В архив. Выставка «Рафаэль. Поэзия образа» закрылась. Часть 1
На надгробии Рафаэля в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа - боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Эпитафию написал друг художника кардинал Бембо. Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный».
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, фрагмент
Выставка "«Рафаэль. Поэзия образа». Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии." закрылась. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина совместно с галереями Уффици [*] провели первую в России выставку работ Рафаэля Санти. Из музеев Италии были привезены восемь живописных и три графические работы. [[*] В 2015 году во Флоренции был образован новый музейный комплекс «Галереи Уффици», включающий также Палатинскую галерею и другие музеи.]
В 2020 году во всем мире будет отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в московском Пушкинском стала первой в череде событий, приуроченных к этой дате.
Рафаэль в качестве живописца, рисовальщика, архитектора, поэта воплотил высший идеал эпохи Возрождения. Он смог придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов. Благодаря этому между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство.
2.
Рафаэль Санти. Руки Аньоло Дони. Photo by
Tatiana Gorbutovich Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии - представленными в контексте выставки: текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.
Многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в стихах, в их числе - Гавриил Романович Державин (1743-1816) и Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). "Наше всё" обращался к Рафаэлю неоднократно, начиная со своей подростковой поэмы «
Монах», июнь-июль 1813:
"Взошедши в дом, где мирно жил Монах,
Не золота увидели б вы горы,
Не мрамор там прельстил бы ваши взоры,
Там не висел Рафа́ель на стенах."
[
К слову: О поэме «Монах» - сначала только по названию - стало впервые известно лишь в 1863 году со слов князя А. М. Горчакова, который позже сообщил о том, что убедил юного поэта уничтожить «дурную поэму довольно скабрезного свойства». Однако автограф ее был обнаружен в 1928 году как раз в архиве Горчакова.]
3.
Рафаэль Санти. Руки Маддалены Дони, супруги Аньоло Дони. Photo by
Tatiana Gorbutovich Одна из самых известных фраз из Пушкина по рафаэлевской теме - из «
Моцарта и Сальери», 1830:
"Моцарт
Ах, Сальери!
Ужель и сам ты не смеешься?
Сальери
Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.
Моцарт
Постой же: вот тебе,
Пей за мое здоровье.
Старик уходит."
4.
Рафаэль Санти. Galleria Nazionale delle Marche, Urbino
Связь, возникающую между стихами Пушкина и живописью Рафаэля, подметил Виссарион Григорьевич Белинский, писавший о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Работы, которые были на выставке:
8 картин и 3 рисунка
5.
1. Рафаэль Санти. Автопортрет. Около 1505. Дерево, масло. Галереи Уффици, Флоренция. Выставка Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии. Photo by
Tatiana Gorbutovich.
Автопортрет без рамы. Original (
3898 x 5315)
Автопортрет Рафаэля из собрания Галереи Уффици - первое из нескольких известных изображений мастера. Он был выполнен в 1505 году, когда Рафаэлю было 22 года. С переезда во Флоренцию, пришедшемуся на 1504 год, начнется новый этап в жизни и творчестве художника. Можно предположить, что еще до переезда Рафаэль ощущал себя вполне состоявшимся мастером, ведь жанр автопортрета неотделим от размышлений художника о себе и своем общественном статусе.
На автопортрете мы видим юношеское лицо с правильными чертами, с которым гармонирует изысканная элегантность внешне неброского костюма. По словам искусствоведов, нейтральный фон, лишенный театральности, скромная одежда, аккуратно забранные под берет волосы свидетельствуют о стремлении художника к определенному идеалу красоты, воспринимаемой и как духовное совершенство.
6.
Рама автопортрета. Photo by
Tatiana Gorbutovich Внутренняя гармония и изящество этого образа созвучны идеалам гуманиста и друга Рафаэля Бальдассаре Кастильоне, получившим отражение в его трактате «О придворном». В этом знаменитом сочинении итальянского Возрождения, в частности, прославляется особое качество, называемое «sprezzatura» - умение человека вести себя так, как будто все ему дается легко, не выставлять напоказ усилий, благодаря которым достигнут результат.
На протяжении всего творческого пути Рафаэль был именно тем художником, который воплощал в жизнь ренессансное представление о живописи как о высоком искусстве, родственном труду литераторов и поэтов.
7.
2. Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501. Дерево, масло (перенесена на холст). Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа. По клику - в раме.
Source Небольшой по размерам фрагмент алтаря с изображением головы ангела обладает несомненной привлекательностью. Он был освобожден из-под слоя позднейших записей, закрывавших все изображение, кроме лица и плеч, и предстал теперь в своем первозданном виде. В этом фрагменте читается произведение зрелого художника. Перед нами деталь большой композиции, исполненной Рафаэлем для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло, небольшом городе недалеко от Перуджи. Этот алтарный образ, оплаченный богатым торговцем шерстью по имени Андреа Барончи, был заказан Рафаэлю, которого в документах уже называют «мастер». В центре алтаря - фигура святого Николая Толентинского, побеждающего дьявола, а по сторонам - ангелы, держащие в руках таблички с латинским текстом церковной службы. Образ, представленный на выставке, находился справа от святого Николая.
В конце XVIII столетия сильное землетрясение повредило церковь, и алтарь был перевезен в Рим, а затем разобран на отдельные части. В начале XIX века итальянский коллекционер граф Паоло Тосио приобрел на антикварном рынке изображение головы ангела как «Портрет юноши». Помимо этого фрагмента известны еще три части алтаря. В Лувре находится другой ангел. «Мадонна» и «Бог Отец», выполненные ассистентом Рафаэля, хранятся в музее Каподимонте в Неаполе.
Написанное в 1501 году произведение позволяет понять пути становления художественного языка Рафаэля. В исполнении этого образа, воплощающего гармонию и спокойствие, легко увидеть характерный рафаэлевский тип лица, обрамленного развевающимися кудрями, которые написаны свободно, длинными мазками кисти. Возникают очевидные стилистические параллели с работами Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Также ощутимо влияние других художников умбрийской школы - Бернардино Пинтуриккио и Луки Синьорелли, близко знакомого с заказчиком алтарной композиции.
8.
3. Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага. Дерево, масло. Галереи Уффици, Галерея статуй и картин, Флоренция. Фотография сделана в Уффици, июль 2016. Photo by
Tatiana Gorbutovich. На выставке в Москве картина была не в этой раме, а
в простой. В Уффици
этикетка об авторстве говорит осторожно: приписывается Рафаэлю.
Портрет Элизабетты Гонзага, супруги герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, составляет пару с портретом ее мужа, также хранящимся в Галерее Уффици. Портреты попали во Флоренцию в конце XVII века без всякого упоминания об их авторе. С принадлежностью данного портрета кисти Рафаэля до сих пор не согласны некоторые исследователи.
9.
Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich Композиция картины нетипична: отказываясь как от традиционного изображения в профиль, так и от поворота в три четверти, художник выбирает ракурс анфас, сообщающий лицу герцогини торжественную неподвижность. Старинные каталоги, описывающие этот портрет, отмечают детали костюма: украшение в виде скорпиона на лбу, золотые цепочки, золотое шитье на черном платье.
10.
Рафаэль Санти. Портрет герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. Около 1504-1506. Дерево, масло. 69 х 52 см. Уффици, Флоренция. На выставке картины не было.
via. Original (
4921 x 6939)
Черный и золотой - два геральдических цвета герцогства Урбино. На парном портрете, который не представлен на выставке, герцог Гвидобальдо одет в те же цвета.
11.
Вокруг изображения темная рамка. Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага.
Элизабетта Гонзага без рамы и с обрезанной черной рамкой. Original (
3642 x 5118)
Утонченность и элегантность Элизабетты, переданные в этой работе, находят отражение в знаменитом трактате Бальдассаре Кастильоне «Придворный». В нем мантуанский писатель, в 1504 году прибывший к урбинскому двору и поступивший на службу к Гвидобальдо, превозносит герцогиню как источник вдохновения, средоточие благородства и добродетелей. Отправившись в Англию в 1506 году с дипломатической миссией, он взял с собой ее потрет, скрыв его под зеркалом, чтобы мысленно соединять собственное отражение со скрытым под ним образом Элизабетты, в которую был влюблен.
По мнению некоторых ученых, темная рамка вокруг изображения дает основание считать, что перед нами тот самый портрет, который Кастильоне увез с собой. Картина до сих пор вызывает множество вопросов.
12.
Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich Куфическое письмо на воротнике модели невозможно расшифровать.
13.
Рафаэль Санти
Украшение в виде скорпиона, держащего драгоценный камень, возможно, имеет отношение к мелотезии - эзотерической науке, связывавшей органы человека с зодиакальными знаками.
14.
4. Рафаэль Санти. Погрудное изображение молодой женщины в профиль. Около 1505. Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и эстампов, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich Рисунок с погрудным изображением молодой женщины в профиль из Галереи Уффицци долгое время приписывали флорентийскому скульптору Мино да Фьезоле. Однако перед нами, несомненно, одна из наиболее изящных графических работ Рафаэля. Периодом ее создания можно считать время пребывания художника в Умбрии, до переезда во Флоренцию. Этот рисунок нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных картин мастера, а потому исследователи сошлись на том, что он был сделан с натуры. По мотиву и композиционному решению он близок женским портретам кисти Пьетро Поллайоло и Доменико Гирландайо. Изображения такого рода получили широкое распространение во флорентийской живописи, начиная с середины XV века. С подобными образцами Рафаэль мог ознакомиться в Умбрии в мастерской Пьетро Ваннуччи, более известного как Перуджино, куда он, вероятно, постоянно наведывался уже с 1495 года.
В этом рисунке Рафаэль не просто воспроизводит характерный для тосканских мастеров тип профильного портрета. Здесь угадываются индивидуальные особенности стилистики художника, но еще отчетливо прослеживается влияние Перуджино. Черный мел, который использовали для передачи тональных переходов, сочетается с перекрестной штриховкой, нанесенной пером или металлическим штифтом. Эти инструменты и графические приемы были типичны для Перуджино и его ближайшего окружения. Изображение глаза и верхней части профиля девушки пройдено пером и тушью: автором этих правок мог являться не Рафаэль, а безымянный неопытный рисовальщик более позднего времени.
15.
5. Рафаэль Санти. Голова женщины в профиль. Около 1507. Бумага, перо, чернила. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich Лист «Голова женщины в профиль» ранее считался портретом Аталанты Бальони, знатной дамы, заказавшей Рафаэлю работу «Снятие с креста» для семейной капеллы в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Однако ни эта, ни другие версии относительно того, кто изображен на рисунке, не находят подтверждений.
Характерная поза с чуть склоненной головой, сжатыми губами и устремленным вниз взглядом восходит к образцам классической древности, где изображение душевных страданий и скорби сочетается со сдержанностью и достоинством. Неизвестно, в каком именно античном произведении черпал вдохновение Рафаэль, но есть основания считать, что между прибытием во Флоренцию в 1504 или 1505 году и отъездом в Рим в 1508 году он имел возможность приобщиться к эстетическим канонам античности, изучая археологические находки, хранившиеся в богатых коллекциях города. Рисунок демонстрирует необычайную способность художника к восприятию и переосмыслению изобразительных источников, позволяющую ему интерпретировать классические образцы в абсолютно современном ключе.
Отталкиваясь от идеальной модели, Рафаэль наделяет фигуру эмоциональной выразительностью, тонко выявляя движения души, присущие человеческой натуре. Это был шаг вперед по сравнению с чисто внешней идеализацией, которая отличала творчество художника в период, предшествующий приезду в Тоскану, и о которой свидетельствует, в частности, представленное на выставке «Погрудное изображение молодой женщины в профиль».
Высокая художественная ценность рисунка обусловлена не только глубиной образного решения. Немалую роль играет филигранная техника исполнения. Произведение демонстрирует превосходное владение приемами работы пером и чернилами - излюбленным графическим материалом тосканских художников тех лет. Отточить эти приемы Рафаэль мог за время пребывания во Флоренции.
16.
6. Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. Музейный комплекс «Галереи Уффици», Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich. На обороте: Мастер из Серумидо. Работал во Флоренции, около 1500-1530. Боги насылают потоп на род человеческий. Гризайль. Аньоло Дони
без рамы. Original (
4525 x 6437)
Портрет Аньоло Дони, богатого флорентийского торговца тканями, и его супруги Маддалены, происходившей из древнего флорентийского рода Строцци, были написаны Рафаэлей вскоре после переезда во Флоренцию. Аньоло Дони принадлежал к кругу флорентийских меценатов, стремившихся приобретать произведения искусства у самых знаменитых художников своего времени.
17.
7. Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507 Дерево (липа), масло. Музейный комплекс «Галереи Уффици», Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich. На обороте: Мастер из Серумидо. Работал во Флоренции, около 1500-1530. Девкалион и Пирра возрождают род человеческий после потопа. Гризайль. Маддалена Дони
без рамы, original (
5409 x 7677), но цвет в этом файле не правильный. Фотография Портрета Аньоло Дони сделана на айфон, а Портрета Маддалены Дони - на фотоаппарат, поэтому цветопередача получилась у двух картин разная, в жизни это не так. Айфон, кажется, приукрашивает реальность, делая цвет более ярким.
Портреты супругов Дони - это парные изображения, связанные очевидной стилистической близостью. Низкая линия горизонта в пейзаже сосредотачивает внимание зрителя на фигурах, приобретающих особую значительность, а равномерный свет выявляет черты лиц, помогая обозначить характеры персонажей, а также подчеркивает детали костюма и изысканные украшения, указывающие на социальный статус.
18.
Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich Так, подвеска на шее Маддалены, украшенная рубином, изумрудом, сапфиром и жемчужиной, намекает на девственную чистоту и супружескую верность.
Изначально портреты помещались в особой раме на шарнирах, образующей диптих, который мог открываться и закрываться. Композиции на оборотах выполнены в технике гризайли безымянным помощником Рафаэля, известным как «Мастер из Серумидо». Их сюжеты, отражающие античный миф о потопе и последующем восстановлении человеческого рода, являются аллегорией, благословляющей супружество и плодовитость молодой пары.
Подобное решение роднит эти портреты с многостворчатыми алтарями нидерландской живописи. Знаменитый пример такого рода - алтарь Портинари, написанный Гуго ван дер Гусом, - Рафаэль видел во Флоренции.
19.
.
Рафаэль Санти. Photos by
Tatiana Gorbutovich В результате рентгеновского исследования стала известна первоначальная композиция портрета Маддалены Дони. Художник планировал изобразить фигуру в интерьере, где пейзаж был виден в проеме с левой стороны. Такая схема была типичной для нидерландских мастеров Ганса Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена. Традиции северной живописи Рафаэль умело сочетает с новыми достижениями флорентийского периода, когда большое влияние на него оказало творчество Леонардо да Винчи. Пространственный разворот и положение рук модели на потрете близко повторяют «Джоконду» Леонардо. Однако недосказанность образа и живописный прием сфумато, присущие «Джоконде», сменяются здесь абсолютной ясностью форм и цвета и интересом к деталям, благодаря чему художнику удается передать неповторимую индивидуальность характеров портретируемых.
20.
8. Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая). Около 1507. Дерево, масло. Палаццо Дукале, Национальная галерея Марке, Урбино (отдана на хранение из Галереи Уффици во Флоренции). Photo by
Tatiana Gorbutovich.
Без рамы Женский портрет, широко известный как «Немая», был написан Рафаэлем во Флоренции непосредственно перед отъездом в Рим и обнаруживает влияние творчества Леонардо да Винчи. Несколько веков картина хранилась во флорентийской Галерее Уффици, откуда была передана в Урбино, родной город Рафаэля.
Авторство Рафаэля ранее вызывало споры, но последняя реставрация развеяла все сомнения. Остается неизвестным, кто представлен на картине, ясно лишь, что изображенная дама происходила из богатого флорентийского сословия того времени и принадлежала к двум знатным родам - по отцу и по мужу. Условное название портрета - «Немая» - не следует понимать буквально.
21.
Рафаэль Санти. Galleria Nazionale delle Marche
Влияние Леонардо да Винчи на творчество Рафаэля определило более всего позу героини, чьи характерно скрещенные руки - подражание «Джоконде». Хотя они напоминают также портреты Рогира ван дер Вейдена - работы нидерландцев Рафаэль мог видеть и до приезда во Флоренцию, и во время пребывания в этом городе.
Сидящая вполоборота к зрителю дама заставляет вспомнить об образе Джиневры де Бенчи - другом портрете Леонардо, который нравился молодому Рафаэлю. Однако таинственная живость образов Леонардо да Винчи превращается у Рафаэля в спокойную естественность.
22.
Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich. По клику - фрагмент фотографии Национальной галереи Марке
Ювелирные украшения - три кольца, цепочка из золота и крест с эмалями - дополняют характеристику модели, точно указывая на ее высокий социальный статус. Характерное для Рафаэля внимание к деталям в полной мере сбалансировано цветовым решением, ограниченным в диапазоне, но объединяющем всю композицию сложнейшими хроматическими соотношениями.
23.
9. Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем (Мадонна Грандука). Вероятно между 1506 и 1507. Дерево, масло. Галереи Уффици, Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich.
Без рамы. Original (
6407 x 9715)
Своим названием «Мадонна Грандука», то есть «Мадонна Великого герцога», обязана истории приобретения картины Галереей Уффици в начале XIX века. Обстоятельства создания картины и ее изначальное местонахождение остаются неизвестными, но с тех пор она считается работой Рафаэля флорентийского периода его творчества. Между 1505 и 1508 годом художник создал целую серию небольших изображений Мадонны с Младенцем, отражающих поиски новых композиционных решений, а также влияние Леонардо да Винчи. Особенный характер живописи, близкий леонардовскому художественному приему сфумато, и характерные цветовые сочетания могут напомнить нам хорошо известную «
Мадонну Бенуа» из Государственного Эрмитажа.
24.
Люди часто спрашивают почему Младенец с пропеллером. Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich Изображенная в момент минутной задумчивости, Мария предстает перед зрителем в традиционном одеянии: в красном платье цвета крови, пролитой Иисусом на кресте, и в голубой накидке, цвет которой символизирует непорочность. Ее фигура слегка развернута вправо, однако эта поза уравновешена движением Младенца в противоположном направлении. Композиция, характерная низким срезом фигуры Богоматери выше колен, и почти столбообразным соединением фигур, напоминает о флорентийской скульптуре предшествующего столетия - барельефах, исполненных мастерами Лука делла Роббиа и Донателло. Такая трактовка Рафаэлем образа Пресвятой Богородицы была принята последующими поколениями в качестве эталона, как и многие другие находки урбинского мастера.
Об экспериментах и поисках, предшествовавших созданию этой композиции, рассказывает представленный на выставке подготовительный рисунок. Изображенный на нем пейзаж послужил поводом для некоторых исследователей усомниться в оригинальности фона картины. Рентгеновские исследования показали, что изначальная композиция включала комнату с окном, через которую был виден пейзаж, а темный фон был добавлен позднее.
25.
10. Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем (рисунок к &Laquo;Мадонне Грандука&Raquo;). Вероятно не позднее 1505 года. Бумага, черный мел, легкая растушевка, металлический штифт. Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция. Photo by
Tatiana Gorbutovich Рисунок, автором которого, судя по надписи на обороте, некогда считался художник Франчабиджо, со второй половины XIX века единодушно приписывается Рафаэлю Санти и признается подготовительным для композиции картины «Мадонна Грандука». Рисунок отражает один из этапов рождения замысла живописного произведения: как известно, прежде чем прийти к окончательному решению, Рафаэль рассматривал несколько вариантов.
Первоначально художник поместил Богоматерь с Младенцем в пейзаж, заключенный в раму круглой формы. Затем он превратил картину в овал, намеченный металлическим штифтом и обведенный затем черным мелом.
26.
На выставке работы не было. Рафаэль (Рафаэлло Санти). Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле). Около 1504 г. Холст (переведена с дерева). Темпера. 17,5x18 см (с рамой: 62х50,5 см). Государственный Эрмитаж.
Source Округлые формы фигуры и лица Марии, складки ее одеяния согласуются с найденным форматом, который Рафаэль приблизительно в те же годы использовал и в других произведениях: «Мадонне Коннестабиле», хранящейся в Государственном Эрмитаже, и «
Мадонне Террануова» из Берлинской картинной галереи. В окончательной живописной версии художник отдал предпочтение прямоугольной форме.
27.
Рафаэль Санти. Photo by
Tatiana Gorbutovich На рисунке Мадонна держит Сына левой рукой, тогда как правая опущена. Эта поза, как и одежда, напоминают об изначальном замысле работы в формате тондо. Расположение фигур на картине изменено: Дева Мария держит Младенца обеими руками; торс, в рисунке слегка развернутый, приобретает почти фронтальное положение, а головы Богоматери и Младенца находятся ближе. Не исключено, что, создавая поясное изображение стоящей Марии, Рафаэль ориентировался на скульптурные образцы. Легкий нажим черного мела создает подчеркнутую выразительную светотень, моделирующую фигуры, что свидетельствует о внимании художника к манере Леонардо да Винчи. Композиционные и формальные различия между графическим наброском и живописным произведением в последние годы рассматривались также как признак хронологической дистанции между работами: рисунок, вероятно, был выполнен не позднее 1505 года, картина - между 1506 и 1507.
28.
11. Рафаэль Санти и мастерская. Экстаз Святой Цецилии Со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной. Дерево, масло (перенесена на холст). Национальная пинакотека, Болонья. Фотография Болонской пинакотеки. На выставке картина была не в такой красивой раме, а в
простой / Estasi di Santa Cecilia fra i Santi Paolo, Giovanni Evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Raffaello. Eseguita intorno al 1513. Pinacoteca Nazionale di Bologna.
Source. Экстаз Цецилии
без рамы, original (
8858 x 14055)
Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» - одно из самых известных изображений святой Цецилии, покровительницы музыки, и, может быть, одно из самых знаменитых произведений живописи в истории мирового искусства. Об этой работе Рафаэля с восторгом отзывался Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: «На картине изображена святая Цецилия, которая прислушивается к божественным звукам, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга. У ног ее разбросаны музыкальные инструменты, которые кажутся доподлинно существующими, а не написанными на полотне, таковы же ее покрывала и парчовые одеяния, а под ними - поразительно написанная власяница».
29.
Рафаэль Санти и мастерская. Photo by
Tatiana Gorbutovich Произведение выполнено в последние годы жизни Рафаэля, когда вокруг него сложился круг учеников, но почти полностью написано им самим. Лишь музыкальные инструменты на переднем плане - работа Джованни да Удине, о чем упоминал и Вазари.
30.
.
Справа: Мария Магдалина. Рафаэль. Экстаз Святой Цецилии, фрагмент. Photo by Tatiana Gorbutovich
gorbutovich.livejournal.com. Слева: Святая Варвара. Рафаэль. Сикстинская мадонна, фрагмент. Google Arts / Raffael. Die Sixtinische Madonna. 1512/1513. Öl auf Leinwand. 269,5 x 201 cm.
Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden.
Google Arts По сторонам от центральной фигуры изображены погруженный в свои мысли святой Павел и обращенная к зрителю Мария Магдалина. Святые Иоанн и Августин молча обмениваются взглядами. В противопоставлении ангельского хора и разбросанных по земле разбитых музыкальных инструментов еще первые комментаторы видели символ контраста между музыкой земной и небесной.
31.
Рафаэль Санти. Святая Цецилия в экстазе. Pinacoteca Nazionale di Bologna
Документы, касающиеся истории заказа произведения и времени его создания, отсутствуют. Достоверно известно лишь то, что прототипом образа святой Цецилии была жительница Болоньи Элена Дульоли, склонная к мистике и видениям и признанная при жизни блаженной. В эпоху барокко, когда изображение мистического экстаза святых особенно поощрялось католической церковью, симметричная и уравновешенная композиция Рафаэля стала тем идеалом, на который ориентировались художники болонской школы. В 1796 году композиция, предназначавшаяся для болонской церкви Сан Джованни ин Монте, была перевезена в Париж в Музей Наполеона. Во Франции живопись была перенесена с деревянной основы на холст.
32.
Рафаэль Санти. Pinacoteca Nazionale di Bologna
В 1815 году картина была возвращена в Болонью и размещена в Пинакотеке.
С момента своего появления это произведение великого мастера вызывает восхищение. В XVIII веке о «Святой Цецилии...» писал Вольфганг Гёте, а в следующем, XIX столетии, композитор Ференц Лист назвал ее «волшебно прекрасным выражением всего благороднейшего и идеальнейшего, чем обладает человеческая форма, чудом грации, чистоты и гармонии и одновременно совершенным символом искусства».
Еще две картины из постоянной экспозиции Пушкинского, показываемые в зале №7 главного здания и имеющие отношение к Рафаэлю, будут в части 2 - в среду 14.12.2016.
Источники:
Основной: Буклет выставки Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии. 13.09.2016 - 11.12.2016. Большая часть текста с некоторой корректировкой и сокращением отсюда.
Информация на сайте ГМИИ arts-museum.ruИнформационные стенды выставки
Дополнительные материалы:
!
Аудиогид по выставке. Izi.travelСильно дополнительное: Поташова Ксения Алексеевна. Влияние образа Рафаэля Санти и его живописного наследия на формирование художественного мира М. Ю. Лермонтова - Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. No 11 (78). C. 147-150. ISSN 1993-5552.
pdf. Статья посвящена значению личности и живописных полотен Рафаэля Санти для понимания Лермонтовым природы творческого вдохновения и особенностей его образной системы.