За что могли наказать или казнить в Средневековье
Отвечает Александр Марей, доцент школы философии НИУ ВШЭ.
Прежде всего, надо сделать две важные оговорки.
Из "Зерцала человеческого спасения", около 1360 года / Hs 2505, 57r. Speculum humanae salvationis. Westfalen od. Köln, um 1360. Startseite des Bandes. Handschriften.
Source Во-первых, когда мы говорим о казни или наказании, мы имеем дело с организованным насилием, сообразным закону. Т.е., за пределами ответа сразу остается большой спектр случаев применения спонтанного насилия, несанкционированных убийств, увечий и т.д. Во-вторых, Средние века, по большей части, представляли собой эпоху правового плюрализма - единой правовой системы не было практически нигде, каждое княжество или герцогство, каждый город, а, временами, и каждый замок располагали своей юрисдикцией, т.е., говоря условно, в Лионе или Марселе могли наказывать за что-нибудь такое, за что, скажем, в Толедо или в Болонье никакого наказания не полагалось. Но были и общие места.
2.
Средневековый суд / A Judge Interrogating Prisoners (vellum), French School, 15th century. Bibliothèque nationale de France, Fr 4367, f.55v.
via Практически повсеместно в Средние века наказывалось предательство - за него карали смертью и поражением в правах для детей предателя; всегда и везде каралось умышленное убийство, наказывались посягательства на чужое имущество и т.д. В рыцарских судах существовали серьезные наказания за оскорбление словом или действием, за прелюбодеяние с женой своего сеньора, за нападение без предварительного объявления войны, за бегство с поля боя или за занятия, недостойные рыцаря (торговлю, например). Крестьянина могли наказать (хотя и не везде - в Испании таких наказаний не было) за ношение оружия, священника - за сожительство с женщиной или за недостойное поведение на людях, еврея - за то, что вышел в город в пятницу или не надел особой одежды, по которой его всегда можно было отличить от христианина. Одно из самых неприятных наказаний назначалось, например, за умышленный поджог чужого дома - если совершившего это ловили на месте, его полагалось связать и бросить в огонь, зажженный им же.
3.
Джованни Боккаччо (1313-1375). Декамерон. День девятый. Новелла вторая. Одна настоятельница поспешно встает впотьмах, чтобы захватить в постели с любовником монахиню, на которую ей донесли; так как с нею самой был тогда священник она, полагая, что накинула на голову вдаль, набросила поповские штаны; когда обвиненная увидела их и указала настоятельнице, ее отпустили, и она спокойно осталась при своем любовнике. Рукопись 15 века / BnF - Bibliothèque de l'Arsenal. via Folia Magazine
Существовал спектр наказаний за «сексуальные» преступления: за прелюбодеяние, за умыкание из монастыря монахини, за гомосексуальные связи среди мужчин. Еще один круг наказаний охватывал религиозную сферу: сурово карались богохульство, порча или кража церковного имущества, особенно строго наказывалась ересь. Существовали, наконец, наказания за содержание игорных притонов без санкции короля, за неуплату податей в срок, за охоту в королевских или сеньориальных лесах и т.д. При этом, без нужды старались не заниматься членовредительством - не рвали ноздри или уши, не выкалывали глаза, не рубили рук и т.д., не было почти совсем тюремного заключения. Старались брать или принудительными работами, или деньгами, или уже казнить смертью, хотя, конечно же, бывали и исключения.
4.
Суд императора Оттона. Ордалия огнем.
Дирк Баутс (около 1415-1475) - нидерландский живописец. Около 1471-1473 годов / Dirk Bouts. Justice of Emperor Otto III: Beheading of the Innocent Count and Ordeal. Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels. painting (panel), w1820 x h3235 mm (without frame)
Source Александр Марей - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ ВШЭ, доцент кафедры практической философии факультета философии ВШЭ
Оригинал текста:
http://thequestion.ru/questions/3791 По теме:
Arzamas: Курс Ольги Тогоевой "Преступление и наказание в Средние века" - 6 эпизодов, 34 материала
ПостНаука: Курс Александра Марея "История политической мысли Древнего мира и Средних веков" - 13 лекций о ключевых этапах развития политических и правовых учений в период с V по XV век нашей эры
Все материалы Александра Марея на ПостНауке