Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века
По материалам
исследований доктора философских наук
Валерия Валентиновича Петрова, Институт философии РАН.
Давид играет на арфе-треугольнике. Библия Вивиана. Около 845 г. Национальная библиотека, Париж / Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve, f.215v
В культуре классической Греции лиры: фо́рминги, кифары противопоставлялись арфам: три́гону, самби́ке, мага́диде. В исторический период лира фигурирует в наиболее ранних греческих текстах и изображениях струнных. Лиры - как подвид семейства струнных - предстают “национальными” инструментами, хотя изначально они таковыми не являлись. На лирах играют у Гомера. При этом сама лира называется у него “формингой”, а искусство игры на ней - κίθαρις. Отсюда происходит именование особого типа лир - “кифары”.
2.
Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах / Apollo. Tondo of an Attic white-ground kylix attributed to the Pistoxenos Painter (or the Berlin Painter, or Onesimos). Diam. 18 cm (7 in.). From a tomb (probably that of a priest) in Delphi. Archaeological Museum of Delphi, Inv. 8140.
via Лира - это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.
3.
Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271.
via Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.
4.
Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century
Source К семейству арф относится и “псалтерий”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, - для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель
Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.
Для раннехристианских авторов, в целом, псалтерий представляется угловой арфой, но арфой особенной - с резонатором, который расположен сверху, а не снизу, как обычно.
Что есть что?
Лиры
Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару - так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.
5.
Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC - ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora.
via Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».
6.
Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic.
via Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца. На Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw - «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.
7.
Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red-figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38).
Source. По клику на картинке - полный вид амфоры
Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии - в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара - инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.
Арфы
8.
Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей.
Подобная фигурка находится также в Музее Метрополитен, Нью-Йорк. В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.
Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы - пектиду, магадиду, тригон и самбику - “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab].
В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.
9-10.
Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.
Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.
11.
Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.
12.
Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.
Европа, средние века
Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них - это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.
Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии -
Септуагинте - переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор - арфа скошенной формы; невель - небольшая арфа с верхним резонатором.
Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила [3:5, 10, 15]. В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино - клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” - одной из разновидностей средневекового псалтерия.
Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый
Афанасию Александрийскому (ок.298-373) - одному из греческих отцов церкви:
"Псалтерий - это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем, а у греков зовется кифарой. Он изготавливается ими из прямого, неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."
[Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos (PG 27, 548).] Поскольку в тексте содержатся цитаты из
Василия Великого (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем.
Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.
На чем же играл царь Давид?
13.
Давид играет на лире. Псалирь Веспасиана. Вторая четверть 8 века / British Library, Cotton MS Vespasian A I, f.30v. 2nd quarter of the 8th century-c 1480. Roman Psalter (‘
The Vespasian Psalter’), including prefaces (ff. 2v-11v, 109r), canticles (ff. 142r-152r), hymns (ff. 152r-154r) and liturgical texts (ff. 155r-160v). The text is the earliest surviving example of St Jerome's first translation of the Psalms (the Roman version), first written c. 384.
Source. По клику - лист целиком, или
тут крупнее, но хуже Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.
14.
Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года /
Durham Cassidorus, 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus's Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.
Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в
Нортумбрии - одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.
15.
Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция
Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в
Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей - изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе
Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука,
Карла Лысого (823-877).
16.
Царь Давид играет на арфе.
Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia [Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve]. Date d'édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v.
Source В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".
17.
Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6,
f. 22r. Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain.
Source В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для
Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.
Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение
резонаторного короба: у лир внизу, у арф сверху - точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.
Звук у лиры грубее, у арфы - нежнее.
18.
Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику - амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art.
Source В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты - за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.
Эта традиция продолжена
Аристидом Квинтилианом (III в. н.э.) в трактате "О музыке".
19.
Seated woman playing a kithara. Wall painting from Room H of the Villa of P. Fannius Synistor at Boscoreale. Period: Late Republican. Date: ca. 50-40 B.C. Culture: Roman. Medium: Fresco. Dimensions: Overall: 186.7 x 186.7cm. Classification: Miscellaneous-Paintings. The Metropolitan Museum of Art.
Source Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.
Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?
Кифара - из рода лир и псалтерий - арфа с верхним резонатором - инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.
У
Оригена (ок.185-ок.254): кифара - деятельное начало, псалтерий - созерцательное.
Климент Александрийский (ок.150-211/215) уподобляет псалтерий языку человека, кифару - боговдохновенным устам, а десятиструнность псалтерия - Христу [Климент Александрийский. Педагог II, 4, 41, 4, 3-42, 3, 3]. Кифара - душа деятельная, псалтерий ассоциируется с созерцанием. Десять струн - десять жил тела.
Евсевий Кесарийский (ок.263-340) в комментарии на 29 псалом пишет о невеле как о прямейшем (ортотатон), звучащем верхом, а не низом: видимо, это арфа треугольной формы. Такого рода аллегореза характерна для ученика Оригена Дидима и других последующих авторов.
20.
New Testament and Psalter in the Gallican and Hebraicum versions, c. 1130-40. Winchcombe, England. 430 x 290 mm, 192 folios. Publisher: Winchcombe Abbey. Trinity College Library Dublin. TCD MS 53 f. 151.
Source Евсевий Памфил (ок. 260-340) в комментарии к псалму 29 объясняет, что такое “псалтерий”, “псалом” и “песнь псалма” и “псалом песни”, а затем дополняет сказанное аллегорическим толкованием:
«У евреев псалтерий именуется невелем, каковой лишь один из музыкальных инструментов - прямейший и откликается звуком не от нижних частей, но резонирующую медь имеет сверху. “Псалмы” бряцаются только на инструментах - без голоса, тогда как “песнь” - это лишь стройный голос. “Песнь псалма” - когда голос звучит одновременно с инструментом, а “псалом песни” - когда звучание струн предшествует голосу.
А по закону аллегории “псалом” есть гармоничное движение тела к благому деянию, хотя за сим не всегда следует созерцание. “Песнь” без сопутствующего деяния есть постижение истины, когда душа просвещается в отношении Бога и его речений. “Песнь псалма” - когда знание предшествует деянию, согласно сказанному: Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе (Сир 1:26). А “псалом песни” есть деяние, руководимое знанием, относительно того, как и когда нужно делать.» [Eusebius Pamphili. Commentaria in Psalmos. In Ps. 29 (PG 23, 66, 9-26). О различии форм кифары и псалтерия там же // PG 23, 72]
Таким образом, у Евсевия появляются важные детали физического устройства псалтерия. Инструмент прям, а кроме того, особенности его конструкции таковы, что медный резонатор находится не снизу, как чаще бывает у арф, но в верхней части.
По Евсевию, кифара отдает звук нижней частью - это душа, псалтерий - верхней - это дух и ум. Вместо дихотомии: душа и тело, образуется трихотомия: ум/дух, душа и тело.
21.
Царь Давид играет на арфе. Псалтирь Хантера. Около 1170 года. По клику - целый лист / King David tuning his harp. The Hunterian Psalter. Glasgow University Library MS Hunter 229 (U.3.2), 21v. The Hunterian Psalter is a twelfth century illuminated manuscript, thought to have been produced in England c. 1170.
Source У
Василия Великого (ок.330-379) основным противопоставлением становится верх и низ. Неслучайно пророк приспособил Книгу именно к псалтерию, звучащему верхом. И нам подобает искать вышнего, избегая низшего. Те, кто слажен и строен, имеет легкий путь в вышняя. Руфин перевел этот текст на латынь и оказал влияние на латинских экзегетов. Все подобные комментарии на Псалтирь обрастали глоссами и межстрочными заметками, постепенно проникавшими в авторский текст. Таков «псевдо-
Ипполит»: Давид единственный пророчествовал с музыкальным инструментом, к тому же прямым. Эта прямизна важна. Ведь и человек - прям, в отличие от животных, что и позволяет ему смотреть на небо. Идеалом становится «прямой, не имеющий изгибов, откликающийся от верха» - арфа.
Еще у Платона встречается идея о том, что человека отличает от животного то, что он прямой. У Аристотеля: мысль и способность рассуждать, обращенность к Богу обусловлены особым прямым строением тела. Латинские авторы в этом следуют грекам. Сферовидный-вытянутый, высокий-низкий, снова классическая дихотомия. Интересно, что тонкий, нежный звук у христианских авторов знак возвышенности, мужественности, а у Афинея, напротив, мужской звук - низкий, тогда как на афре играют трансвеститы.
У
Рабана Мавра (ок. 780-856) псалтерий - квадратный щит, clipeus quadratus. Видимо, описывая псалтерий так, он имел перед глазами тот инструмент, что мы видели в Саттон-Ху и в каролингских миниатюрах. Квадратный - значит, противостоящий любым ересям. Квадрат - устойчив, сложен без изъянов. «Человек, сложенный без изъяна и безупречно квадратный». Это есть уже у Платона: квадрат без изъяна. Четверицы в христианской традиции.
Псалтерий в период зрелого и позднего Средневековья. После XI в.
Многочисленные разновидности, которые псалтерий приобретает в период высокого средневековья, обильно представлены в иконографии вплоть до XVIII в., и в настоящее время при упоминании «псалтерия» обыкновенно указывают на инструменты, возникшие после XI в.
При чрезвычайном разнообразии форм все псалтерии высокого Средневековья имеют нечто общее. В отличие от арфы струны у таких инструментов натянуты поверх плоского резонаторного корпуса и чаще всего приводятся в движение посредством плектра. Уже достаточно рано по струнам стали ударять с помощью маленьких деревянных молоточков. В иконографии такие инструменты возникают в период музыкального ренессанса второй четверти XII в.
Трапецевидный псалтерий в текстах XIII в. определяется как canon, «канун» (от греческого «мера»). Треугольный псалтерий, составлявший как бы половину кануна, с некоторого времени стал именоваться micanon (miquanun). А еще позже инструмент получает имя salterion и sautier. В настоящее время псалтериями называют вообще все настольные цитры, от кануна до различного рода цимбал и тимпанов.
Прямоугольный псалтерий
22.
Прямоугольный псалтерий / The Cantigas de Santa Maria /"Canticles of Holy Mary". El Escorial, Madrid, Codex T. I. 1.
Прямоугольный псалтерий на иллюстрации к Cantiga 80 (De graça cha e d'amor...) в Cantigas de Santa Maria /Песни св. Марии, богато иллюминированном кодексе, выполненным до 1255 г. по заказу Альфонсо X Премудрого, короля Леона и Кастилии.
По поручению короля Альфонсо было подготовлено собрание 427 «песен», большая часть которых прославляет Деву Марию. На 40 иллюстрациях изображены 40 инструментов, формы которых демонстрируют синтез западноевропейских и арабо-андалузских влияний. Манускрипт
Cantigas de Santa Maria хранится в Мадриде, в Библиотеке Эскуриала, Codex T. I. 1.
Треугольный псалтерий
23.
Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, к Cantiga 40. Deus te salve gloriosa..., 1255 г.
На изображениях треугольный псалтерий подчас трудно отличить от арфы-«треугольника». Так, на иллюстрациях из Cantigas de Santa Maria нет сомнения, что речь идет о треугольных псалтериях. Однако в ряде случаев с уверенностью сказать, что перед нами не арфа, невозможно.
24.
Инструмент Рота. Аббатство Нотр-Дам, Сюржер. Приморская Шаранта, Франция, 12 век
Уже в XI в. стали появляться многочисленные разновидности псалтерия, такие, например, как «рота» - арфоподобный псалтерий со струнами, натянутыми по обе стороны резонирующего короба. Рота часто встречается в иконографии с X по XIII вв. Как и в случае с псалтерием, ротой называли разные инструменты: в XII веке - крут, в XIII веке - кифару, лиру или арфу.
25.
Крайний слева - треугольный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г. Panel 1. Cantiga de loor No. 120: Король Альфонсо наставляет музыкантов и танцоров хвалить Деву и Младенца
Вначале исполнитель держал псалтерий в вертикальном положении у груди, но по мере того как число струн росло, и инструмент становился все более громоздким, его стали размещать горизонтально на столике или на коленях.
Трапецевидный псалтерий
26.
Трапецевидный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к Cantiga 50. Non deve null' ome desto per ren dultar...
Последним по времени в Европе появляется трапецевидный псалтерий, именовавшийся у арабов «кануном» /quanún. Инструмент был принесен ими в Испанию, а христианские изображения начиная с XI в. показывают, что на нём играли плектром или молоточками. Согласно аль-Секунди (1231 г.), канун был широко распространен в Андалусии, а центром его изготовления была Севилья.
27.
Трапецевидный псалтерий, подвид «свиная морда». Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к
Cantiga 70. Eno nome de Maria...
В какой-то момент боковые линии трапецевидного псалтерия приобретают изгиб, и возникает подвид, именуемый «свиной мордой» /hog-nose psaltery, Groin de Pore.
28.
Псалтерий. Французская иллюстрация XIII в
Псалтерий мог походить на шлемовидные гусли, как на этой французской иллюстрации XIII в.
Кстати, один из вариантов перевода
psaltery с английского - гусли.
29.
Фрагмент картины Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, Музей Прадо, Мадрид / Madrid, Museo Del Prado Angel musicians, detail from the Source of grace, from the School of Jan Van Eyck, 15th Century.
Source На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».
В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем
сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.
Органология
Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.
30.
Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne.
Source В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.
В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.
Источники - использованы материалы:
Автор исследований:
Валерий Валентинович Петров, заведующий Сектором античной и средневековой философии и науки Института философии РАН, директор
Центра античной и средневековой философии и науки ИФ РАН.
1) Конспект доклада
«Символические оппозиции в античной и средневековой структуре: кифара и псалтерий». 28 марта 2012 года в рамках цикла семинаров «Символическое Средневековье». В конспекте есть небольшие противоречия с публикациями автора.
Публикации:
2)
Петров В.В. Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы), в сб. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: исследования и переводы. Сост. и общ. ред. М.С. Петровой. Москва: Кругъ, 2010, с. 589-714 [испр. и доработанная публикация 2004 г.]. <= здесь подробно о разновидностях струнных, о псалтерии и кифаре.
3)
Петров В.В. Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья // Историко-философский ежегодник, 2008. М., 2009, с.27-51.
4)
Петров В.В. «Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории № 11. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 293-343; и № 12. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 243-271.
Все публикации автора Примечания:
1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент - "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.
2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.
3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 - нет.
Другое музыкально-танцевальное:
Музыканты средневековые маргинальные Танцы средневековые маргинальные Грехи любят учет Свет во тьме