Папуа-Новая Россия. 48. Афер-маркет

Jul 06, 2011 00:12



АФЕР-МАРКЕТ

ЧАСТЬ 1

Материалов для увлеченных парамедициной осталось совсем мало. Будет еще кое-какая конкретика для самых упрямых, но уже в будущем году (не забудьте подписаться!), а в году нынешнем из грядущих значительных событий осталось только одно - его проводы. Мы надеемся, что у вас, дорогой читатель, будет именно так, и мы желаем вам именно этого, ибо в такое мутное время, как сейчас, отсутствие событий и новостей - само по себе самое хорошее событие и лучшая новость.

Ну а чтобы желанное последнее событие года, органично перетекающее, словно игристое вино в бокал и далее, в первое событие года нового, прошло на возможно высоком уровне, надо позаботиться о том, чтобы стол и выглядел достойно, и реально был таковым. Чтобы помочь вам этого добиться, мы сегодня выдадим несколько профессиональных секретов тружеников прилавка.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Покупатели, которые никогда раньше не работали в "супер-пупер..." и т.п. маркетах (а это, как вы понимаете, подавляющее большинство покупателей) искренне полагают, что мошенничают, обсчитывая, сбывая негодный просроченный продукт, в основном на базарах, в ларьках, мелких непритязательных заведениях торговли. А уж "пупер-супер-элитные" заведения, маркеты и прочее, хоть и дороже, но честнее.

Блажен кто верует, как выражался один весьма компетентный персонаж.

В элитных, на масштаб более "цивилизованных" предприятиях торгового аферизма на масштаб же и больше.

При таком огромном ассортименте нарезных и штучных продуктов, мясных и морских деликатесов, дорогих сыров и кондитерских изделий, он, ассортимент, уже по определению не может быть весь свежим. У нас стольких "элитных" покупателей нет (особенно в "спальных районах", где "элита" не живет, а "элитные" маркеты плодятся), чтобы скупать все это вовремя. "Дорогой" имидж (в части "дорогого" ассортимента) - для простонародья, чтобы оно хотя бы по праздникам сюда за деликатесами ходило, а основной оборот что в "элитных" заведениях, что в ларьке возле остановки делают хлеб, макароны, молочишко, пиво... в общем, нехитрый набор общедоступных продуктов, что называется, повседневного спроса.

БОЛЬШАЯ "ЛИПА" С МАЛЕНЬКИМИ "ЛИПКАМИ"

"Липки" - это такие самоклеющиеся бумажки со штрих-кодами, датами выработки, ценой и другими реквизитами. Они являются одним из атрибутов современной "цивилизованной" торговли. Таким же, как девочки - в основном молодые и красивые, в симпатичных униформах с логотипом, мальчики - белый верх, черный низ, бритоголовые и вежливые, камеры хранения для покупателей, корзинки и тележки в торговом зале, турникеты у касс, словом, все то, что отличает современный маркет от унылого прототипа-продмага родом из советского времени.

"Липка" с датой срока годности продукта и штрих-кодом, который считывает кассовая машина, лепится на пленку, в которую магазин заворачивает нарезные продукты (сыры, масло, кондитерские изделия), так сказать, "насыпные" (вроде творога и разных новоизобретенных "лакомств"), штучные (прежде всего копченая рыба и мясные деликатесы), овощи и фрукты, еще кое-какие продукты, которые вы, безусловно, видели сами, и может быть даже покупали. Все это фасует магазин. Зачастую (еще одно новое веяние) сам магазин и выпечку делает в отдельном цехе. Продукты с налепленными бумажечками выносятся в торговый зал и располагаются в соответствующих витринах. Фасовка на все вкусы, начиная с порций чуть не кошачьих. Эстетично и гигиенично, поскольку возня с ножами и разделочными досками исключается. Надежно и безопасно, так как даты на "липках" на самом маленьком кусочке имеются, и кто особо вредный - всегда может кусочек самый что ни на есть свежайший себе найти. Зело удобно, ибо цены на многие продукты такие, что изрядная часть народа только подобными мизерными порциями их брать и будет. Опять же и проверяющим легко убедиться, что товар годный. Прогресс!

Ну а на деле вся эта система "липок" просто помогает сбывать в умопомрачительных масштабах, неведомых "простому" магазину, продукты заведомо негодные. Ведь сам же магазин их и лепит. И оттого до половины фасованной "кондитерки", рыбы, сыров и т.д. на витринах самых "элитных" универсамов - товары с давно вышедшим сроком годности.

СКАЖИТЕ "СЫ-Ы-ЫР"!

Сыр - один из самых популярных продуктов, и ни один новогодний стол без него не обойдется. Вот и давайте подойдем к типичной универсамовской витрине, где фасованные кусочки сыров твердых сортов красиво лежат и на покупателя смотрят (девочек на торговых курсах обязательно обучают эстетике витрин, или как там оно по-умному называется). Возьмите самый красивый кусок и попробуйте сдавить его сквозь невесомую пленку пальцами по кромке. Как дерево, правда? Постучите куском обо что-нибудь твердое (только не об стекло, ради бога, а то мальчики так постучат, что забудете, зачем в магазин приходили). Твердость такова, что балду можно проломать. Весь ли он, сыр, такой? А вы знаете, покупателей постепенно приучили к мысли, что да. Но это не так.

Уберите в стороны все куски, которые на вас смотрят (да не раскидывайте, вы в приличном заведении!) и откопайте те, что лежат у самой дальней от покупателя стенки. Подавите пальцами. Чувствуете? Вполне упруги.

А сорт-то ведь тот же! И даты на "липках" в основном тоже. Более того, тот сыр, который реально свежий, расфасован, как следует из отметок, даже несколько раньше.

Можете хоть специально пройтись по сырным витринам известных вам супермаркетов, и - на спор! - везде вы найдете такое разделение.

Когда твердым сырам истекает срок годности, они покрываются, в зависимости от марки, белесыми разводами, зелеными пятнами, корочкой цвета янтаря и твердости почти такой же, прочими малоэстетичными деталями, на поверхность выступают капельки масла, других жидкостей. Одна из задач девочек рядового персонала - следить за состоянием просроченных продуктов в витринах (в документах и на этих самых "липках" в престижных универсамах, как правило, все в порядке). Кусочки с признаками вышеупомянутых разводов и пятен разворачивают, признаки срезают, пробивают новые "липки", соответственно обновляя положенную документацию в компьютерах (процесс этот скучный и нудный, хоть и отработанный до автоматизма, поэтому подробности опускаем). Обрезанные пластики с новыми датами на "липках" снова несут в торговый зал, где располагают красиво на виду. И только когда от сыра ничего уже не остается после обрезаний, либо (в зависимости от сорта) он догнил до такой стадии, что побелел-позеленел насквозь, он окончательно исчезает из ассортимента. Еще его могут отдать "под зарплату" в принудительном порядке молодым и красивым, причем, независимо от того, продавщица ты, кассирша или при ячейках для хранения сумок стоишь. Считается, что персонал всегда виноват в нереализации товара (недостаточно красиво раскладывал, наверное). Такие уж поганые нравы сложились за фасадом нашей современной коммерции "элитного" направления.

Люди, работавшие (не вообще, а в последние годы) в престижных торговых заведениях, никогда не берут твердый сыр, который на виду, а роются в нем, добираясь до дна витрины. Советуем и вам так же делать.

А вот с мягкими сырами сложнее. Они, когда истекают сроки годности, покрываются слизью и протухают насквозь. Обрезают их, конечно, но недолго.

Еще сложнее с такими продуктами, как масло, творог, всяческие "массы". Их экс-работники "элитных" универсамов стараются здесь не брать. Реализуются же такие продукты (имеется в виду, в стадии "жизни после смерти") через цех выпечки, один из смыслов существования которого как раз в этом. И если вполне свежее, выпеченное только что кондитерское изделие зазеленело, не прожив и дня, это значит, в него угнали тухлые компоненты. Распознать такое изделие при покупке, на месте - вынуждены вас огорчить - невозможно. Для этого надо быть профессиональным технологом.

Колоссальный ресурс реализации негодных продуктов представляют собой стремительно разросшийся ассортимент готовых салатов, фасуемых супермаркетом в пластиковые контейнеры или продаваемые на вес. Здесь и технологом быть не надо. Ищите признаки подсушивания салатных масс на кромках емкостей, расслоения майонеза, пересортицы (это когда относительно годные ингредиенты смешивают с негодными; если, например, одни кусочки картофеля, моркови, колбасы потемнели, а другие еще нет, это и есть пересортица). А еще лучше никогда не брать готовых салатов.

Следующий раз поговорим о рыбе.

А сегодня хочется сказать только одно. Если вы, воспользовавшись нашей информацией и решив бороться с безобразием, понесете подобного рода "мертвый" товар в торгинспекцию или ЦГСЭН, чтобы там провели анализ на предмет выяснения реального возраста, то вы не столько накажете хозяев, сколько подставите персонал, рядовых сотрудниц, которые больше всего от этого маразма страдают (в силу негласных принудиловок-отоварок "под зарплату") и меньше всего в нем виновны. На то оно и руководство магазина, чтобы любые выбраковки, санкции и прочий "мусор из избы" возмещать за счет подчиненных.

Подобные явления в массовой торговле в последние годы "стабилизации социально-экономического положения в РФ" развились исключительно широко и укоренились максимально глубоко, фактически стали основой самого существования всей торгово-производственной отрасли, а основу, как вы понимаете, никакими разовыми "чистками" не "зачистишь".

С новым годом, и до встречи в нем!

ЧАСТЬ 2

Для большинства граждан (мы надеемся) отгремели новогодние торжества и настали будни. В том числе будничные походы по магазинам. В том числе магазинам самым современным, с девочками - как одна к шаблону-эталону приближенными, мальчиками - вежливыми и коротко стриженными, продуктами - простыми и супер-дорогими, витринами - по науке оформленными, фасовками - от микро- до любой по заказу, корзинками и тележками - чтоб катить это дело в кассу, кассами, штрих-коды читающими, менеджерами, про товар все знающими, одним словом, "супер-пупер-маркетами". С их супер-пупер-аферизмом.

Продолжаем знакомиться с проявлениями оного.

СТАРЫЙ ТРЮК В НОВОЙ ФАСОВКЕ

Перед праздниками, когда народ склонен покупать всего и помногу, а также вскоре после праздников, когда у народа болит голова и рассеяно внимание, в "элитных" маркетах лица, ответственные за тот или иной отдел, путают "липки" (наклейки со штрих-кодами, ценами и датами). Поэтому здесь запросто можно купить, например, огурцы по цене ананасов.

Если покупатель принесет назад свою покупку, два огурца с наклейкой от килограмма ананасов, в магазине извиняются, улыбаются, в любезностях рассыпаются, и путаницу исправляют немедленно.

Смотрите в оба на "липки".

СУПЕР-АФЕРИЗМ СУПЕРМАРКЕТОВ

Но этот аферизм - мелкий, примитивный. Это как гирьки стачивать или весы сбивать где-нибудь в "точке" на базаре. Жульничать подобным образом недостойно "цивилизованного" маркета. Бывает, конечно, но это не норма. Здесь мошенничают крупно, сбывая негодные и просроченные продукты в объемах, которые никаким базарам не снились.

В оценках самих работников одного типичного маркета из разряда "супер", до половины дорогих сыров, копченой рыбы, мясных и морских деликатесов, кондитерских изделий, прежде всего из шоколада, негодные, потому что срок их хранения давно истек. И чем больше цена товара, тем меньше его на витрине годного. Но коль скоро магазин сам же и фасует его, и приделывает "липки" с датами, никто этот товар списывать не будет. Деньги ж плачены!

Про сыр, как его обрезают вплоть до полного исчезновения, мы писали. "Обновляют" путем смены "липок" творог, масло (соскребая ядовитую пленку ярко-желтую, если это масло вообще из сливок, или плесень синюю, если это "пальма") и всяческие кондитерские массы, но лишь до поры, пока признаки не станут совершенно очевидными, и через пленки не начнет вытекать вонючая жидкость. Тогда продукт "реализуют", угоняя в выпечку. Сама по себе она может быть и свежей, только не хранится порой и дня. Ее могут еще раз перегнать, на другие кондитерские изделия, обилие всяких рецептур изделий, пришедших на смену "торту новинка" прежних лет, это позволяет. А вот что действительно создает проблемы, так это очень дорогие и массивные изделия из шоколада. Особенно часто "зависают" огромные "дутые" изделия по безумным ценам, которые почему-то считается престижным иметь в ассортименте, но даже представить трудно, кто их может покупать и по какому поводу.

Шоколад (вернее, суррогат, ибо настоящего шоколада в РФ нет уже года три-четыре) имеет свойство "цвести" белым цветом, как "мучная роса" на огурцах, от старости. До поры это дело можно протирать с осторожностью. Но проблема в том, что со временем он еще и расплывается (ибо вместо какао-масла, из которого только и может быть настоящий, весьма "стойкий" к воздействию теплым воздухом шоколад, нынешний изрядной частью состоит из жиров-"эквивалентов"). И в холод, к рыбе и прочему, его не засунешь - не положено, и вообще нелепо. На ночь, конечно, его прячут на заморозку (если "супер-пупер" не круглосуточный), только деформации все равно накапливаются. И если несмотря на все ухищрения "дутье" потеряло товарный вид, его придется "добровольно-принудительно" брать в счет зарплаты несчастной "шаблонно-эталонной" девочке при отделе, которая в силу возраста и статуса пикнуть не смеет. Очень не любит персонал больших шоколадных мишек и другое зверье.

Но мы обещали рассказать еще о деликатесной копченой рыбе.

ВОСЬМАЯ СВЕЖЕСТЬ

Приведя по старинной журналистской традиции суждение т. Воланда о том, что рыба может быть только одной свежести - первой, посмотрим на рыбную витрину. При изобилии таких дорогих продуктов свежим все это просто быть не может ни по каким раскладам.

Несвежую рыбу, которую продают на вес, распознать очень легко, об этом мы в "антидуринге" не раз писали. Ей смотрят в глаза, которые должны быть чистые, ясные. Надавливают на бока, глядя, как долго разглаживается вмятина от пальца. Заглядывают под жабры (поскольку она с головы гниет - пословица абсолютно права), откуда не должно идти никаких запахов, кроме запаха копченой рыбы, как от всей тушки. Течь, естественно, ничего не должно...

Как вы понимаете, пленка с "липкой" основательно затрудняет распознание истинного возраста, так что возьмите за правило вообще не брать рыбу в пленке. Люди, которым посчастливилось самим поработать в "супер-пупер-заведении", так и делают, покупая лишь рыбу, отпускаемую на вес, и самым тщательным образом ее изучая.

"Обновляют" рыбу, поддерживают товарный вид, так же, как полу-, сыро- и копченые колбасы, - смазывая растительным маслом. Поверхность действительно можно поддерживать таким способом в красивом виде сколько угодно долго, но беда в том, что рыба имеет еще и внутреннюю часть. И когда-нибудь она неизбежно достигнет состояния, которое внешними "косметическими" мерами уже не скрыть. Тогда рыбу потрошат и фасуют филейную часть без голов и внутренностей в виде каких-нибудь "спинок", "тушек" и прочих красивых пластиков. "Безымянная", без этикеток, "незаводская" фасовка в пленке с "липкой" - это те самые, не дождавшиеся покупателя в целом виде, дорогие рыбины и есть. В "заводской" фасовке, впрочем, рыба практически такая же, ибо предприятия нынче тоже вовсю занимаются подобными вещами. Никогда не берите "спинки" и прочее.

"Дожить" до стадии "спинок" - участь лососевых. Но есть другие виды дорогой рыбы, продавать которые можно только в целом виде. Поэтому здесь могут месяцами держать какого-нибудь протухшего угря с сумасшедшими цифрами на ценнике, продляя агонию копченой плоти всевозможными ухищрениями, но все равно дождутся идиота из ополоумевших новоиспеченных "сливок общества", который его возьмет. После этого магазин завезет нового угря: супер-заведение должно иметь в ассортименте супер-деликатесы.

А идиот, приняв вонь усохшего до деревянного состояния угря за элитный, утонченный аромат (сравнить-то не с чем; до того, как разделиться на богатых и бедных, все мы, исключая "партийно-комсомольскую элиту", одним хеком питались), будет несказанно удивлен, если когда-нибудь нарвется на настоящую, т.е. СВЕЖУЮ "угрятину".

Истинная же "элита", имевшая доступ к деликатесам с партийно-комсомольских времен, в отличие от нынешних "полукровок" с "козами" из пальцев, в "супер-пупер-маркеты" за угрями не ходит, предпочитая отовариваться ими - по старой памяти, у старых товарищей - на предприятиях и на базах.

Под угрями мы подразумеваем, как вы понимаете, не только копченое лакомство из одноименной рыбы, но и осетрину, и дорогую колбаску, и копченую птичку, в общем, выразимся мягко, продукты неповседневного спроса. Колбаску подновляют путем натирания растительным маслом, тухлых курочек, прежде чем зажарить в гриле, мажут горчицей и вымачивают в маринадах-специях, нейтрализующих тухлый дух, вконец протухшее, распадающееся мясо перегоняют на фарш. Торговля в супер-пупер-маркетах полностью «безотходна».

Ума и здоровья!

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up