Человеческая война

May 10, 2014 21:20

Три материала о войне из блога Артемия Лебедева, обвиняемого в антипатриотизме многими, в том числе Ридусом, Профсоюзом граждан России, Советом ветеранов Юго-Западного округа Москвы и другими.

1. Фильм с воспоминаниями о войне с человеческой точки зрения Игоря Иосифовича Николаева (1924-2013) - кинорежиссера и сценариста, режиссера-постановщика Киностудии имени М. Горького.
2. Ссылка на текст и цитата из мемуаров Николая Николаевича Никулина (1923-2009) - искусствоведа, ведущего научного сотрудника и члена Ученого совета Эрмитажа, специалиста по живописи Северного Возрождения.
3. Фотографии из Финского военного фотоархива и ссылка на сайт, где опубликовано 160 000 архивных фотографий периода 1939-1945 годов с начала Советско-финской войны и до конца Второй мировой.



Повенец. 02 июля 1942 года / Poventsan paloa. Poventsa 1942.07.02. Source. Original (5000 x 3313)


1. Фильм, построенный на воспоминаниях Игоря Иосифовича Николаева, который был на фронте с 1943 года, в 18 лет командовал солдатами, годившимися ему в отцы. Игорь Николев был интеллигентным московским юнощей, учился на художника, после речи Молотова 22 июня 1941 года, они с другом закричали "Ура!", а свой девятнадцатый день рождения из-за измотанности он встретил с одной лишь мыслью "поскорей бы убило".

Фильм из цикла МОЯ ВЕЛИКАЯ ВОЙНА ТК Культура

Везде авторский текст Артемия Лебедева оставлен без изменений.

Оригинал взят у tema в Кино на ночь - "Моя великая война: Игорь Николаев"

Отличный документальный фильм с рассказом ветерана.

Больше всего меня поразил факт, что в реальных боях никто из русских солдат не носил касок, штыки с винтовок тут же выбрасывали, и противогазов на себе никто не таскал. Если вы видите кадры хроники, где солдаты с касками и штыками - это постановочная съемка или просто кино.

Стоит посмотреть.

[UPD, 08.09.2020, gorbutovich: далее было встроенное видео с фильмом. Но сейчас видео недоступно, так как аккаунт удален. Фильм здесь: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32647/episode_id/984333]

Есть две войны - государственная и человеческая. Очень важно их не путать. Государственная война восхваляет "великого Сталина" и "подвиг советского народа". Это война для государственной пропаганды. Человеческая война имеет отношение к людям, которые во время войны могли себя вести как угодно негероически.

Очень важно не позволять государству стирать память о войне человеческой. Хотя после небольшого перерыва наша партия и правительство снова решили наказывать за человеческие чувства, потому что это подрывает основу российской государственной идеологии: нехуя рабам рассуждать. Как только у человека просыпаются человеческие чувства, их нужно затыкать, потому что это подрывает основы глянцевой барской пропаганды.

Игорь Иосифович умер 7 декабря 2013 года, но он успел передать нам немного правды о войне с человеческой точки зрения.

2. Николай Николаевич НИКУЛИН. ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ.
СПб. Издательство Гос. Эрмитажа. 2-е издание, 2008.

Рукопись книги более 30 лет пролежала в столе автора, который не предполагал ее публиковать. Попав прямо со школьной скамьи на самые кровавые участки Ленинградского и Волховского фронтов и дойдя вплоть до Берлина, он чудом остался жив. «Воспоминания о войне» - попытка освободиться от гнетущих воспоминаний. Читатель не найдет здесь ни бодрых, ура-патриотических описаний боев, ни легкого чтива. Рассказ выдержан в духе жесткой окопной правды.

Михаил Пиотровский. Директор Государственного Эрмитажа:

"Эта книга выходит в серии «Хранитель». Ее автор и герой - знаменитый ученый, историк искусств от Бога, яркий представитель научных традиций Эрмитажа и Петербургской Академии художеств. Он - глубокий знаток искусства старых европейских мастеров, тонкий ценитель живописного мастерства. У него золотой язык, прекрасные книги, замечательные лекции. Он воспитал несколько поколений прекрасных искусствоведов, в том числе и сотрудников Эрмитажа. Он пишет прекрасные рассказы-воспоминания.

Но сегодня Николай Николаевич Никулин, тихий и утонченный профессор, выступает как жесткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда."

Оригинал взят у tema в О войне и памятниках
Николай Никулин
"Воспоминания о войне"

Обязательно к прочтению.

Война, которая велась методами концлагерей и коллективизации, не способствовала развитию человечности. Солдатские жизни ни во что не ставились. А по выдуманной политработниками концепции, наша армия - лучшая в мире, воюет без потерь. Миллионы людей, полегшие на полях сражений, не соответствовали этой схеме. О них не полагалось говорить, их не следовало замечать. Их сваливали, как падаль, в ямы и присыпали землей похоронные команды, либо просто гнили они там, где погибли. Говорить об этом было опасно, могли поставить к стенке «за пораженчество». И до сих пор эта официальная концепция продолжает жить, она крепко вбита в сознание наших людей. Объявили взятую с потолка цифру 20 миллионов, а архивы, списки, планы захоронений и вся документация - строгая тайна.

«Никто не забыт, ничто не забыто!» - эта трескучая фраза выглядит издевательством. Самодеятельные поиски пионеров и отдельных энтузиастов - капля в море. А официальные памятники и мемориалы созданы совсем не для памяти погибших, а для увековечивания наших лозунгов: «Мы самые лучшие!», «Мы непобедимы!», «Да здравствует коммунизм!». Каменные, а чаще бетонные флаги, фанфары, стандартные матери-родины, застывшие в картинной скорби, в которую не веришь, - холодные, жестокие, бездушные, чуждые истинной скорби изваяния.

Скажем точнее. Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществленная в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей. Жертвы противоречат официальной трактовке победы. Война должна изображаться в мажорных тонах. Урра! Победа! А потери - это несущественно! Победителей не судят.

Я понимаю французов, которые в Вердене сохранили участок фронта Первой мировой войны в том виде, как он выглядел в 1916 году. Траншеи, воронки, колючая проволока и все остальное. Мы же в Сталинграде, например, сравняли все бульдозером и поставили громадную бабу с ножом в руке на Мамаевом кургане - «символ Победы» (?!). А на местах, где гибли солдаты, возникли могилы каких-то политработников, не имеющих отношения к событиям войны.

Мне пришлось быть в Двинске на местах захоронения наших солдат. Латыши - люди, в общем-то, жесткие, не сентиментальные, да и враждебные нам, сохранившие, однако, утраченные нами моральные принципы и культуру, - создали огромное, прекрасное кладбище. Для каждого солдата небольшая скромная могила и цветы на ней. По возможности найдены имена, хотя неизвестных очень много. Все строго, человечно, во всем - уважение к усопшим. И ощущается ужас боев, грандиозность происшедшего, когда видишь безграничное море могил - ни справа, ни слева, ни сзади, ни спереди не видно горизонта, одни памятники! А ведь в Латвии за короткое время боев мы потеряли в сотни раз меньше, чем на российских полях за два года! Просто там все скрыто лесами и болотами. И никогда, видимо, не будет разыскана большая часть погибших.

Мне рассказывали, что под Казанью, в тех местах, где в XVI веке войска Ивана Грозного атаковали город, до последних лет (до затопления в годы «великих строек»), люди собирали солдатские кости и сносили их в церковь, в специальный саркофаг. А ведь потери Ивана Грозного были мизерны по сравнению с жертвами последней войны! Например, на Невском Пятачке под Ленинградом на один квадратный метр земли приходилось семнадцать убитых (по официальным данным). Это во много раз плотнее, чем на обычном гражданском кладбище. Таким образом, пионерские и комсомольские походы на места боев - дело благородное, нужное, но безнадежное из-за грандиозности задачи.

Что же реально можно сделать сейчас, в условиях всеобщего равнодушия, нехватки средств и материалов? Думаю, на территории бывшей передовой следует создавать мемориальные зоны, сохранить то, что там осталось в неизменном виде. На бывшем Волховском фронте это можно осуществить во многих местах. Поставить памятные знаки, пусть скромные и дешевые, с обозначение погибших полков и дивизий. Ведь ни Погостье, ни Гайтолово, ни Тортолово, ни Корбусель, ни десятки других мест ничем не отмечены! А косточки собирать... И давно пора ставить на местах боев церкви или часовни.

Главное же - воскресить у людей память и уважение к погибшим. Эта задача связана не только с войной, а с гораздо более важными проблемами - возрождением нравственности, морали, борьбой с жестокостью и черствостью, подлостью и бездушием, затопившими и захватившими нас. Ведь отношение к погибшим, к памяти предков - элемент нашей угасшей культуры. Нет их - нет и доброты и порядочности в жизни, в наших отношениях. Ведь затаптывание костей на полях сражения - это то же, что и лагеря, коллективизация, дедовщина в современной армии, возникновение разных мафий, распространение воровства, подлости, жестокости, развал хозяйства. Изменение отношения к памяти погибших - элемент нашего возрождения как нации.

Никакие памятники и мемориалы не способны передать грандиозность военных потерь, по-настоящему увековечить мириады бессмысленных жертв. Лучшая память им - правда о войне, правдивый рассказ о происходившем, раскрытие архивов, опубликование имен тех, кто ответствен за безобразия.

Полный текст мемуаров: http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm

3. Военные фотографии из архива Сил обороны Финляндии.

Оригинал взят у tema в Финский военный фотоархив - важнейшее историческое событие года

Во время Второй мировой войны у многих солдат были с собой фотики. Американцы фоткали все подряд, как сейчас хипстеры с айфонами. Немцы фоткали все подряд, поэтому нам досталось куча снимков солдатского быта, включая групповые сеансы хождения в туалет. Не знаю, сколько у финских солдат было мыльниц, но 150 фотографов работали на фронте, документируя все подряд.

Только советский солдат ходил без камеры. Если у советского солдата просто находили камеру, ему засоывавли ее в жопу и отправляли на передовую в мясорубку. Если же советский солдат успевал сделать хоть один кадр, его просто расстреливали на месте. Поэтому у нас нет никаких фотографий с войны, кроме тех, которые ТАСС разрешил показывать.

До середины 1950-х фотоаппарат в руках советского человека в городе воспринимался как автомат в руках террориста. Или как эксплуатация ксерокса без допуска КГБ. Спросите у старших. Расчехлять свой ФЭД можно было пионерам из фотокружка по команде учителя, но не летом во время блокады. Не верите? Покажите хоть одну бытовую фотку из блокадного Ленинграда. Все снимки сделаны тремя проверенными фотокоррами зимой.

Но сегодня мы о другом. Силы обороны Финляндии сделали роскошный подарок всем любителям истории, опубликовав 160 000 (сто шестьдесят тысяч) архивных фотографий периода 1939-1945 годов. С начала Советско-финской войны и до конца Второй мировой.

Вот ссылка: http://sa-kuva.fi/neo?tem=webneoeng

Сайт сделан немного через жопу, поиск только по-фински, рубрикатор говно, листалка пиздец неудобная, систематизации никакой, но это не важно. Важно, что у нас есть возможность окунуться в архив из огромного количества снимков, которые ранее не публиковались. Некоторые кадры не стоит показывать детям и слабонервным, я их в подборке не привожу.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


Да, в 1939 году СССР напал на Финляндию и забрал себе немного земель, включая город Выборг.

Поэтому в 1941 Финляндия была на стороне Германии и помогала в блокаде Ленинграда. Впрочем, это не мешает сегодня скоростному поезду "Аллегро" ходить из Питера в Хельсинки.

Интересно, доживем ли мы когда-нибудь до момента, когда все наши архивы военного времени будут хотя бы рассекречены, не то что оцифрованы и опубликованы?

пропаганда, перепост, фотография, 20 век, книги, видео, война

Previous post Next post
Up