На днях товарищ прислал вот эту фотографию с сайта 27Region.Ru, сделанную, видимо, в 40-е годы. Товарищ просил идентифицировать летательный аппарат, который я и опознал как "амбар" - морской ближний разведчик МБР-2. Эта летающая лодка конструкции Бериева строилась с начала 30-х годов, к концу десятилетия уже считалась устаревшей, и, тем не менее, прослужила до середины 50-х, сменив, правда, не одну специализацию.
Но я о другом. В процессе опознания, подумал о том, какие гидро-аэропланы мог видеть Хабаровск за время
существования в городе гидроаэропорта с конца 20-х и до конца 50-х-начала 60-х годов?
Слышал давно от одного хабаровского энтузиаста истории авиации, что на реке Уссури (где и находился Хабаровский гидропорт) взлетали и садились американские двухмоторные "Каталины" - , довольно большие машины.
Но начнем с начала.
А именно с 1927-го года, когда был основан 68-й отдельный речной авиационный отряд в составе Далневосточной
военной флотилии (ДВВФ). Над Хабаровском затарахтели поплавковые МР-1, советские, усовершенствованные под свои
реалии, копии английских бипланов Де Хевеленд D.H. 9.
МР-1 выруливает на Амуре
В 1929 году отряд принял участие в конфликте на КВЖД, где успешно действовал в составе уже Дальневосточной
авиагруппы Особой Дальневосточной армии (впрочем, противодействия в воздухе китайцы не оказали).
Самолеты МР-1 из 68-го гидроотряда на КВЖД при подготовке к вылетам. Осень 1929 г.
На его вооружении находились 8 МР-1 (в некоторых источниках упоминается 14 машин, но, скорее всего, это только
штатная численность). Отряд действовал при поддержке несамоходной авиаматки "Амур" (бывший монитор "Вихрь"),
которая могла одновременно брать на борт 4 самолета. Командовал отрядом Эдуард Мартынович Лухт.
22 декабря 1929 г. в Хабаровске состоялось подписание соглашения между СССР и Китаем, предусматривавшего
восстановление на КВЖД прежнего положения. После этого советские войска были выведены из Маньчжурии, а 68-й
гидроотряд стал основой для формирования авиации Амурской речной флотилии.
Теперь вернемся к нашим "амбарам", т.е. к гидросамолётам МБР-2. Основная часть этих машин находилась в ВВС ТОФ, и базировалась в Приморье, на Камчатке и Сахалине, но над Хабаровском они ,конечно, летали. В основном это, видимо,военные борта, находившиеся в распоряжении ДВВФ, но существовали и гражданские модификации "разведчика" под обозначением МП-1 (такой самолет, вероятно, мы и видим на заглавном фото)
МБР-2-М-17 из 7-го отдельного авиаотряда морпогранохраны. На руле поворота - зеленые полосы,
отличительный знак пограничной авиации. Гидроаэродром Черная Речка под Хабаровском, 1944г.
Летающая лодка МБР-2бис - морской ближний разведчик, борт "СССР Ж-3", переоборудованный в самолёт для аэрофотосъёмки. Вероятно эта машина использовалась для изыскательских работ при проектировании железнодорожных линий и возможно входила в состав т.н. "БАМовской эскадрильи". Очевидно 30-тые - начало 40-х годов.
абырвалг :)
Гражданская модификация имела довольно комфортабельную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центральной части лодки под центропланом. Экипаж состоял из двух человек. Машина могла перевозить до 540 кг платной нагрузки. Благодаря тому, что на МП-1 отсутствовали турели и бомбодержатели, максимальная скорость (при той же взлетной массе) оказалась немного большей, чем у разведчика.
"Амбарчик" над Владивостоком
Начиная со второй половины 1930-х гг., МП-1, а затем и МП-1 бис стали поступать в управления гражданской авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Летающие лодки возили пассажиров из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и на Сахалин. Помимо пассажиров, МП-1 возили почту и самые различные грузы - от пушнины и золота до прессованного сена. Иногда дело доходило до курьезов. Однажды один ретивый хозяйственник поинтересовался, можно ли на гидросамолете перевезти лошадей. На что ему, не без юмора, ответили, что это возможно, но только лошади должны быть в разобранном виде.
В 20-х гг.СССР заказал 80 итальянских гидросамолетов SIAI S.16, которые служили в авиации Черноморского флота до 1931г.
Они имели советское обозначение С-16 бис. Советские заводы OMOС в 1927-28 гг. модифицировали несколько самолетов под обозначением С-16 тер, установив более мощные двигатели Lorraine-Dietrich мощностью 450 л.с. На фото ниже мы видим эскадрилью этих самолетов во главе с МБР на Камчатке. Такие машины вполне могли быть и в Хабаровске в те годы, но точной информации у меня нет.
Конечно, не обошлось без амфибии Шаврова Ш-2. Эти универсальные машины работали как почтово-пассажирские, как санитарные, как наблюдательные самолеты в рыбном и тюленьем промыслах, как учебные для подготовки морских летчиков, летающих на гидросамолетах.
С 1935 года Ш-2 летали на линии Хабаровск - Петропавловск.
Ш-2 и после войны оставался единственным самолетом-амфибией в составе ГВФ. Производство Ш-2, прерванное войной, было возобновлено на базе Иркутских авиаремонтных мастерских. Живучие и неприхотливые «шаврушки» продолжали летать до конца 60-х годов. Отчасти им на смену пришли поплавковые варианты Ан-2, но до сих пор «экологическая ниша» многоцелевой универсальной амфибии остается не занятой.
Также, в 30-е годы в Хабаровском гидропорту работали две лодки итальянского производства "Савойя-55", двухфюзеляжные, трехкилевые необычного вида машины.
Савойя-55 в Хабаровском гидропорту
К сожалению, обе были потеряны в авариях. Судьба экипажа и пассажиров одной из них (борт. Л-840), летевшей в 1935 году в плохих метеоусловиях с Сахалина в Хабаровск под командованием Александра Святогорова, осталась тогда неизвестной. /Драматическая история этого полета не входит в рамки поста, но желающие могут прочесть
тут /
В 40-50-х годах с акватории Хабаровского гидропорта взлетали американские многоцелевые гидросамолеты PBY Catalina фирмы Consolidated. Самолет выпускался с 1935 года в разных модификациях, каждая из которых носила имя собственное, но в СССР все их называли "Каталинами".
Небольшое количество "Каталин" строились в СССР до войны по лицензии под обозначением ГСТ или МП-7. Кроме того машины поставлялись и из Америки. Так, в конце войны и сразу после русские экипажы перегнали в СССР из Элизабет Сити около 140 PBN-1"Номад"-радикально усовершенствованных "Каталин".
В конце 40-х годов, когда на складах иссякли новые американские двигатели и запасные части к ним, на машины установили двигатели советского производства и присвоили индекс КМ-2 (Каталина модифицированная) Какие именно самолеты этого семейства несли службу в Хабаровске, знают наверное специалисты и знатоки истории авиации.
Вряд ли перечисленными выше самолетами ограничивался парк Хабаровского гидроаэропорта за время его
существования. Буду благодарен, если кто-то дополнит этот материал или подскажет ссылки.
Ну и в заключение.
После войны появились вертолеты и постепенно взяли на себя многие функции аэропланов-амфибий и летающих лодок. Вследствие этой (и наверное не только) причины, гидропорт Хабаровска прекратил в конце 50-х годов свое существование. Долгое время на берегу Уссури еще стоял деревянный покосившийся ангар, где валялись плоскости и мелкие детали самолетов, и куда мы детьми бегали переодеваться после купания.
ссылки:
http://airwar.ru/enc/other1/r1.htmlhttp://www.sakhalin.info/franctireur/59392/http://airwar.ru/enc/sww2/pby.html http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=29&t=50 - савойя55 - http://sea-proza.ucoz.ru/index/samolet_s_dvumja_fjuzeljazhami/0-160 http://billy-red.livejournal.com/383668.htmlhttp://www.bellabs.ru/Fotab/KVGD/ORchAO-68_11.html P.S. День ВМФ! всех причастных и непричастных с праздником! )
UPD: спасибо за уточнения в комметариях относительно расположения гидропорта и нынешнего названия акватории,
на которой он базировался . В тексте уже править не стал, т.к. в те годы эту часть акватории в р-не нынешнего Дома Радио
в сторону Затона и далее называли рекой Уссури.
UPD2: на всякий случай, расшифровка некоторых буквенных обозначений : МР - морской разведчик, ГСТ - гидро-самолет транспортный, МП - морской пассажирский, Ш - Шавров, С - видимо, просто Савойя ), ГВФ - гражданский воздушный флот,
ДВУ - дальневосточное управление.
UPD3: Cпасибо большое
habarnew за дополнения в части парка машин.
Добавляю с его помошью:
Юнкерс F.13 разработан в 1919 году. В СССР авиакомпанией Добролёт было построено 5 лайнеров из советских материалов (их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13.В 1930 самолёт Добролёта открыл первую авиалинию на Дальнем Востоке - из Хабаровска в Оху. Первый полёт совершил М.В.Водопьянов 9 января 1930. До начала 1930х Junkers F-13 был основным авиалайнером этой авиакомпании.
В некоторых статьях о развитии авиасообщений на ДВ этот самолет называют ошибочно "Фоккером" и даже "Фарманом" ) А между тем,"F" здесь всего лишь "Flugzeug" - самолет (нем.) :)
Do.J Wal. 1922 . Лодка Дорнье "Валь" более двадцати лет находилась в составе военно-воздушных сил и гражданской авиации многих стран, в том числе СССР, налетав миллионы километров по всему земному шару.
с советским мотором М-17
И на десерт уникальная машина Martin М-156 Russian Clipper (ПС-30),построенная в одном экземпляре по заказу СССР в 1938 году (Часто в документах упоминается о заказе на 3 машины, но далее следы двух других самолетов теряются, скорее всего они так и не были поставлены в СССР). В фюзеляже с комфортом можно было разместить 46 пассажиров. Обслуживал лодку экипаж из восьми человек. Самолет оснащался наиболее современными для той эпохи навигационными приборами, мог лететь и ночью, и в облаках.ПС-30 вошел в состав 13-го транспортного отряда, составленного из гидропланов разных типов. В июне 1940 г. экипаж Овечкина совершил первый полет из Хабаровска в Петропавловск. Всего за 1940 г. ПС-30 налетал на Дальнем Востоке 223 часа. Мог бы и больше, но на стоянке в Хабаровске на него наскочил проходивший по Амуру пароход.
В октябре 1943 ПС-30 совершил спецрейс. На нем вывезли в Хабаровск экипажи американских бомбардировщиков, совершивших вынужденные посадки на Камчатке. Согласно советско-японскому договору они считались интернированными. Затем летчики проследовали под Ташкент, где организовали сборный лагерь. Оттуда американцев в тайне от японского посольства перебрасывали на базы в Иране.
В августе 1944 г. самолет поставили на прикол из-за многочисленных неисправностей. К нему не имелось никаких запчастей, многие узлы износились. Машину законсервировали и направили в Москву предложение об ее списании. 29 апреля 1945 г. Центральная балансовая комиссия Главного управления ГВФ оформила списание ПС-30 своим протоколом.
Но на самом деле лодка еще довольно долго находилась в Хабаровске, и ДВУ отчитывалось за нее как за числящуюся в штате, но неисправную. Лишь в июле 1946 г. "Мартин" сдали на слом.
С помощью фотошопа и довоенных открыток представим этого монстра летящим над Амуром )
ссылки:
http://airwar.ru/enc/cw1/juf13.html http://airwar.ru/enc/other1/doj.html http://www.airwar.ru/enc/cw1/m156.html