Орнамент - продукт текстильного труда, произошел он из текстильной техники - так считал
Готфрид Земпер /
Gottfried Semper (1803-1879), видный немецкий архитектор и теоретик искусства, фактически первый теоретик дизайна. Среднеазиатские икаты - наглядная иллюстрация теории Земпера.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Бухарский чиновник. Дворец эмира Шир-Будун. Бухара. 1906-1907. Библиотека Конгресса США [№1884]. Снято у дворца эмира Шир-Будун - летний дворец с большим садом в 3-х верстах к юго-востоку от г. Бухары, построенный эмиром Музафаром. У чиновника шейная серебрянная медаль "За усердие" с профилем Николая II на Станиславской ленте.
Source / Фрагмент. По клику - полный формат. [1]
В XIX веке в целом было немало трудовых теорий происхождения искусства. Позже эти концепции признаны ошибочными, но в них немало верных наблюдений. Положения Земпера критиковали многие, в том числе
Алоиз Ригль /Alois Riegl (1858-1905), выдающийся теоретик искусства, он подробно исследовал зволюцию орнамента. Согласно Риглю орнамент рождается «художественной волей»; «воля к форме» - главная движущая сила всего историко-художественного процесса.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Восточный джаз / East West Jazz». Среднеазиатские халаты и ткани из коллекции
Александра Клячина (род. 1967, 56 место в
текущем рейтинге Forbes Богатейшие бизнесмены России, 66 место в
рейтинге 2018 года) сопоставляются с послевоенной абстрактной живописью из собрания швейцарского коллекционера Жан-Клода Гандюра, Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду.
Кураторы выставки выдвигают тезис генетической связи истории орнамента и истории связи абстрактного искусства. Ставится вопрос: не является ли в действительности современная живопись продолжением развития орнамента другими способами и на другой территории?
2.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Группа еврейских мальчиков с учителем. На одном мальчике - халат в технике икат. Самарканд, 1906, 1907. Библиотека Конгресса США [№1861] / A child wearing an ikat robe, Samarkand 19th century. Children often wore small versions of adult clothing.
Source / Фрагмент. По клику на - полный формат.
Пушкинский музей коллекцию Александра Клячина называет
уникальной и
выдающейся. Журнал Tatler скромно сообщает, что владелец «Метрополя» представил в Пушкинском свои
текстильные драгоценности. Кто громче восхвалит?
3.
С. М. Прокудин-Горский. Младшая жена текинца в парадном костюме. Близ Байрам-Али. 1911 г. Библиотека Конгресса США [№0006].
Source. Текинцы (туркмены) - основная часть местного населения в Мургабском Государевом имении. Другой вариант: [
№0087]
Коллекция началась в конце восьмидесятых, когда Александр, студент географического факультета МГУ, ездил в Среднюю Азию за подержанными автомобилями для перепродажи их с прибылью в средней полосе. В Узбекистане и Таджикистане благодаря сухому климату старые «Жигули» отлично сохранялись долгие годы.
4.
С. М. Прокудин-Горский. На Регистане [2]. Самарканд. Снято у мечети и медресе Шир-Дор (восточная сторона площади). Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 1726].
Source "Помимо «Жигулей» попадались какие-то красивые вещи: ковры, вышивки сюзане, халаты." Ковры-халаты отдавались чуть ли ни даром.
5.
Павел Беньков (1879-1949). Бухарский чиновник, 1928 г. х/м 144х103. Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Бухара // Павел Беньков: 1928 - 1-ая поездка в Бухару; 1929-1930 - 2-ая поездка в Среднюю Азию: Бухара, Хива, Самарканд. 1930 - переезд в Самарканд.
В какой-то момент "Александр Клячин поехал в Лондон - в гости к студенческому другу Йораму Горлицкому, ныне профессору Манчестерского университета, специалисту по истории Советского Союза.
6.
5.1: Man's robe with large spots on a bright pink background, Bukhara, Uzbekistan, about 1900. Silk and cotton, lined with cotton. From the Rau collection. 5.2: Child's robe, from the Rau collection. Central Asian Ikats from the Rau Collection. The V&A exhibition.
Source Дорис Горлицкая, мать Йорама, позвала юношей на обед. Выслушав рассказы Алекса об Узбекистане, Дорис повела его показывать свои ткани, собранные по всему Шелковому пути: в Китае, Индии, Афганистане, Средней Азии. «Смотри, - и Горлицкая указала на знакомые по «Жигули»-турам бухарские и хорезмские шелка, - за это коллекционеры готовы платить, это стоит сотни и тысячи фунтов»." После этого Клячин начал покупать в Средней Азии текстильные изделия осмысленно.
7.
6.1: Woman's robe with large red circle design on white background. Bukhara, Uzbekistan. 1850-1875. Silk and cotton, lined with printed cotton. From the Rau collection © The Rau Collection. 6.2: Robe with bright pink squares, from the Rau collection. Central Asian Ikats from the Rau Collection. The V&A exhibition.
Source "Свою коллекцию Дорис (под псевдонимом Рип Рау) показывала в лондонском Музее Виктории и Альберта двенадцать лет назад. Уровень выставки Central Asian Ikats from the Rau Collection уже тогда не показался Александру недостижимым." Выставка Central Asian ikats from the Rau collection в Victoria and Albert Museum проходила с 5 ноября 2007 по 30 марта 2008.
8.
7.1: Woman's robe with yellow and white circles on a red background. Uzbekistan. 1800-1900. Silk and cotton, lined with printed cotton, embroidered at neck and sleeves. From the Rau collection. Image © V&A. 7.2: Woman's robe with red, green, blue and yellow design, from the Rau collection. Central Asian Ikats from the Rau Collection. The V&A exhibition.
Source Александр Клячин покупал, при этом продавал много и активно - зарабатывал. Жена Александра "смысла в коллекционировании пусть красивых, но тряпочек, тогда [в 1990-е] не видела. Только возможность продать их с прибылью умеряла ее скептический настрой." [Здесь и выше - цитаты в тексте из
Tatler]
9.
Installation photograph, Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection at the Los Angeles County Museum of Art, February 3-August 11, 2019, photo © Museum Associates/LACMA.
Source В лос-анджелесском музее LACMA - Los Angeles County Museum of Art - в 2019 году с 3 февраля по 11 августа проходила выставка
Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. Существенная часть ее экспонатов была приобретена Райсбордом именно у Клячина.
10.
Installation photographs, Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection at the Los Angeles County Museum of Art, February 3-August 11, 2019, photo © Museum Associates/LACMA
Икаты Мавераннахра.
На выставке «Восточный джаз» - более тридцати парадных, ритуальных и повседневных халатов и тканей XIX - начала XX века центрально-азиатского района Мавераннахр.
Мавераннахр
Арабское завоевание VII-VIII веков сделало Среднюю Азию частью могущественного Халифата и дало территории новое название - Мавераннахр, религию и государственный язык.
Мавераннахр (араб., буквально - то, что за рекой, заречье) - историческая область в Средней Азии по правому берегу реки Амударьи. Название появилось во время арабского завоевания. Позднее этим термином обозначались области между Амударьей и Сырдарьей. Древнейшие и наиболее крупные города Мавераннахра - Самарканд, Бухара, Худжанд. Эта территория именуется также в латинской традиции Трансоксианой /лат. Transoxiana, в персидской - Варарудом.
С приходом ислама изменились экономические и политические доминанты. Восприятие населением единых для стран ислама регламентов обусловило изменения в материальной культуре. В части костюма - в первую очередь верхней одежды духовенства и верховных правителей Мавераннахра. Так, халаты мулл, обычно средних размеров, изготавливали из хлопковых либо полушелковых тканей светлых тонов со скромным полосатым рисунков. А туны мусульманских правителей были большого размера, всегда идеально сшиты из дорогих тканей сдержанных расцветок и имели белую хлопковую подкладку.
11.
Woman's Robe (Munisak), Uzbekistan, Bukhara, third quarter of the 19th century, Los Angeles County Museum of Art, promised gift of David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA
Икаты
Икаты Средней Азии - в России они более известны как абры - группа художественных тканей Востока. Главная внешняя особенность икатов - «плывущие» контуры рисунков. Тона могут быть яркими или приглушенными; мотивы и образы как абстрактные, так и древние.
Узоры и яркие цвета тканых изделий в технике икат - статусные символы Центральной Азии XIX - начала XX века. Сложность и хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово возникает рисунок.
Каждая нить пряжи может окрашиваться и просушиваться до шести-семи раз. Основные цвета красителей - желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый.
Икаты с некоторыми вариациями производились во многих регионах мира. Само слово «икат» происходит от малайского термина, означающего «обвязка». Ткачи в Центральной Азии, работавшие в технике икат, использовали для ткацкого утка просушенные тонкие шелковые нити. Основа же, нити которой располагались поперек нитей утка, обычно представляла собой гладкий неприметный ситец. До революции ткацким ремеслом занимались исключительно мужчины.
12.
Man's Ensemble, Central Asia, third quarter of the 19th century-early 20th century, Los Angeles County Museum of Art, gift and promised gift of David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA
«
Большая российская энциклопедия» про икат:
Икат (от индонезийского менг-икат - перевязывать, связывать), ткань, окрашенная с помощью особой техники, при которой орнамент наносится на нити способом резервирования в процессе подготовки пряжи к тканью́.
При узорном окрашивании нитей основы получается основный икат, уткá - уточный икат, обеих нитей - двойной икат. Узоры иката имеют размытые, ступенчатые контуры. Лицевая и изнаночная стороны ткани практически одинаковы, что придаёт ей особую ритуальную ценность (как праздничные ткани, подношение богам и т.д.).
13.
Robe (Chapan), Central Asia, third quarter of the 19th century, Los Angeles County Museum of Art, promised gift of David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA
По археологическим и письменным источникам, икат известен с VI-VII вв. н.э. в Индии, Юго-Восточной Азии, Йемене, Центральной и Средней Азии (Бухара, Синьцзян), Японии. Эта техника применялась также в Южной и Центральной Америке.
Икат производится на ручном ткацком станке. Нити будущего полотна натягиваются на раму по размеру изделия, например, сари. Плотно обматываются ниткой в соответствии с будущим узором; при погружении в краситель эти участки остаются непрокрашенными. Последовательное перевязывание и окрашивание проводятся от 2 до 6-7 раз. Красители - натуральные - индиго, мареновый; сейчас применяют и искусственные.
В Индии икат изготавливается из шёлка (двойной и одинарный) и хлопка (одинарный). Хлопковый икат, производимый в Андхра-Прадеш, экспортировался в страны Персидского залива. Драгоценный двойной шёлковый икат патола, производимый в Гуджарате и Ориссе, считается тканью максимальной ритуальной чистоты и в этом качестве применяется для свадебной одежды в Индии и Индонезии, куда он импортировался с I тысячелетия гуджаратскими купцами и особенно в XVI-XIX вв. европейскими торговыми компаниями.
14.
Woman’s Ensemble, Central Asia, late 19th-early 20th century, Los Angeles County Museum of Art, gift of David and Elizabeth Reisbord, photo © Museum Associates/LACMA.
Source Шёлковые и хлопковые икаты Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии орнаментированы в основном мифологическими сюжетами, по стилю напоминают предшественниц иката - циновки из раскрашенных бамбуковых щеп и текстильных нитей. В Японии двойной или одинарный, обычно двухцветный - окрашенный индиго - хлопковый икат (касури) служит традиционным материалом для мужского кимоно и в качестве декоративной ткани.
Узоры японских икатов, как правило, рассыпаны по полю или выполнены в виде медальонов и вставок, иногда на полосатом фоне.
15.
Robe (Chapan) (detail), Central Asia, mid-19th century, Los Angeles County Museum of Art, promised gift of David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA
В Средней Азии: в Бухаре, Самарканде, Ходженте, Намангане, Маргилане производство шёлковых и полушёлковых икатов - атлас, канаус, адрас - достигло особенного развития в XIX - начале XX вв. Техника среднеазиатского иката оснóвная, характерны крупные, сплошь покрывающие ткань геометрические мотивы (абр, абрбанди; буквально - вязание облаков). В Центральной Америке существовали шерстяные икаты.
[Статья из «Большой российской энциклопедии» приведена не дословно. Оригинал:
Икат]
Продолжение:
Среднеазиатские халаты в Москве, Лондоне, Лос-Анджелесе. Часть 2 Ранее - фотографии с выставки «Восточный джаз / East West Jazz» в ГМИИ им. А.С. Пушкина: в Instagram:
Среднеазиатские халаты и ткани vs послевоенная живопись в ГМИИ, 2019-10-12
16.
Ikat.
Sourse Примечания:
- к иллюстрации №1: на выставке Икатов (где она проходит на сайте не сказано), что на илл. №16 - фотография Прокудина-Горского «Бухарский чиновник».
- к иллюстрации №4:
[*] Ригистан - продолговая площадь (35 саж. длины и 30 саж. ширины), обставленная с трех сторон громадными медрессе, с севера - Тиллякари, с востока - Шир-Дор, а с запада Улуг-Бека.
Площадь эта была сердцем и форумом старого Самарканда, где происходили и доводились до сведения народа важнейшие события и куда стекались правоверные для поклонения святыням и на молитву.
И сейчас сюда собираются на молитву, площадь эта переполнена народом в пестрых халатах и белых чалмах на голове, обставленная полуразрушенными, но все еще прекрасными мозаичными фронтонами и минаретами мечетей, сверкающими яркими красками под ослепительными лучами среднеазиатского солнца, представляет необыкновенную феерическую картину.
«Полное описание нашего Отечества», т.19, Туркестанский край, 1913 г. [
Source]
Источники, литература, ссылки:
Выставки:
The V&A exhibition
Central Asian Ikats from the Rau Collection ran from 5 November 2007-30 March 2008. // Victoria and Albert Museum, London
Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. Los Angeles County Museum of Art, Feb 3 - Aug 11, 2019
Восточный джаз / East West Jazz, ГМИИ, Москва, 01 октября - 15 ноября 2019
Геннадий Иозефавичус.
Как миллиардер Александр Клячин стал коллекционером среднеазиатских халатов // Tatler, 01.10.2019 ["В Петербурге нам посчастливилось уговорить Елену Царёву, лучше всех на свете разбирающуюся в хитро-плетениях нитей среднеазиатского текстиля, взять на себя труд по описанию коллекции. Марина Лошак, директор Пушкинского музея и большой ценитель икатов, придумала выставку «Восточный джаз»."]
Орнамент:
Культурология: люди и идеи. Под ред. К.Э. Разлогова. Сост. и ред. Наталья Конрадова, Анна Рылева - М.:
Академический Проект, Российский институт культурологии (РИК), 2006
Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Формальная школа: Учебное пособие для вузов. - М.:
Академический проект, 2015. - 344 с. + цв. вкл. - (Концепции).
Иванов Николай Александрович.
Эволюция орнамента в трудах А. Ригля // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010
Сущность и структура орнамента в художественной культуре. Лавринова Н.Н. // Журнал: Аналитика культурологии, 2011 - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина [В статье рассматриваются виды, направления и значимость орнамента в художественной культуре.]
Орнамент: поле битвы теорий // Zen Designer. Hyosan, 2015
и многое другое
Готфрид Земпер:
Gottfried Semper in seiner Bedeutung als Architekt. - Berlin, 1880. [
pdf]
Земпер // Ковешникова Н.А., Дизайн: история и теория, М., «Омега-Л», 2008 г., с. 71-72.