Папуа-Новая Россия. 38. Ламинированная летаргия

Jul 05, 2011 05:32



товарный ряд: просвет почти не виден

"ЛАМИНИРОВАННАЯ ЛЕТАРГИЯ"

С ВИДЕНИЯМИ О ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ

И вновь мебельная тема.

Не в первый раз обращаясь к теме, мы уже знаем, что у современного мебельного бума, как у того марксизма, конспектирование которого с особенной силой доставало по студенчеству, есть три источника, без которых бум бы не состоялся. Новаторские стандарты, которые надо понимать как отсутствие стандартов и приличий; новаторские мебельные материалы, которые и не мебельные вовсе; и конец монополии мебельных фабрик, позволивший метастазам суррогатного новаторства расползтись по таким углам, подвалам, участкам, где нормальную мебель делать невозможно как по экономическим, так и по технологическим причинам. Продолжая знакомство с отраслью и пытаясь найти какую-то прагматическую тропку в современном суррогатном болоте, сегодня будем говорить об облицовочных материалах.

ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Вы не были в Петергоффе? И не надо. Только расстроитесь.

Потому что тамошней мебели - века, а для нынешней, приобретаемой даже в самых элитных-разэлитных салонах, и трех лет бывает много, ветшает, как над ней ни трясись. "Евро" оно и есть "евро" - неведомый ни в каких европах мебельный унисекс для дремучих российских граждан. "Современный", "экологичный", "престижный", он стоит в ДК, кинотеатрах, деловых центрах, матово блестит отраженным светом. Покупатели ходят и любуются блеском, ценой, оттенками всевозможных пород деревьев: привычных, экзотических, элитных и вовсе не существующих в природе.

- Ламина-ат - с гордостью тянет продавец, когда ему кажется, что гражданин заглянул в салон не просто отогреть уши.

- Да-а! - с уважением вторит гражданин, желая поддержать иллюзии продавца.

И оба стоят, завороженные, аки папуасы перед выброшенной на берег баночкой из-под пепси-колы.

В Европе всякого навороченного "евродизайна", какого настрогали у нас, разумеется, нет. Как не было его в Союзе до конца 1970-х годов. Мебель выпускается там и когда-то выпускалась здесь совсем из другого материала. Из того, из чего положено - дерева, облицованного шпоном.

В отечестве облицовочных материалов всегда было в достатке (как и сейчас есть, а куда они делись?). Ясенем и буком, кедром и сибирской лиственницей отделывали, так сказать, ширпотреб для трудящихся. Дубом и грабом облицовывали более дорогую мебель для учреждений. В дальневосточных портах разгружали красное дерево от друзей из Африки, ничего сложнее рубки и погрузки делать не умеющих, для отделки мебели ответственных сов-, парт- и торговых работников.

В Европе все было не так. Благосостояние и потребности росли, но лесными ресурсами не обеспечивались (леса в Европе мало, отчего их самое дешевое дерево стоит раз в 10 дороже самого дорогого нашего, что в принципе исключает какой-либо импорт, хотя у нас и продают в доброй дюжине мест мебеля якобы из Европы). Перспектива попасть в "лесную зависимость" от заокеанского дяди (Штатов напасть не касалась, поскольку США были и сейчас остаются главной лесозаготавливающей страной мира), а также от всяких африканцев не прельщала. Вот и занялись в Германии, Италии и других бедных лесами странах поиском суррогатных замен натуральному древесному шпону. Поиски к удаче не привели. Все эти мочевинно-формальдегидные, меламино-мочевинные и другие синтетические покрытия (эти самые пленки, приклеенные при высокой температуре, и представляют собой наш с вами вожделенный ламинат, а когда клеят просто так - получают покрытие неламинированное) отдаленно не годились на замену природному дереву. Несопоставимые ни по устойчивости к механическим воздействиям (0,6-0,8 мм и 100 микрон); ни по времени жизни (века и 12-18 месяцев гарантии); ни по экологичности (большинство жертв при пожарах в наиболее "круто" отделанных и обставленных помещениях, если кто не знает, гибнет не от огня и упавших балок, а от ядовитых продуктов горения "современных", "экологичных" и т.д. материалов, пожар в супер-пупер-продвинутых интерьерах - страшное дело), распространения среди европейских производителей мебели они не получили.

Деловые люди из ФРГ еще тогда навязывали нашим мебельщикам, в том числе алтайским, пленки под дуб, граб и красное дерево, но мебельщики смотрели на синтетику без энтузиазма.

И лишь когда в СССР перестали делать мебель из дерева, перейдя на плиты из опилок, связанных формальдегидными смолами (начало 80-х годов), суррогатные облицовочные материалы органично дополнили деревоплиту, скрыв ее неприглядный облик и немножко защитив от влаги воздуха, чем и довершили засуррогачивание отрасли.

Сегодня немцы снабжают наших мебельщиков целыми коллекциями т.н. "алькоров". Китайцы, как водится, под шумок вклинили на рынок свое сверхдешевое безобразие "под алькор", москвичи, питерцы, красноярцы после дефолта "поднялись с колен" и сами освоили производство пленок, а всякие ганцы и ангольцы, которых мы в связи с нашими переменами перестали содержать за красные флаги, флаги попрятали и теперь рубят красное дерево для Европы, в том числе для Германии, где хоть и производят синтетический "евро-престиж", но в основном для нас, а сами от него давно отказались.

Мебельщик же, раньше озабоченный тем, что за нарушения ГОСТа дадут по шее, теперь озабочен одной, но пламенной страстью: товар должен покупателям понравиться, поэтому он лезет из кожи вон, "отделывая" его самой благообразной синтетикой. Конкуренция на поприще прочности, надежности, качества в условиях бесконтрольности, царящей в отрасли, свелась к соревнованию в красоте лицевых тканей и пленок, а также роликов и текстов, посвященных отсутствующим вышеперечисленным свойствам.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛИТООБЛИЦОВЫВАНИЯ

Что интересно, не одной только экономикой объясняется "ламинатное наваждение" отрасли.

Цена у иноземного "алькора" та же, что у приличного лиственничного шпона, при этом "алькор", не в пример шпону, не в состоянии скрыть дефекты поверхности своими 100 микронами.

Мочевинно-формальдегидная пленка дешевле шпона примерно в полтора раза, но этим вряд ли можно объяснить тот потрясающий перекос в пользу мебели с эрзац-облицовкой, который мы наблюдаем на рынке: из 100 мебелин только 1-2 облицованы деревом.

Правда, шпон требует пары дополнительных операций, связанных с отделкой поверхности лаком, что увеличивает "облицовочные расходы" раза в полтора, однако, затраты с лихвой "отыгрываются", в чем легко убедиться, посмотрев на цену редкой на рынке мебели, облицованной по-старому, деревом - там они "отыграны" много-много-кратно...

Видимо, есть только одно объяснение "ламинированной летаргии", в которую впала отрасль: возиться мебеледелу с натуральным деревом лишний раз неохота. Русская лень как секрет успеха суррогатного нашествия.

БУМАЖНАЯ ДОРОГА В ЗАВТРА

И все-таки рискнем предположить, что дорога, так сказать, "назад в будущее" не совсем потерялась в суррогатном "алькоровом болоте", и отечественный мебеледел может сделать по ней шажок - пусть маленький, но шажок к оздоровлению.

Вряд ли при нашей жизни в Отечестве возродят технику маркетри (художественная облицовка из разных пород деревьев, благодаря которой словенские мастера знамениты на всю Европу), хотя в России владели ею еще тогда, когда Словении и на карте-то не предвиделось. Да и на простой шпон отрасль вернется не скоро, если вообще вернется. Сегодняшний реальный претендент на место искусственных пленок - облицовочный материал на основе бумаги (понятное дело мебельной, а не той, которую вы сейчас держите в руках). В 80-х годах был небольшой период ее массового использования, но тут привезли яркую, броскую синтетику из Европы, и все кинулись на нее.

Облицовка на основе бумаги в точности, как "алькор", боится царапин, уязвима к воздействию влаги, температуры, прямых солнечных лучей, то есть ничем "алькора" не хуже, зато вдвое дешевле и вдвое толще (что заинтересует те артели, которые прельстятся возможностью экономить на некачественной шлифовке). И вообще это отечественное сырье, а не иноземная химия.

Опять же, с бумагой легче мошенничать, что также было немедленно оценено теми производителями, которые разглядели в данной облицовке ресурс для удешевления. ТУ допускают плотность бумаги на облицовку не менее 125 г/м2, на торцах же она должна быть минимум 160 г/м2; в действительности почти треть мебели на алтайском рынке идет с бумагой 110 и ниже граммов, а торцы - в тех местах, где не видно - хорошо если вообще облицовывают. Так что будущее у нашего покрытия, безусловно, есть. И возрождение ремесла пусть не краснодеревщика, так хоть "краснобумажника" не за горами.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up