25. 112-й в последние годы тоже редко появлялся, в основном на заказах.
26. 147-й - последние годы на служебных развозках работал.
27. А 42-й и 41-й больше по Дзёмгам.
28.
29. Салон 41-го.
30. В нём был последний в городе компостер. Открутить не удалось - сильно приржавел.
31. Знаменитый тюнингованный Лиаз. О нём - отдельный пост:
http://gorotskop.livejournal.com/3810.html
32. 149-й работал в городе, до упора. Тоже неплохо выглядел.
33. Борт №1. Этот везде ездил - и в городе и на Дзёмгах...
34. ...как и 39-й. Первоначально он был красным.
35. 153-й был оборудован учебной кабиной, ездил в городе.
36. 415-й тоже на «единице» часто видел.
37. Как и 436-й. Иконку деревянную в нём нашёл.
38. 450-й - служебная развозка рабочих ПАТП.
39. 407-й долго выглядел страшненьким, после покраски совсем немного поездил.
40. 156-й в последние годы работал на поселковых маршрутах.
41. 111-й - последний тосненский Лиаз и один из самых новых - 1996-го выпуска. Он даже внешне не сильно износился.
42. 151-й - Лиаз-долгожитель. Про него - тоже отдельный пост:
http://gorotskop.livejournal.com/5427.html
43. Передок 442-го долго украшала лошадь, после покраски тоже совсем немного поездил.
44. 335-й - тоже долгожитель, тоже на поселковых маршрутах работал.
45. 462-й редко видел, последний раз - в 2009 г.
46. 440-й - другой автобус, проработавший 25 лет. Пост про него:
http://gorotskop.livejournal.com/5427.html
47. 166-й - последний яхромский Лиаз и тоже один из самых новых - 1996-го выпуска. Был оборудован учебной кабиной. Работал в центре города.
48. 14-й - везде прыгал, и в городе и на Дзёмгах, на разных маршрутах. Сейчас от него только шасси осталось.
49. 165-й выглядел внешне весьма прилично даже в последние годы работы. Именно на нём я в последний раз прокатился по маршруту по городу, в мае 2011 г.
50. 335-й запорошён в снегу
51.
52.
53. В 2014 году оставшиеся непорезанными автобусы приобрели особо устрашающий вид. 462-й в апреле 2015-го был ещё цел.
54. Ящик для бутылок до сих пор на сиденье.
55. Учебный 432-й - последний маршрутный Лиаз в городе, задержавшийся в работе на полгода дольше остальных. Отставлен в конце 2011 г. Отдельный пост про него здесь:
http://gorotskop.livejournal.com/2989.html
56.
57. 166-й Яхромский Лиаз, сжатый до размера легковушки.
58.
59.
60. «Лиаз в разрезе».
61. 14-й после обжига.
62.
63.
64. 147-й и сегодня тут стоит...
65. ...вместе со 149-м...
66. ... и 403-м-тюнингованным.
67. Со 2 апреля 2011 г. стоимость проезда и провоза багажа - 15 рублей. Два месяца Лиазы успели покатать за 15 рублей.
Спасибо за внимание!
© Дмитрий Николаев Комсомольск-на-Амуре 2015
Подписывайтесь на мою группу ВК:
https://vk.com/gorotckop Мой ресурс в сети:
http://gorotskop.livejournal.com - Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
- Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
- Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
- Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
- Пост в
паблике. Никаких накруток и ботов, все подписчики - живая аудитория.
- Индивидуальные экскурсии, прогулка по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: kms586387@mail.ru. Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях:
Facebook,
В Контакте,
Одноклассники.