В 1967 г. фотограф из Швеции Георг Одднер (Oddner) провел три месяца в СССР, снимая для журнала "Vi" ("Мы") страну, которой предстояло осенью отметить 50-летие Октябрьской революции.
В ходе поездки он посетил кроме Москвы Белоруссию, Грузию и Узбекистан, Ленинград, Киев, Донецк, Ялту, Иркутск, Дальний Восток. Из Владивостока он отправился в Японию, откуда вернулся домой. Судя по некоторым фото, поездка началась на майские праздники. (На снимке - Москва).
Русский по матери (вообще полное его имя Георг Мирский Одднер; его мать Елена Карабанова, вместе с будущем его отцом эмигрировала в Швецию из Архангельска, как написали биографы, "в конце революции"), он не первый раз посещал страну победившего социализма. В 1955 году он побывал в СССР с группой туристов по заданию женского еженедельного журнала Veckojournalen. Часть фото из этой поездки Мирский Одднер привез в 2007 году на выставку, которая побывала в Москве и Минске. Собственно говоря, благодаря этим фото он и стал известен российской публике. А вот коллекция работ, сделанных в ходе поездки в 1967 году, тихо хранилась в одном из музеев города Мальме, куда была передана после смерти автора.
Надо заметить, Георг Одднер - человек богатой творческой судьбы, классик шведской фотографии. Начинал он музыкантом, играл джаз, и по свидетельству исскуствоведов, "стал создателем неповторимого визуального стиля, основу которого составляет синкопированный джазовый ритм".
Откроем Википедию:
- Георг Одднер (Georg Mirskij Oddner ) родился в Стокгольме 17 октября 1923 года. Свою трудовую деятельность начал как трубач в секстете Путти Викмана. В 27 лет он забросил джаз и отправился работать в Соединенные Штаты, среди других работ, была работа ассистентом фешн фотографа Ричарда Аведона в Нью Йорке.
Когда он вернулся в Швецию в 1952 году, то осел в Мальмё, занявшись в основном репортажной и фэшн фотографией. Вскоре заработал репутацию и занимаемые им должности позволили ему путешествовать по миру. В 1958 он стал основным членом фото группы «Tio fotografer» (Десять Фотографов) в Стокгольме. В 2003-м году о Георге Одднере снят документальный фильм режиссёра Яна Труэлля "Присутствие" ("Narvarande"). В своем фильме Ян Труэлль (Jan Troell) попытался раскрыть зрителям уникальное творческое видение Георга Одднера с помощью музыки Дюка Эллингтона, Майлза Дэвиса и Дэйва Брубека.
В поездку 67-го года будущий классик шведского фотоискусства завернул и в Волгоград. Благодаря ему мы можем увидеть в цвете, как выглядил наш город полвека назад, в период, судя по всему, примерно с мая по июнь.
Виден транспарант, посвященный 9 мая. Но сколько он мог провисеть после праздника, одному богу известно. Лента в орнаменте, судя по всему, "георгиевская".
А вот и еще одна временная примета налицо. Паводок на Волге ниже Волжской ГЭС, построенной в 1961 году, в полноводные годы заканчивается в мае-июне. На фото разлив еще заметен. Подготовка плавсредств в полном разгаре:
Видно, что вода уже отступила от берега:
На транспаранте видна дата "1967":
Продолжая тему дебаркадеров:
Ну и необходимо добавить фото водной базы ( На стяге видна ромбовидная эмблема. "Спартак"?):
Народ купается. Не вовсю, конечно. Но в начале, да и в конце мая, даже на широте Волгограда температура воды в Волге больше подходит для закаливания. Честно говоря, раньше июля окунаться в воды великой русской реки не приходилось. Холодно! С другой стороны, внутреннее пространство базы представляло собой огороженный от реки бассейн. Может, в нем вода лучше прогревалась? В общем, датировку, думается, лучше перенести ближе к июню.
Весна-лето 1967 г - самый канун открытия мемориального комплекса на Мамаевом Кургане, официальное открытие которого состоялось в октябре того же года. Как видим, все готово к открытию. Последние штрихи - культивирование газонов:
Ну и посетители уже посещают:
К слову, о синкопированном ритме. Ветераны у него словно пританцовывают, энергично убегая за край кадра:
А тут даже парами. И похоже на джазменов-приятелей на джем-сейшне. Отыграли и ждут апплодисментов:
Ритмичная перекличка планов, жестов, масштабов:
Женские монументы у него как живые. А живые женщины - монументальны.
Бытоописатель моды и гламура он не смог равнодушно пройти мимо головных уборов из газет. Столь обычных для советских людей. Но для шведа, видимо, экзотика.
Немного будничной жизни города, в котором история как нигде являлась частью современности:
- на фоне танковой башни Мемориала "Передний край обороны": Планетарий, застраивающийся проспект имени Ленина; справа - виден дворовый фасад дома по ул. Гагарина, 16. Башня, судя по всему, та, что сегодня окружена комплексом зданий Политеха.
Трамвая, кстати, много.
Как репортера, Одднера, конечно, интересовала изнанка парадных сталинградских проспектов. Кто, кстати, угадает здание?
Чтоб вы долго не мучались приведу снимок со двора по Советской, 36,- послевоенном "обрамлении" Дома солдатской славы. Отсняв бывшее кольцо трамвая у Мельницы, Одднер видимо, решил ознакомиться с оборотной стороной главного дома Сталинграда:
Красивый вазон. На размытом заднем угадывается мемориальная доска:
Загадочное фото. Вроде бы видим, своеобразные фасадные "колонны" строящегося здания НИПИ Морнефть (ул. Советская 10, напротив входа в Гордуму, или как там щас ее). Но почему-то тротуар и забор под углом к стене - поворот вполне прямой как стрела улицы, но куда? Сначала было решил, что Главпочтамт, но там первый этаж весь в агроменных окнах-витринах, с полукруглым верхом, кажется он называется люнетом:
Следы войны еще заметны. Улица Островского, что за Универмагом. Остаток здания, в котором до войны находилось управление зрелищных мероприятий, после войны - мастерские института "Гражданпроект", по чертежам которого и был отстроен послевоенный город. Ныне гостиница с названием "Старый Сталинград", слегка нелепым, если учитывать, что топоним "Сталинград" покинул город в цветущем возрасте, чуть больше 35-ти от роду:
Не иначе негритянское гетто. Щас остальные с плантаций подтянутся и затянут спиричуэлз. К слову, все та же ул. Советская, 36:
Ну и расслабляющие джазовые ноктюрны. Не иначе с саксофоном, как водится.
В заключение я не могу не отметить редкостный ракурс на одном из вполне рядовых фото. Собственно ради этого кусочка сталинградской натуры и затевался пост:
Итак, на заднем плане - овраг Долгий, ныне засыпанный, вошедший в историю через карты, донесения, воспоминания о боях в Сталинграде. Строящиеся здания над оврагом - сложносочиненный комплекс строений, известный в частности тем, что в нем располагался бывший ДК. им. Ленина ( Яндекс карты показывает Дымченко, 6а, хотя мне лично всегда казалось, что адрес значился по пр. Ленина). Сравните:
Что касается фото, то мы с коллегами смогли отыскать всего 4 черно-белых кадра с незасыпанным оврагом (аэрофото не в счет). Ну и отмечу, что фотограф стоит в районе другого небызвестного ныне строения - "танцующего" моста через Волгу.
"Россия по-прежнему является страной, полный тайн, и стоит одной ногой в прошлом, а другой в будущем. А между ними - странный вакуум", - писал Одднер. Заполнить этот вакуум на свой лад и попытался бывший ассистент Аведона, за что ему огромное спасибо.
Остается добавить, что полную подборку почти в полторы тысячи фото, сделанных Георгом Одднером в СССР, можно найти через портал Europeanа. Удачи!