В конце 2014 года я уволилась с работы, собрала все сбережения и уехала из Тюмени в буддийский монастырь в Таиланде. Хотелось приключений, чего-то нового и вдохновляющего, в меру экстремального, при этом максимально экономного. И все это получилось.
Подробного отчета о поездке с тех пор я так и не написала, а друзья друзей и новые знакомые продолжают спрашивать: что? как? зачем? почему? безопасно? страшно? опасно? а английский? а дорого? а ты буддист что ли?
На два вопроса отвечу прямо здесь и сейчас:
- Во-первых, не опаснее, чем обычная самостоятельная поездка в юго-восточную Азию. Для меня это была вторая поездка в Таиланд и первая в подобное место и с подобными целями, типа ретрит. Ездила я одна и ни разу не столкнулась с опасностью. Все-таки Таиланд в этом плане довольно спокоен. Север страны также развит туристически, хоть там немного другой туризм - не пляжный. Монастырь не сильно отдален от цивилизации и добраться до него легко. В общем, поездка туда доступна практически для каждого. Я, конечно, волновалась, когда ехала, тем более одна, но ничего опасного и страшного не случилось.
- Во-вторых, это не дорого. Самый большой расход - билеты в Таиланд и обратно. Дальше по расходам - передвижение на автобусах внутри страны (Бангкок - Чианг Май - Мае Хонг Сон и обратно). Проживание и организованное питание в монастыре бесплатно. По желанию можно потратиться на самостоятельное дополнительное питание в монастыре, но это не много. О питании я подробнее расскажу в другой части. И последняя основная трата - пожертвование монастырю. Оно добровольное, никто не следит, оставил ли ты деньги и сколько. Просто кладешь сколько считаешь нужным в конверт (прямо в монастыре можно взять), а конверт в специальную коробку с надписью "donation". Они расставлены по всей территории монастыря. Кто-то отдавал конверт в руки аббату. Совсем не оставлять, конечно, не хорошо. Все-таки монастырь живет только на эти деньги и пожертвования от местных. Карму, в конце концов, никто не отменял. Сумму для начала можно заложить, допустим, по минимуму хотя бы за еду: посчитать сколько стоит в Тае порция риса с овощами (допустим 50-60 батт - 100-120 рублей), умножить на два приема пищи в день и на количество дней, которое планируете провести в монастыре. Плюс по желанию можно что-то добавить за напитки, фрукты, воду для умывания, инфраструктуру монастыря, тут только интуитивно, сложно посчитать. Ну а дальше по возможностям и желанию.
Страдать или нет - решать тебе
Tam Wua Forest Monastery - международный медитационный центр Випассаны. Считается, что это та самая медитация, которой 2 500 лет назад в Индии учил Гаутама Будда.
Вот он сам в скале на территории монастыря. Тут же коробка для пожертвования, о которой я писала выше.
В переводе с древнеиндийского языка пали Vipassana означает - видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. То есть, без призмы собственных эмоций. По буддизму именно из-за неконтролируемых страстей мы страдаем и чувствуем себя несчастными. Випассана же преподается как универсальное средство (универсальное - значит существует вне религии и подходит представителям всех конфессий) от страданий. Это не значит, что в жизни человека, практикующего ее, перестанут происходить неприятности и сложности. Считается, что Випассана с помощью специальных техник учит относиться к этим вещам спокойнее. Ты можешь страдать по поводу неразделенной любви, а можешь не страдать - решать тебе.
Дорога
Tam Wua Forest Monastery находится на севере Таиланда в провинции Мае Хонг Сон. Это почти на границе с Бирмой. Обычно все едут из города Чианг Май. Там нужно найти городскую автобусную станцию и купить билет до города Мае Хонг Сон. Можно поехать на автобусе - долго и спокойно. Можно на минивэне - быстро и страшно. Я выбрала второй вариант. Оказалось, на минивэне сильно укачивает: несколько часов нужно ехать по крутому серпантину. Поэтому перед дорогой советую не есть тяжелую пищу. Лучше перекусить фруктами.
Перед тем как сесть в автобус или минивэн, нужно попросить водителя остановиться у Tam Wua Forest Monastery. Водитель, скорее всего, сразу поймет о чем речь, заулыбается и закивает: такие как мы туда едут со всего мира каждый день по нескольо штук. Монастырь популярен из-за бесплатности, транспортной доступности, отсутствия предварительной регистрации.
Ехать до монастыря несколько часов, зависит от вида транспорта. На полпути до Мае Хонг Сона водитель остановится и скинет ваш рюкзак с багажника на обочину. Значит, приехали. Здесь же установлен указатель. Жалко, что я не сфотографировала. Сама я не сразу его заметила и почему-то решила сначала обследовать странные заброшенные строения у дороги напротив того поворота, который на самом деле нужен. Когда поняла, что монастырь не там, вернулась и увидела указатель. Так-то он большой и понятный)
Рядом с указателем поворот к монастырю. Идти до него минут 15 по хорошей дороге среди больших деревьев и скал.
Дорога до монастыря среди такой красоты. Вокруг еще скалы, которые я не сфотографировала.
Если вы на легке, перед монастырем можно зайти в ближайшую деревню и закупиться необходимыми мелочами, типа туалетной бумаги и прочих гигиенических штук. Деревня находится на той же стороне, что и монастырь. Нужно просто пойти по дороге в его сторону и свернуть на первый попавшийся поворот направо. Там в небольших лавочках продается все необходимое. Магазинчик есть и рядом с монастырем, но он не всегда открыт. Я сходила в деревню несколько раз, больше ради интереса, потому что она колоритная и не туристическая.
На подходе к монастырю начнут появляться заброшенные домики. Выглядят таинственно и красиво, особенно на рассвете.
Заброшенный домик на подходе к монастырю
Также могут встретиться улыбающиеся люди в белом. Это не психи, это студенты)) На входе в монастырь большая деревянная арка.
Дальше нужно идти прямо по дороге, дойти до главного зала, где типа "ресепшн". Обычно здесь сидит человек, который отвечает за хозяйство, встречает студентов, записывает их, объясняет правила, выделяет жилье. Но его может и не быть на месте. Вообще, придется ориентироваться по ситуации. Я приехала в монастырь в районе 16 часов - в это время много студентов гуляет по территории. Я просто поймала одного из них, попросила помочь и меня отвели в главный зал.
Если приехать во время дневной медитации, когда все уходят в лес, или во время вечерней, когда все в дальнем зале, можно наткнуться на почти пустую территорию монастыря. Надо просто подождать или побродить по территории, пока кто-нибудь не появится.
Меня в главном зале встретила веселая и добрая тайка по имени Су. На хорошем английском она рассказала правила, спросила обо мне, как я узнала про монастырь, на сколько собираюсь остаться, и отправила знакомиться с аббатом. Но об этом позже.
В следующей части я расскажу про заселение, условия жизни, правила и про буддийских монахов.