Папуа-Новая Россия. 57. Зерна и плевелы семенного рынка

Jul 06, 2011 02:51



ЗЕРНА И ПЛЕВЕЛЫ СЕМЕННОГО РЫНКА

По-хорошему на "рынок" это дело не тянет. Да и на базар нынешний оборот семян не очень похож, потому что на базаре имеются хоть какие-то правила и приличия. Этот же сектор "дичает" на глазах, превратившись в настоящее "поле чудес", по которому носятся, ахая, толпы деревянных персонажей в колпачках, хватают, сажают, поливают, ждут, не дождавшись, бегут опять, что-нибудь хватать... Серьезные фирмы, старающиеся совместить материальный интерес с моральными правилами, соблюдающие законы и проверяющие все семена в Госсеминспекции, конечно, есть. Но даже в самой честной фирме, если фирмачей разговорить, честно скажут, что с радостью сократили бы ассортимент раз в 5, дабы народ что попало не хватал, да только народ сделать так не даст. Народ требует "раскрученные" центральными и местными СМИ модные культуры, никчемные в наших условиях. А куда фирма от покупательского спроса денется? Представляете, что тогда впаривают несерьезные фирмы!

ВЕСЕЛЫЕ ГРЯДКИ "ПОЛЯ ЧУДЕС"

Некондиция, пересортица, просроченный товар, подделки, "дурилки"

(т.е. сорта и гибриды, науке не известные, а только продавцам) составляют, в оценках, до 75 процентов всех реализуемых семян.

Чего тут только не встретишь! Вот, например, ряд шедевров селекции

(пакетик от 25 рублей) от "Хабаровского ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур им.В.И.Эдельштейна".

Третий год победоносно шествует по соткам граждан сказочная "алкиона Монолит" - плод, как уверяет реклама, "бесчисленных экспериментов по скрещиванию перцев с различными семействами с целью получения генетически более стойкой культуры".

Ни в одном огороде, правда, более чем на сезон, от посева до сгребания в компостную яму, не задерживается. Аналогичная судьба, печальная в каждом конкретном опыте, но счастливая в масштабе страны, у "многолетней моркови "Семейной". Что-то не наблюдается в торговых "ягодных рядах" ни одного котелка "вьющейся земклубники", в год посева дающей... нет, не сто золотых, а "до 6 кг ароматных ягод с вкусовыми качествами мирового уровня".

Долго торговало "голубикой высокорослой "Блюкроп" с уникальными вкусовыми качествами", оказавшейся пасленом обыкновенным, "НПО "Ботанический сад".

В том же направлении работала фантазия деятелей из "Фонда возрождения садов России", продававших под видом новейшего растения "шпинат-малина" сорняк из семейства маревых. Что касается эпохальных достижений селекции вроде огурцов, не мерзнущих при минус 5, томатов, выдерживающих "кратковременные заморозки до минус 15-18", морозостойких баклажанов и т.д., то их будущее самое светлое, ибо даже при нашей моде на чудеса трудно представить идиота, способного проверить заявленные свойства.

Когда разгневанные садоводы пытались найти какую-нибудь из названных фирм, чудеса продолжались. "Хабаровского ВНИИ", например, ни в Хабаровске, ни вообще на Дальнем Востоке не оказалось, а нашелся он в Питере, где местные правоохранительные органы благополучно "в действиях неустановленных лиц состава преступления не установили".

Липовые фирмы, работающие в масштабах страны через почтовые каталоги - только верхняя часть айсберга, ниже которой располагается сонмище дельцов безвестных.

Когда выяснилось, что мошенничая с семенами, можно получать прибыль, почти ничего не вкладывая и ничем не рискуя, торговые ряды наводнили подделки. Объектами фальсификации стали все сколько-нибудь известные фирмы - как российские ("НК", "Аэлита", "Лилия", "Гавриш", "Плант", "Манул", "Поиск-плюс" и т.д.), так и региональные (в частности, барнаульская "Деметра-Сибирь", "левые" пакетики под которую печатали в Рубцовске). В край ежевесенне навадились ездить с подделками братья-белорусы, как правило, опережающие с "сезонным" товаром честных поставщиков.

В принципе, сей бизнес доступен любому гражданину, немножко знающему, откуда деньги растут, даже и двоечнику - как-нибудь полюбопытствуйте, сколько продается красивых пакетиков с грамматическими ошибками в текстах. Можно даже не сильно мошенничать, а просто превращать 3-рублевые семена в 20-рублевые, перемещая их из дешевых пакетиков в свою, заказанную в типографии упаковку какого-нибудь сверхурожайного сорта, настоящего или липового...

ТЕЛОДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО "ДЯДИ" НА "ПОЛЕ ЧУДЕС"

Государство, вроде бы призванное привносить в сей бедлам цивилизованное начало, третий год совершает какие-то ритуальные телодвижения, но "поле чудес" в "правовое поле" почему-то не превращается. Так дикарь в засушливый год танцует на делянке батата, взывая к духам дождя, а духи не внемлют. Введенный приказом Минсельхозпрода РФ накануне сезона-2000 "Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" просто убрал с рынка мелюзгу, торговавшую самоклееными пакетиками, и узаконил всякого, кто додумается напечатать пакетик с полагающимися реквизитами. Конкуренция повелась уже не на поприще качества семян, а в области дизайна и убедительности текстов. В следующий после введения "Порядка" сезон (весна-лето 2001 года) в торговле остались только "заводские" (т.е. надежными с точки зрения покупательских масс) упаковки одна красивей другой, "чудески" вроде вышеописанных поперли дуром, и лишь орфографические ошибки выдавали несерьезный облик тех, кто имидж создавал. С января 2002 года началось обязательное лицензирование компаний, занимающихся производством и продажей семенного материала. Но толп желающих купить лицензии не наблюдалось, объемы продаж лицензировавшихся компаний не покрывали и малой части всего объема реализуемых семян (в год продается от 0,7 до 1,2 миллиарда пакетиков, процентов 80 из них - без чеков), и в феврале того же года лицензирование отменили (правильно; а чего страмиться?) Дождались, пока народ отсеется, и ввели с июля сертификацию всех партий семян, поступающих в продажу. Видимо, зная, что в типичной районной инспекции, на которую падет тяжесть воплощения государственных решений, контролем обычно занимаются один-два специалиста, а всего инспекций в стране около 1,8 тысячи (считать будем, или так все понятно?). Естественно, с началом мартовского "семенного бума" выяснилось, что сама по себе, без "смычки" с лицензионной палатой, Госсеминспекция опасности для "чудотворцев" не представляет. И вообще она может отсеять только ту некондицию, которую сдадут на проверку, а какой нормальный мошенник будет сдавать?

Государство само поучаствовало в создании "поля чудес", пустив дело на самотек. Так сказать, участие неучастием. Теперь проявляет похвальное стремление "цивилизовать" наванное "поле". Давайте похлопаем "дяде" за танец, отпустим его готовиться к следующему номеру и будем знакомиться с данным, так сказать, рынком дальше.

ЧТО ТАКОЕ ГОСИМПОТЕНЦИЯ, И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

"Поле чудес" не могло так ярко цвесть и столь буйно колоситься, если бы государственные структуры были в силе. О возможностях Госсеминспекций и силовых органов мы говорили, а как насчет конструктива? Увы, плохо.

Система учреждений "Сортсемовощ", потеряв монополию, все более уступает рынок частной, в т.ч. недобросовестной инициативе.

Обходившийся во все времена в основном собственным посевным материалом, ныне Алтайский край процентов 70 семян ввозит (оценка опять же приблизительная, потому что никакой возможности посчитать точнее у Госинспекции нет; там имеют дело только с теми, кто сдает товар на контроль, а сдают не все).

Часть специалистов, ранее работавших в госсистеме, от нее "отпочковалась" (в том числе и от нашей Западно-Сибирской овощной станции) и теперь самостоятельно испытывают, районируют сорта, продают их любителям; понятно, что контингент "самостийщиков" представлен людьми и честными, и всякими.

Как в силу наследственных "монопольных" привычек, так и по объективным причинам традиционная, надежная система снабжения сильно отстает. Пока там получат семена "по правилам", на рынке уже тесно от всяких разных - деятель, не обремененный моральными рамками, всегда в выигрыше. Да и умение хорошо "подавать" товар, эффектно фасовать, красиво писать тоже немало значит. У нас сколько угодно пакетиков из Европы с семенами, купленными на нашей же Западно-Сибирской станции, ополовиненных, красочно расфасованных и под столичными и питерскими торговыми марками нам же возвращаемых.

По идее продаваться могут лишь сорта и гибриды, прошедшие госрегистрацию и включенные в Государственный Реестр. Дело это хлопотное, испытания должны длиться минимум 2-3 года. А рынок, подгоняемый криками "Чуда! Чуда!", не ждет. Поэтому Реестр бедный, но в каждом регионе, включая Алтай, имеется множество местных плодов селекции, любительских сортов, представляющих собой улучшенные "реестровые", равно как ничего нового собой не представляющих, а просто сменивших имя, и учета им не ведется.

Мы вот написали про "алкиону" и прочее, а никто ведь не знает, что скрывается под этим названием, и скрывается ли что-то вообще. Нормальный гибрид, выведенный естественным путем? Трансгенный урод, уворованный нашими делягами у какой-нибудь заокеанской "Монсато"? Фантазия мошенника? Бог весть. Или, например, есть такая культура "шпинат земляничный", о которой садоводы хорошо отзываются, и стоит она 2-3 рубля. Она ли стала прообразом "шпинат-малины" за 25? Или мошенники с самого начала гнали заведомый сорняк под таким названием от имени "ВНИИ имени Эдельштейна", дискредитировав тем самым "правильный" сорт ягодной культуры? Установить это теперь уже невозможно. Крупные фирмы нынче имеют обыкновение покупать любительские сорта вместе с самими любителями и их авторскими правами, переименовывать их как им заблагорассудится, и - вперед, "в поле". И поэтому правду о том, действительно ли та или иная новинка от "брэнда" являет собой новый сорт, либо рынок получил мичуринскую еще разработку с "современным" названием, во всей России могут знать лишь 2-3 человека. Остальным россиянам будет известен только имидж, начинку коего они выяснят позже. Такая, например, известная фирма, как "НК", ежегодно представляет на рынок 8-10 одних только томатных новинок, тогда как для выведения одного гибрида требуется 8-10 лет.

Словом, бедлам полный. Но исправлять его нужно. Честные, нормальные фирмы в разных регионах, которым порядок нужен больше, чем государству, пытаются возделать на "поле чудес" свои "цивилизованные клинышки", вести собственный реестр местных и районированных сортов - "рабочий", "неправовой", но это лучше, чем ущербный государственный. С партнерами-фермерами проверяют то, что появляется в рекламных публикациях и на рынке, проводят сортоиспытания, затем направляют новинки, того заслуживающие, на госрегистрацию. Такая работа началась и на федеральном уровне (так, Ассоциация независимых российских семенных компаний издала отличный справочник по "реестровым" сортам овощей, своего рода "азбуку" для садоводов "новой волны", сделав то, что должно было сделать государство; найдите и купите его). Так они защищают свои интересы. А можем ли мы, просто потребители, защитить свои? Об этом - в следующем номере.

ЗЕРНА И ПЛЕВЕЛЫ СЕМЕННОГО РЫНКА

"Чудесный" посевной материал, о котором мы вели речь в прошлом номере, само собой, нуждается в "чудесном" поле. Находится оно, как мы помним, в Стране Дураков, но то - в сказке А.Толстого о деревянном человечке, верящем всему, что красиво расскажут. А в реальной российской жизни "поле" (на слэнге "канадских" дистрибьютеров, таскающих сумки хлама - потенциальный круг покупателей) - это прежде всего генерация дилетантов, в последние 10 лет ставших садоводами, огородниками, дачниками.

Впечатляющий рост рядов садоводческой братии с агропознаниями на уровне "Репки" усугубила общая мода на "чудеса" в нынешнем обществе. Кому адресованы "чудеса селекции"? Да все той же публике, которая переносит жажду чудес из других областей жизни на свои сотки. Садит и сеет - хоть в ливень, хоть в засуху - по лунным фазам, осеняет свои грядки знаками, освящает посевной материал рунами... "Алкионы", "земклубники" и прочий "садовый бестиарий" - точно для них. И сказать этой части садоводов нам нечего, бросайте читать прямо сейчас. С остальными, более спокойными гражданами мы продолжаем знакомиться с состоянием дел на рынке семян.

"ПОЛЕ ЧУДЕС" КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ РЕАЛИЙ

Заблуждаться не будем: жулик из семенного бизнеса не уйдет. Во всяком случае, не при нашей жизни. Слишком уж вольготно ему здесь

"Государственный дядя" позволяет делать что угодно, то сурово брови насупит, то расплывется в отеческой улыбке, и что у него на уме, даже сам он не ведает. А помимо безопасности, бизнес выгоден жулику с точки зрения налогов (какой идиот будет показывать навар, коль "бесчековый" товар?); удобств перевозки и хранения (набил чемодан пакетиками и поехал куда угодно - исключительно удобно; а о правилах хранения можно вообще забыть, раз заранее известно, что никто за руку не схватит); фактически "нулевой" защитой пакетиков.

И даже положительные моменты нового времени - не все ведь так плохо, хорошего тоже хватает! - и те играют на руку жуликам.

Утрата монополии системой государственных овощных станций, десятилетиями снабжавших посевным материалом огородников, - сама по себе перемена благотворная, в смысле развития рынка через конкуренцию, просто без должного надзора государева ока цветет-колосится конкуренция недобросовестная.

За талантливых селекционеров-любителей, у которых появились возможности реализовать талант в масштабах более широких, нежели их собственные сотки, можно только порадоваться. Но другая сторона данного раскрепощения - возможность продвигать на рынок мошеннические "чудеса" под видом достижений любительской селекции.

Появилась масса периодических изданий для садоводов и огородников, где выступают специалисты, делятся опытом любители, и это замечательно. Но когда параллельно с действительно ценной информацией публикуются письма с описаниями невиданных культур и сортов и предложениями "вышлю семена желающим, писать туда-то" - это маразм.

Занялись семеноводством фермеры, и это хорошо. Но они тоже люди, а стало быть, среди них есть и те, кто жульничает, использует беспересадочный способ выращивания семян там, где нужен пересадочный, не выкапывает стрелкующиеся растения, не делает выбраковку по качествам, свойственным данному сорту (масса, цвет и т.д.), идут навстречу народу (а народ в массе своей предпочитает дешевые семена), удешевляют технологию недопустимыми средствами, и это, безусловно, безобразие.

Нет в жизни ничего однозначного, во всем присутствует плохая и хорошая сторона. Относиться к этому следует спокойно. Шквал "волшебств" когда-нибудь схлынет, семенной рынок нормализуется, потому что государство в лице соответствующих структур - создание весьма неуклюжее и медлительное, но вместе с тем методичное и целеустремленное. Поступью слепой черепахи, но рынок неизбежно дойдет до цивилизованной стадии (и даже найдет способ противостоять "трансгенной экспансии", которая неизбежно нас ждет), а пока этого не произошло, надо задействовать собственную голову.

БРЕД В СТАТУСЕ ЗАКОНА

Единственный способ защиты от мошенников, оставленный гражданам ныне действующим законодательством, "Закон о защите прав потребителя", вызывает ощущение бреда наяву. Подобно универсальному чистящему средству для ковров, он беспомощен как раз в силу универсальности.

Представьте человека в здравом уме, решившего во что бы то ни стало защитить свои интересы с помощью Закона. Ему жалко, понятно, не рублей, отданных за пакетик, а напрасных трудов, неоправшихся надежд, и еще обидно видеть в зеркале деревянного персонажа в колпачке, тоже, помнится, что-то садившего. Но для Закона такие вещи, как надежды и обиды - пустое место, и зловредный гражданин берется доказать, что купил не то, что продавали.

Мобилизовав невесть какие силы, нервы и время, он отыскал того самого продавца, у которого брал "чудо" по весне (пришлось попотеть, т.к. большинство семян реализуется в посевной сезон через "временные торговые точки", проще говоря, тетками при стендах). Задокументировал факт покупки - либо сохранив, как требует Закон, чек; либо, если чек не дают (во "временных точках", как правило, не дают), привел свидетелей. Требуя справедливости, пришел в инспекцию (чувствуете, мы уже в области чистой фантастики, но по Закону это и есть реальный путь отстаивания потребительских интересов, которым нам предписано следовать) требовать экспертизы. Предъявил упаковку с текстом, растение с огорода, предложил засвидетельствовать, что данный, предположим, хрен вырос из семени, проданного как редька. Ну или предложил компетентному специалисту приехать в огород. Представляете картину? В лучшем случае просто пошлют. Вместе с хреном. По одноименному адресу.

Закон жулика никаком боком, даже теоретически, не касается. Почему государство так долго на него рассчитывало и других законов в области оборота семян не принимало - знает одно оно.

В ОЖИДАНИИ СЛЕПОЙ ЧЕРЕПАХИ

Как видим, право взять жулика за ушко, вменив ему по полной программе свои обиды, у любого из нас, бесспорно, есть, но шансов воспользоваться им, конечно, нет. Если даже с "Хабаровским ВНИИ", облапошившим многие десятки тысяч садоводов по всей стране, никто ничего не смог сделать, то что говорить о "чудесниках" с аппетитами поскромнее? Что делать? Да просто помнить, что жулик резвится не просто на "поле чудес", в заповеднике, безопасном от плотоядных, представляющих право и законность, а на тучных угодьях наших недо- и полузнаний. Говорят, в характерной "садоводческой" позе хорошо думается, вот и думайте.

Покупая, например, "многолетнюю морковь "Семейную", вы каким

органом мыслили? Который выше? Как, позвольте спросить, вообще рисовалось в воображении выращивание многолетней моркови - посеял ее разок и копай каждую осень всей семьей? И на кой ляд, даже теоретически, сдались огороднику морозостойкие огурцы, томаты с морозоустойчивостью "до минус 15-18 градусов", если таковая температура в начале года бывает в феврале-начале марта, а потом ближе к декабрю?

Собирались озимые выращивать?

Как-то и неудобно такое писать, но приходится, с сожалением: такого рода товар - для вчера родившихся. Чудес не бывает, иначе они давно бы не были чудесами. Нет ни огурцов, ни томатов, ни баклажанов, выдерживающих морозы, и вообще, если в какой-то местности удалось понизить температуру для того или иного сорта огурцов с 20 до 18 градусов в теплице, это уже достижение.

Ищите надежных продавцов.

Выбирайте местных производителей - тем и другим, указывающим свои координаты, по которым любой желающий может их найти, не с руки "кидать" земляков.

Не берите "чудесный" посевной материал, пока не встретите описания

сего "чуда" в справочниках.

Пусть оттолкнут любого рода словеса насчет "уникальности", "нового слова в селекции", чего-то "из будущего" и т.п.

И наконец главное: просвещайтесь! "Поле чудес" столь обширно еще и потому, что у покупающей стороны вместо знания - сплошные зияния. Оставим в покое тех, кто сеет "по фазе", речь о другом - отсутствии самых базовых сведений, без которых даже от самых лучших семян толку не будет. Когда главный источник знаний - не литература, а попутчики в автобусе, удивляться нечему. У нас могут и семена замачивать, окуная их в воду "с головой", и ящики с рассадой на батарею поставить. Потом ругаются: семена, мол, невсхожие, луковицы негодные. Особенно много дилетантских издевательств терпят от "новых садоводов" луки, баклажаны и перцы.

Закаливать семена и рассаду, беззусловно, надо, но не так же! Без головы можно и самые золотые семена сгубить. Поэтому делайте в точности так, как написано в книгах, журналах, инструкциях на пакетиках - и, может статься, и ругаться на жуликов не придется.

Кстати, обращайте внимание на нормы всхожести. 100-процентная всхожесть - явление исключительное; для овощных семян первого класса нормальным является показатель в 70-90 процентов (у разных культур разные нормы, в литературе есть соответствующие таблицы, найдите их); у второго класса нормы ниже; у цветов норма бывает меньше половины. То же самое - по срокам всходов.

И не гоняйтесь за экзотикой. Лучшие для данной местности сорта - как правило, местные или районированные в данной местности.

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up