Древо познания братьев Бехам. XVI век, Германия

Mar 25, 2016 16:30

«Господь Бог вырастил там всевозможные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, и дерево жизни, посреди сада, и дерево познания добра и зла.»
[Книга Бытия 2:9]



Адам и Ева. Ганс Зебальд Бехам по оригиналу Бартеля Бехама. 1543 год. Гравюра 8 x 5.4 см. Метрополитен-музей. Фрагмент

«Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его, Господь Бог дал человеку такой наказ: "Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, не ешь только плоды с дерева познания добра и зла. Если съешь - в тот же день умрешь".»
[Книга Бытия 2:15-17]
Современный русский перевод. Российское Библейское общество, 2011-2014

[Синодальный перевод, 1876 г. - нажмите]
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»
[Книга Бытия 2:9]

«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

[Книга Бытия 2:15-17]
Синодальный перевод, 1876 г.


За неподчинение приказу Бога Адам и Ева получили наказание: тяжелую работу, боль, смерть. Также была дана кара жене - влечение к мужу, про тягу мужчины к женщине это место Книги Бытия умалчивает.


2.


Гравюра на меди "Адам и Ева". Ганс Зебальд Бехам (1500-1550), по оригиналу Бартеля Бехама (1502-1540). 1543 год. 8 x 5.4 см. Метрополитен-музей / Adam and Eve. Sebald Beham (German, Nuremberg 1500-1550 Frankfurt) after Barthel Beham (German, Nuremberg ca. 1502-1540 Italy). Date: 1543. Engraving. Dimensions: Sheet: 8 x 5.4 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source. Другой отпечаток, из Чикагского института искусств / The Art Institute of Chicago. Engraving in black on ivory laid paper. 82 x 57 mm. Source

Скелет - символ смерти предстает на гравюре в виде ствола смертоносного дерева, змей прокладывает свой путь сквозь полости костей скелета. Адам полностью обнажен, а жест руки и взгляд Евы указывают на пробудившееся в ней вожделение.

3.


Фрагмент. Перекрещивание костей - ? Х: Крест Христа? / Hans Sebald Beham after Barthel Beham. Adam and Eve with a Skeleton, 1543

Гравюра насыщенная символами.

Автор гравюры "Адам и Ева" - Ганс Зебальд Бехам (1500-1550), автор оригинала - его младший брат Бартель Бехам (1502-1540).

4.


Фрагмент. Райское древо-скелет / Adam and Eve. Sebald Beham after Barthel Beham. 1543

Братья Бехам / Beham (Beheim, Behaim) Ханс Зебальд (1500, Нюрнберг - 22.11.1550, Франкфурт-на-Майне) и Бартель (1502, Нюрнберг - 1540, Италия) - немецкие живописцы и гравёры. Их относят к кругу «малых мастеров» немецкого Возрождения. Братья Бехам создавали религиозные, жанровые и аллегорические композиции, пронизанные символикой, иногда близкой по духу к радикальному анабаптизму. [1]

5.


Фрагмент. Сердце (?) у корней дерева - на том же месте, где в сценах Распятия традиционно изображают череп Адама  / Adam and Eve. Sebald Beham after Barthel Beham. 1543

Братья испытали сильное влияние Альбрехта Дюрера. У Дюрера не было большой мастерской с множеством учеников. Достоверные его ученики неизвестны. Предположительно c Дюрером связывают трех нюрнбергских художников: братьев Бехам и Георга Пенца (ок. 1500-1550). Все трое известны главным образом в качестве мастеров гравюры малого формата. По маленькому размеру гравированных листов их называют клейнмейстерами. [2] Например, размер гравюр Зебальда Бехама "Адам и Ева со скелетом", 1543 - 8 x 5.4 см, "Смерть и стоящая обнаженная" ("Ванитас"), 1547 - 7,5 x 4,8 см.

6.


Фрагмент. Райский меч Адама / Adam and Eve. Sebald Beham (German, Nuremberg 1500-1550 Frankfurt) after Barthel Beham (German, Nuremberg ca. 1502-1540 Italy). Date: 1543. Engraving. Dimensions: Sheet: 8 x 5.4 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source

В 1525 г. все три молодых мастера были преданы суду и высланы из родного города Нюрнберга за радикальные взгляды: ересь против лютеранства, богохульство и отказ признать авторитет городского совета. Троица вошла в историю как «три безбожных художника».

7.


Ганс Зебальд Бехам. Ванитас. 1547. Гравюра / Hans Sebald Beham (1500-1550). Death and the Standing Nude, engraving by Barthel Beham, 1547. Original size 7.5cm x 4.8cm. Private collection. Source. [нем.]Beham, (Hans) Sebald (1500-1550): Death and the Standing Nude. Der Tod und das stehende nackte Weib. Kupferstich/engraving nach Barthel Beham. 7,5 x 4,8 cm. 1547. B. 150, Pauli 151 III, Hollstein 151 III. Mit den letzten Arbeiten. Ganz ausgezeichneter, prägnanter Druck. Mit schönem Rand um die deutlich ausgeprägte Plattenkante. In den Ecken verso geringfügig durchschlagende Restchen alter Montage, sonst sehr schön erhaltenes Exemplar. Particularly wide margins: 4 to 7 mm.

В 1528 году Ганс Зебальд Бехам вернулся в Нюрнберг, но уже в 1529 году вновь стал неугоден - был обвинен в распространении порнографии. Дважды изгнанный из родного города, он поселился в 1530 г. в Мюнхене, а затем во Франкфурте-на-Майне, где и закончил жизнь.

8.


Бартель Бехам. Ванитас. 1540. Масло на доске. Гамбургский кунстхалле / Bartel Beham (1502-1540). Vanitas. Originalgröße: 42 x 58 cm. Oil on panel. Hamburg, Hamburger Kunsthalle. Source

Младший брат Бартель Бехам с 1527 года работал для герцога Вильгельма Баварского, которому обязан поездкой в Италию для усовершенствования художественного мастерства. Бартель Бехам скончался в 1540 году в Италии по одной версии в Венеции, по другой - в Болонье.

Источники:
ссылки в тексте +
[1] М. Н. Соколов / Бехам - статья в Большой Российской энциклопедии. Лит.: Zschelletzschky Н. Die «drei gottlosen Maler» von Nürnberg. Lpz., 1975.
[2] Искусство 16 века // Всеобщая история искусств. Том 3. Под общей редакцией Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И. - Москва: Искусство, 1962 - С.996
Adam and Eve with a Skeleton. The Art Institute of Chicago

Германия, гравюра, 16 век, Адам и Ева

Previous post Next post
Up