Как ушли комсомольские Лиазы

Jun 01, 2015 01:36


Автобусы «ЛиАЗ-677» проработали на маршрутах Комсомольска-на-Амуре ровно 40 лет.
Первые экземпляры поступили в город в апреле 1971 г. и поступали ежегодно ещё в течение 25 лет. Всего успело прибыть свыше 500 новых автобусов, последние - в 1996 г. После этого поступали только «корейцы» и «пазики», но их было немного и большая часть автобусов были б/у, поэтому, транспортники были вынуждены в течение 15 лет капиталить старые Лиазы, продлевая их срок работы до 20-25 лет при положенном сроке в 7 лет. В конце 2008 г. в город начинают массово поступать новые южнокорейские автобусы Daewoo BS106, а затем и российские ЛиАЗы-5256, а 677-е, проработав ещё 4 года, были единоразово отставлены от работы волевым решением в начале июня 2011 г. Связано это было с бедственным финансовым положением комсомольского ПАТП-1 - старые автобусы не столько приносили прибыли, сколько убытков, сказывался их возраст и увеличивающиеся с каждым годом расходы на ремонт и обслуживание, тем более что к этому времени в город успело поступить уже достаточно большое количество новых автобусов. В итоге несколько десятков старых Лиазов отправилось остывать сначала в гараж, а через некоторое время их потихоньку, несколькими партиями стали увозить на порезку.
В этой публикации предлагаю фоторепортаж из 67 фотографий с Комсомольской металлобазы, что по Северному шоссе, 56, где и нашла последнее пристанище наша последняя рабочая партия этой советской автолегенды. Узнал я об этом совершенно случайно, увидев один из списанных автобусов едущим на буксире по Северному шоссе. После этого обнаружил их на металлобазе. Увозить сюда Лиазы начали примерно с 2010-го, а с 2011 г. они стали тут появляться массово. Жалкие, убитые, помятые, в заплатках, перекрашенные не один раз, некоторые уже без стёкол и фар, в большом количестве они производили весьма гнетущее впечатление. Каждый раз после посещения этого места у меня оставалось чувство грусти и потери. Ещё бы - ведь я много лет ездил ребёнком в этих гремящих, воняющих бензином, но таких родных железных чемоданах, мы все ждали, когда их заменят новыми автобусами, а вот теперь они ушли тихо и незаметно, не оставшись даже на постаменте возле родного ПАТП, где служили добрых 40 лет. Вероятно, руководству нашего автобусного парка не до того.
На сегодня от нескольких десятков старых Лиазов, работавших в Комсомольске в последние годы, здесь осталось только несколько ржавых остовов, лишь отдалённо напоминающих один из символов моего детства. Служебных в городе тоже не осталось, изредка только «вымпеловские» наведываются из Амурска.

1. Вначале несколько общих фото разных лет. Даты съёмки указаны в углу снимков.




2. Фото с первого визита на металлобазу. 175-й и 158-й автобусы как раз списали в 2010-м г.



3. А это уже после массового списания, первая привезённая на порезку партия. 25-й, 31-й, 61-й, 23-й, 416-й, 110-й, 64-й, 428-й, 112-й, 436-й...



4.



5.



6.



7. Через полгода - «свежая» партия: 415-й, 41-й, 42-й, 112-й, 1-й, 39-й, 153-й...



8.



9.



10.



11.



12. Спустя год - новая порция: 440-й, 335-й, 156-й...



13. Ещё полгода - появился и 450-й редкого синего цвета, работавший в основном утром и вечером, иногда я его видел на Орловской-Лесной на развозке рабочих ПАТП, также был замечен в районе моста через Амур с «дачными» кондукторами.



14. «Конец истории».



15. Здесь мы ездили на работу, в школу, на дачу...



16. Далее по одному-два фото найденных здесь экземпляров.



17. 175-й и 158-й работали в городе, я их помню.



18. 25-й последние годы работал на Дзёмгах. В 1990-е гг. такая схема окраски выдавала автобусы-«экспрессы» - они ездили через остановку, помню их на 26-м, 20-м маршрутах среди «гармошек».



19. С 6-го маршрута - на порезку!



20. У 31-го был красивый госномер - КА 222 27. Работал и в городе, и на Дзёмгах.



21. 31-й и 61-й больше по Дзёмгам ездили.



22. 23-й последние годы служил на заказах и редко появлялся в городе.



23. У 110-го тоже был красивый госномер - КА 444 27. Да и внешне он был довольно ухожен. Работал в городе.



24. 416-й на «единице» последние годы часто видел.



25. 112-й в последние годы тоже редко появлялся, в основном на заказах.



26. 147-й - последние годы на служебных развозках работал.



27. А 42-й и 41-й больше по Дзёмгам.



28.



29. Салон 41-го.



30. В нём был последний в городе компостер. Открутить не удалось - сильно приржавел.



31. Знаменитый тюнингованный Лиаз. О нём - отдельный пост: http://gorotskop.livejournal.com/3810.html



32. 149-й работал в городе, до упора. Тоже неплохо выглядел.



33. Борт №1. Этот везде ездил - и в городе и на Дзёмгах...



34. ...как и 39-й. Первоначально он был красным.



35. 153-й был оборудован учебной кабиной, ездил в городе.



36. 415-й тоже на «единице» часто видел.



37. Как и 436-й. Иконку деревянную в нём нашёл.



38. 450-й - служебная развозка рабочих ПАТП.



39. 407-й долго выглядел страшненьким, после покраски совсем немного поездил.



40. 156-й в последние годы работал на поселковых маршрутах.



41. 111-й - последний тосненский Лиаз и один из самых новых - 1996-го выпуска. Он даже внешне не сильно износился.



42. 151-й - Лиаз-долгожитель. Про него - тоже отдельный пост: http://gorotskop.livejournal.com/5427.html



43. Передок 442-го долго украшала лошадь, после покраски тоже совсем немного поездил.



44. 335-й - тоже долгожитель, тоже на поселковых маршрутах работал.



45. 462-й редко видел, последний раз - в 2009 г.



46. 440-й - другой автобус, проработавший 25 лет. Пост про него: http://gorotskop.livejournal.com/5427.html



47. 166-й - последний яхромский Лиаз и тоже один из самых новых - 1996-го выпуска. Был оборудован учебной кабиной. Работал в центре города.



48. 14-й - везде прыгал, и в городе и на Дзёмгах, на разных маршрутах. Сейчас от него только шасси осталось.



49. 165-й выглядел внешне весьма прилично даже в последние годы работы. Именно на нём я в последний раз прокатился по маршруту по городу, в мае 2011 г.



50. 335-й запорошён в снегу



51.



52.



53. В 2014 году оставшиеся непорезанными автобусы приобрели особо устрашающий вид. 462-й в апреле 2015-го был ещё цел.



54. Ящик для бутылок до сих пор на сиденье.



55. Учебный 432-й - последний маршрутный Лиаз в городе, задержавшийся в работе на полгода дольше остальных. Отставлен в конце 2011 г. Отдельный пост про него здесь: http://gorotskop.livejournal.com/2989.html



56.



57. 166-й Яхромский Лиаз, сжатый до размера легковушки.



58.



59.



60. «Лиаз в разрезе».



61. 14-й после обжига.



62.



63.



64. 147-й и сегодня тут стоит...



65. ...вместе со 149-м...



66. ... и 403-м-тюнингованным.



67. Со 2 апреля 2011 г. стоимость проезда и провоза багажа - 15 рублей. Два месяца Лиазы успели покатать за 15 рублей.



Спасибо за внимание!

© Дмитрий Николаев Комсомольск-на-Амуре 2015

Подписывайтесь на мою группу ВК: https://vk.com/gorotckop

Мой ресурс в сети: http://gorotskop.livejournal.com

- Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
- Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
- Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
- Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
- Пост в паблике. Никаких накруток и ботов, все подписчики - живая аудитория.
- Индивидуальные экскурсии, прогулка по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: kms586387@mail.ru. Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях: Facebook, В Контакте, Одноклассники.

ретро, металлобаза, автобус, порезка, Комсомольск-на-Амуре, Дмитрий Николаев, СССР, Лиаз, комсомольская, ЛИАЗ-677, gorotskop, списание, история, транспорт

Previous post Next post
Up