Канун и эпоха Просвещения. Свидетельства о Великих пирамидах. Жан де Тевено. Джон Гривс
Sep 21, 2024 04:59
Заглавной картинкой этого поста ставлю один из любимых снимков, не раз показывавшийся раньше - прекрасные чугунные скобы, вмурованные в стены Большой Галереи, которые забыл срезать Говард Вайс, когда орудовал в пирамиде Хеопса в 1837 году, подчищая грехи строителей. Часть оснастки для изготовления уникального свода Большой Гапереи, который только и способен держать мега-нагрузку над таким обширным помещением, как Галерея. Так и торчат со времен возведения свода эти сквозные железяки, вгоняя в ступор историков официальных и альтернативных наук, абсолютно не готовых к таким фактам.
Несколько снимков самого свода вдогонку. Условия съемки там неважные, так что во всей красе рассмотреть свод трудно. В архитектуре он называется ложным сводом, но это просто не самый удачный термин. Подобный, но очень короткий, есть на камере Красной пирамиды Снофру в Дохшуре и над маленьким проходом в нее, но такого роскошного, почти в полсотни метров, как в Большой Галерее, больше нет.
Прекрасная идея сужающегося перекрытия, где колоссальное давление песчаного тела пирамиды распределено вдоль обширной поверхности, лежащей относительно направления давящей силы под острым углом, позволила разместить в центре пирамиды помещение огромной площади 2,09 м на 46,11 м, высотой 8,74 м.
Для контраста нпомню о крахе традиционного перекрытия, девяти блоков-балок Камеры Царя, косо положенных (формованных на грунте на месте из искусственного гранита), каждая шириной больше метра, высотой 1,5-2 м (внешняя сторона, являющаяся полом первой, нижней разгрузочной камеры, не формовалась, а закладывалась как Амон на душу положит). Все девять лопнули со стороны, противоположной входу, т.е южной. После чего пришлось крайне спешно снимать песок, который успели насыпать, ставить (формовать на месте) пятикамерное защитное сооружение и насыпать тело пирамиды заново. . Что заняло время примерно с работы Комиссии Наполеона до деятельности Говарда Вайса, когда свидетельства о Большой пирамиде практически сошли на нет, а крайне редкие имеющиеся, например, Кира Бронникова и Гульянова-Пушкина (оба тут), стали исключительно странными. Так выглядит сквозная трещина в потолкеКамеры Царя в первой разгрузочной камере.
А это щели изнутри Камеры Царя. Видно, что их заделывали каким-то цементом, причем равняли наспех пальцами. На щели наклеены бумажки. Это маячки хранителей истории, которые покажут изменения щели, расширение ее, если таковое случится.
Попыткой ремонта потолка древнеегиптянами, как предполагают египтологи, эту мазню назвать конечно нельзя. Кому-то из строителей надоело таскать песок, лившийся тонкой струйкой из щели, пока снаружи убирали с Камеры насыпанный слой, и он залепил ее как смог.
*
С Большой Галереи мы начали, потому что предыдущий свидетель, дипломат Ордена Иезуитов Бальтазар де Монконис и оба сегодняшних зафиксировали удивительную стадию постройки пирамиды - Большую Галерею без свода. И фактически признали, что работа над пирамидой велась на момент свидетельств на поверхности, на уровне Камеры Царя - Большой Галереи. Монконис объяснил также и скобы на заглавном фото поста; в его описании, актуальном на тот момент проекте, Большая Галерея имеет ширину меньше нынешней на 20 см, из чего ясно, что они должны были спрятаться в штукатурке. Маловероятным представляется план дополнить стены еще двумя плитами, укреппляющими свод снизу, и спрятать железяки в них; при такой толщине (10 см - это ни о чем) они ничего не добавят к прочности, только отнимут время. Все-таки планировались изображения, глубокие барельефы Древнего Царства...
Чувствуете? Мы уже третий пост как вступили в период самых интересных свидетельств. Большая пирамида начала исполняться в натуре, и можно следить за ходом строительства, корректировкой проекта, смыслом ее.
*
Жан де Тевено (1633 - 1667) Французский путешественник, лингвист, ботаник, востоковед.
Описание параметров Большой пирамиды полностью, до малейших деталей и особенностей тех или иных измерений повторяет таковое в книге Монкониса, при этом идет ссылка на данные некого капуцина с ничего не говорящим египтологам именем. Что говорит о многом - о том, что это именно проект, что у текстов один источник, что он целенаправленно распространялся. Говард Вайс знакомит с фрагментом книги Тевено о пирамидах в своем обзоре. Вкратце повторим основные пункты проекта, проанализированные в прошлом посте, и дополним их выводами, о которых в прошлый раз не говорили.
Де Тевенот (1655). Сообщает, что три были значительно большими, чем остальные Пирамиды; из этих трех одна была сравнительно маленькой; наибольшая была единственной открытой и на которую можно было подняться; и [ее] вход был скрыт каменной кладкой до тех пор, когда Египетский Паша пробил проход и открыл [ее]. Тевенот произвел измерения Большой Пирамиды и сравнил их с результатами [измерений] Ельзеара (Elzear) (монах Ордена Капуцинов), он пришел к выводу, что они были правильными. Он поднялся на постройку по северо-восточному ребру и нашел, что у нее было двести восемь рядов камней, от двух с половиной футов до трех с половиной футов высотой; общая высота составляла пятьсот двадцать футов, основание составляло шестьсот восемьдесят два фута. Он отметил проем, лежащий на полпути, который он называет маленькой палатой. Вершина, составленная из двенадцати больших камней, была квадратом шестнадцати футов восьми дюймов. Вход был на шестнадцатом ряду, на северной стороне, и был приближен насыпью мусора. Он был отдален от северо-восточного угла на триста десять футов и от северо-западного на триста семьдесят два фута. Камень над ним был длиной одиннадцать футов и шириной восемь футов.
Повторено количество рядов - 208 (реальных 203), высота 520 футов или 158 м (реальная 138 м), длина стороны 682 фута или 207 м (реальная 230 м). Уточнена высота блоков, она составила от 2,5 до 3 футов или от 0,76 м до 0,91 м (реальная 0,7 м), что привнесло противоречие: высота в этом случае составит от 158,5 м до 190,2 м. Сторона верхней площадки уточнилась дюймами и составила более 5,1 м (реальная 14 м).
Пирамида с углом значительно острее Хефрена была не только презентована, но и, практически нет сомнений, начата в части периметра. Центровую мастабу засыпали по краям песком, "положили", т.е. сформовали на месте несколько рядов блоков. Но вовремя одумались, осознав, что закончить пирамиду с таким углом не удастся, изменили проект, снизив высоту, расширив основание, изменив габариты блоков, и повели окончательную, сегодняшнюю наружнюю кладку поверх начатой. О том, почему был изменен проект, подробно рассказывалось в прошлый раз.
Вход был квадратом трех футов трех дюймов и убывал под углом 60 градусов на расстояние семьдесят шесть футов пять дюймов шесть линий [1]; отсюда вел другой проход длиной сто одиннадцать футов, поднимающийся под таким же углом. Пробитый проход между этими двумя проходами был обременен мусором. Тевенот ссылается на раскопки, сделанные калифами, и задумывается о времени, когда они были произведены. Он замечает колодец в конце возрастающего прохода и говорит, что от него начинались два прохода, один горизонтальный, более низкий, квадрат трех футов трех дюймов привел к палате, у которой была наклонная крыша. Услышав, что она имела проем или окно в другие помещения, он искал его некоторое время при помощи лестницы, но не смог найти и полагает, что не существует какой-либо такой проем [2].
Безумная ошибка с с уклоном Нисходящего и подъемом Восходящего Прохода в 60° прикочевала из свидетельства Монкониса и сообщила, что ни Монконис, ни Тевено, ни источник их свидетельств на месте, то есть в пирамиде, не были, ибо нельзя так ошибаться в углах. Источник хоть и работал на создателей, строящуюся Проходу не посещал, а имел задачу довести технические данные с некой наспех написанной шпаргалки, более ничего. В реальности Нисходящий Проход опускается под углом 26° 31', Восходящий поднимается под углом 26° 12'. Вот как можно, не включая голову, истолковать двойку в надписи 26° как два прохода, знак градуса принять за ноль? Оказывается, можно.
Но данная версия проекта уже откорректирована до современного вида. У Монкониса в точке пересечения Нисходящего и Восходящего проходов было некое место с ходами в другие помещения, ранее у Палерна - ход в галерею, где он боролся с летучими мышами, норовившими потушить факел. Дополнительне помещения убрали из проекта и не стали делать на объекте, оставили просто два тоннеля-Прохода. Объяснилась и первая часть названия Большая Галерея - оно было дано, когда помимо большой в проекте были и галереи малые.
Он поднялся наверх по Большой Галерее к Камере Царя. Эта галерея была шириной шесть футов четыре дюйма, длиной сто шестьдесят два фута и имела на каждой стороне рампу высотой два с половиной фута.
Большая Галерея по-прежнему имеет длину больше нынешней на три метра, ширину меньше на два слоя штукатурки для планировавшихся изображений и не имеет свода.
Палата была длиной тридцать два, шириной шестнадцать и высотой девятнадцать футов, имела плоскую крышу из девяти блоков шестнадцати футов длиной; семь из них были шириной четыре фута, крайние шириной только два фута, поскольку половина каждого из них была встроена в сену. В дальнем конце этой палаты он исследовал саркофаг, вырезанный из одного блока, шириной три фута четыре дюйма, длиной семь футов, высотой три фута четыре дюйма и толщиной свыше пяти дюймов. Он был совершенно пуст и при ударе издавал замечательный звук. Он был сделан из очень твердого порфира, прекрасно отполирован и сломан в нескольких местах молотками, чтобы получить фрагменты для изготовления облаток. [3]. Он, как обычно предполагалось, предназначался для могилы Фараона, утопленного в Красном море; и он [Тевенот] почувствовал, что он [саркофаг], должно быть был помещен в палату прежде, чем она была закончена.
В описании Камеры Царя автор переходит с дюймовой точности на футову, ошибается в размерах больше, чем на фут и больше, чем на два, что говорит о том, что Камеру еще не делали, она описывается по проекту. Параметры блоков-балок потолка неправильные, и вообще в реальности они положены (сформованы на месте на грунте) косо относительно стен - для большей устойчивости против нагрузки как видно.
Описывая саркофаг, автор вновь переходит на дюймовую точность, при этом указывает неверные длину и ширину, и вообще говорит об очень твердом порфире, замечательно звенящем при ударе. Это значит, что между недавним проектом и нынешней корректировкой саркофаг из искусственного гранита успели сломать, кантуя и волоча в ходе формовки стен. запланировали формовать другой, но потом махнули рукой и оставили какой есть, ломаный и без крышки - пусть египтологи придумывают про его состояние чего-нибудь придумывают. А что они придумают? У нихонодна из загадок пирамиды...
Он упоминает экспертизу колодца капуцином Ельзеаром (Elzear) в сентябре 1652г и заявляет, что операция была сопряжена с таким риском, что он (Тевенот), хотя у него были веревки, не хотел рисковать, особенно потому, что, по свидетельству капуцина, он [колодец] не мог быть хорошо осмотрен; но он [Тевенот] говорит, что во время его второго вхождения шотландский джентльмен вместе с некоторыми другими людьми туда опускался, но не было обнаружено ничего более, чем замечено Ельзеаром. Колодец не был полностью перпендикулярным; он понижался на шестьдесят футов к гроту, откуда снова убывал на глубину сто двадцать три фута, где был заполнен песком. В нем находилось такое огромное количество летучих мышей, что шотландец опасался быть ими съеденным и ему приходилось защищать свечу своими руками. Он полагает, что колодец был сделан для перемещения мумий в пещеру под пирамидой. Он пошел к второй пирамиде, которая была закрыта. Ее основание составляло шестьсот тридцать один фут. Третья была намного меньшей и меньшей важности и, казалось, была облицована тем же самом сортом камня, каким была облицована камера Большой Пирамиды, поскольку вокруг нее [Третьей пирамиды] лежало несколько блоков. Он указывает по Плинию, что триста семьдесят тысяч мужчин работали над Пирамидой двадцать лет и тысяча восемьсот талантов были израсходованы только на одни овощи для них. Он отмечает наличие трех храмов около Пирамид и говорит, что около Второй был подземный проход для сообщения со Сфинксом, который, как предполагалось, был могилой Амасиса (Amasis); или, согласно другим свидетельствам, был возведен Амасисом в честь Родопы (Rhodope) и для содержания оракула. Бедуины напали на людей, которых он оставил на всякий случай для охраны оснащения и багажа у входа в Большую Пирамиду пока он был внутри нее.
1. Линия - старинная мера длины, равная 1/12 дюйма - прим. rudolfus. 2. Это, возможно, было ошибкой, учитывая проем, ведущий в камеру Дэвисона. 3. «Pour en faire des cachets.» - см. свидетелство доктора Кларка (Dr. Clarke) об этом саркофаг.
Проход в пирамиду Хефрена колодцем и гротом, разумеется, фантазия. Длина стороны основания в 631 фут (192 м, реальная 210 м) говорит о том, что ее еще не закладывали.
Впервые в историографии упомянуты припирамидные храмы. Действительно, давно пора, а то фараонов захоронили и запечатали, а где им поклоняться, не предусмотрели.
Постройка продолжается, все идет по плану, корректирующемуся по ходу дела - таков вывод из свидетельства Тевено.
*
Джон Гривс (1602 - 1652) Английский математик, астроном, арабист, антиквар
Отчего нелюбовь? Вряд ли оттого, что смелые и подробные описания Великих пирамид не имеют отношения к реальным объектам; все свидетельства были сказочными до тех пор, пока Комиссия Наполеона не высчитала реальную высоту и форму Большой пирамиды. Наверное, оттого не любят Гривса, что он математик, и не просто математик, а профессор геометри на одной из своих должностей. Поэтам, дипломатам, ботаникам, считают египтологи, позволительно ошибаться и изображать пирамиды фантастических размеров и форм (почему-то они считают поэтов с ботаниками глупее себя), а математикам никак нельзя. Без сомнений, не в восторге египтологи и оттого, что Гривс начертил Большую Галерею без свода, чем сообщил потомкам, что на момент его посещения его только собирались делать, и работа велась на поверхности в нынешнем сердце пирамиды. Ботаники и дипломаты могут описывать Галерею без уникально ступенчатого свода, потому что не заметили его, или заметили, но не посчитали нужным сообщить, они же глупее египтологов... Но чертить-то зачем?!
Мы не египтологи, поэтому представляем и Гривса, и книгу его.
Профессор, астроном, математик, собиратель старинных арабских рукописей был в Египте в 1639 году, книгу с материалами исследований (ссылка выше) опубликовал в 1646 году.
Описал семь пирамид, показал три главных.
Естественно, все три кардинально отличаются от реальных формой, а две - также и кладкой.
Пирамида Хеопса сделана рядами-ступенями, Хефрен и Микерин - гладкими кладками. Что означает: Хефрена с Микерином не начинали и даже толком еще не спланировали. Ибо невозможно смотреть на реальные объекты и не видеть, что они также сложены рядами-ступенями.
И конечно, невозможно не увидеть шапку Хефрена. Раз ее нет в свидетельстве, то на момент освидетельствования не было и в проекте.
Впервые в истории была составлена наглядная визуальная схема Великой пирамиды. Камера Царя не перекрыта, размером с Камеру Царицы, в нее ведет странный проход, над Большой Галереей еще нет неповторимого свода. Ясно, что картина, которую с энтузиазмом изобразил англичанин,это даже не проект, а словесный план.
Высоту Большой пирамиды намерил в 149 м, добавив 11 м к будущей реальной и недобрав 9 м до актуальной проектной, длину стороны основания определил в 208 м, заузив будущую реальную на 22 м (попросту честно сообщил габариты первого, впоследствии забракованного периметра, который уже начали делать), получил пирамиду все еще острее Хефрена (сторона 210 м, высота 136 м, расчетная 143 м). 9 метров расхождения высоты с первоначальной проектной, вероятно, говорят о том, что периметр только начали и успели положить три-четыре рядочка. При таком количестве угол и высота опредеделяется с трудом и огрехами. Но более вероятной мне представляется другая версия. Английский профессор, с энтузиазмом поработавший на создателей истории, вознамерился уточнить проектную высоту с помощью уже имеющихся рядочков и действительно нашел расхождение.
Впервые в мире окончательный вид Большой Галереи покажет антиквар-египтолог Лукас через шесть десятилетий после книги Гривса. Но и у него Камера Царя еще будет меньше Камеры Царицы. Очень долго решалась проблема перекрытия этого центрового помещения...
Такое возможно, когда работы уже начаты. Строители спланировали под нужным углом поверхность природного основания, известняковой скалы, и начали формоватьмассивные широкие блоки по обеим сторонам коридора, один на другом, сдвигая каждый следующий внутрь, каждый с усеченным верхним ребром наружной стороны. Получив вверху узкий проем, закрыли его таким же массивным блоком, также сужающимся либо вовсе с острым углом наверху. И так по всей длине Галереи. Начало этих работ и застал голландец.
Вернемся к Гривсу.
Еще четыре пирамиды Гривса описаны на словах. Не надеясь на свой английский, даю также и скрины страниц, может быть, кто-то переведет точнее.
стр.8
"Помимо этих трех, мы находим упомянутые у Геродота и Диодора имена и авторов некоторых других, не намного уступающих им по значению, давно разрушенных и испорченных временем... После Микерина, согласно Геродоту (ибо Диодор здесь молчит), Асихис преуспел в Царстве, *который, желая превзойти своих Предшественников, оставил в качестве памятника Пирамиду из кирпича со словами, выгравированными на камне: "Не сравнивай меня с Пирамидами, построенными из камня, которые я так же превосходил, как Юпитер других богов".
Стр.10
"Царь, они по общему согласию построили Лабиринт над озером Моэрис: под углом, где заканчивается Лабиринт, находится Пирамида XL Orgyiae (то есть из CCXL футов), на которой выгравированы огромные изображения бестий, проход к ней находится под землей. И это та Пирамида, которую, возможно, идентифицируется Страбоном как пирамида, в которой похоронен Имандес, которого мы, вероятно, можем считать ее строителем..."
"Задолго до этих четырех Пирамид Хеопса, Цефрена, Микерина и Асахиса, которые сразу же сменили друг друга в Царстве, но после этого Исманда, Мириса, как его называет Диодор; но Геродот, Страбон и Плиний, называют его Мэрис. Другой египетский царь построил две замечательные пирамиды; описание которых, хотя и приведено у Геродота, сразу следует за описанием двенадцати царей..."
Стр 13
"Помимо тех, с которыми мы имели дело и создатели которых зафиксированы в трудах древних, на краю ливийской пустыни, где она подходит к Египту, есть много других, о которых нет особого упоминания ни у греков, ни у латинян, ни у арабов... Есть еще три пирамиды, каждая сторона которых составляет двести футов..."
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.