Паломничество к Земле Любви: Книга о Сердце, охваченном любовью Рене Анжуйского

Feb 14, 2016 10:30

Король Рене Анжуйский (1409-1480), прозванный Добрым известен не только управленческой работой, но и творчеством: сочинительством, художествами и меценатством. Самое значительное творение Рене Доброго называется "Книга о Сердце, охваченном любовью" /"Livre du Cuer d'amour espris". Герою романа, Сердцу, необходимо отвоевать Прекрасную Даму Нежную Милость у Разлада с его свитой и добиться ее расположения. Сердце вместе с волшебным помощником Желанием отправляется на подвиги.



Le livre du Coeur d'amour épris, par le roi René d'Anjou. 1401-1500, manuscrit, Bibliothèque nationale de France, Français 24399. Folio 122 verso / Здесь и далее: по клику - целый лист. Цвет на иллюстрациях 1-3, 19-22 изменен. Реальный цвет миниатюр в старом посте

Рене Анжуйский, сын Людовика Анжуйского и Иоланды Арагонской, король Иерусалима [1], Неаполя и Сицилии, Арагона, Валенсии и Майорки, Сардинии и Корсики, герцог Анжуйский и Лотарингский, граф Прованский и Барселонский, оказался неудачливым политиком, но стал для своего времени одним из главных покровителей искусств, образованности и утонченных нравов.


2.


Folio 123 recto

Он собрал прекрасную библиотеку, где хранились книги на шести языках, общался с итальянскими гуманистами, не жалел денег на постановку мистерий, моралите и фарсов в различных городах, дружил со своим троюродным братом выдающимся поэтом Карлом Орлеанским, обменивался с ним лирическими посланиями, участвовал в литературной жизни его кружка. Вокруг Рене также образовалась группа одаренных придворных, подражавших ему в своих литературных произведениях, прекрасных переписчиков и иллюминаторов. Однажды Рене устроил прославившийся сорокодневный праздник в специально выстроенном деревянном замке "Веселой стражи". В нем участвуют в числе прочих его жена, дочь и возлюбленная, ради которой праздник и затевается.

3.


Folio 124 recto

"Книга о Сердце, охваченном любовью" - аллегорическая поэма, написанная в форме сатуры - жанра, где чередуются стихи и проза. "Вассальное служение Даме" раскрывается в книге через рыцарские поступки и проявления доблести. Одним из основных источников "Книги о Сердце..." явился знаменитый "Роман о Розе" /Roman de la Rose, написанный в 13 веке и признанный вершиной жанра аллегорической поэмы.

Первая редакция сочинения о Сердце относится к 1457 году. Экземпляр "Le livre du Coeur d'amour épris, par le roi René d'Anjou", хранящийся в Национальной библиотеке Франции под номером Français 24399, содержит 70 миниатюр, которые ранее необоснованно приписывались самому Рене Анжуйскому [2]. Все иллюстрации - из этого манускрипта.

Привожу, в основном, "сердечные" картинки, поэтому изображения с текстом не всегда совпадают. Изображения кликабельны, по ссылке открывается фолио целиком.

4.


Маргиналия с пламенеющим сердцем. Folio 8r

Посвящается "Книга о Сердце" герцогу Бургундскому Иоанну, ему Рене доверяет свою "complainte" - грустную песнь. Начинается книга с видения, рассказанного от первого лица. Однажды ночью, когда Рене страдал от любви, ибо Жалость к нему не торопилась, а Разлад хотел положить конец его жизни, ему показалось, что Амор вынул его сердце из груди и отдал в распоряжение Желанию (Desir). После пробуждения поэт обращается к Иоанну Бургундскому и просит его, как человека, испытавшего нечто подобное, помочь советом, надеясь и ему оказаться полезным.

5.


Folio 1r

Автор говорит Сердцу (Cuer), что если оно хочет получить Нежную Милость (Doulce Mercy), то должно отвоевать ее у Разлада (Discort), который утаивает Нежную Милость от всех влюбленных, заточив в далекую крепость и связав путами Стыда (Honte) и Страха (Cremeur). Желание зовет и Сердце немедленно отправляется с ним. Рене сообщает, что в своем рассказе о Сердце будет ориентироваться на повествование о рыцарях Круглого Стола, хотя и упоминает о временной дистанции с ними.

Желание снабжает Сердце кольчугой удовольствия - чтобы отражать удары Отказа (Reffuz) и Отчаяния (Escondit), острым мечом, закаленным во вздохах и слезах, шлемом, украшенным цветами мыслей о любви, щитом надежды с тремя незабудками в центре и горестными стонами по краям, острыми шпорами любовных воспоминаний, копьем с наконечником даров и лезвием обещаний и, наконец, превосходным конем по имени Честное Желание (Franc Voulor).

6.


Folio 8v

Рыцари уходят в путь. После долгой дороги Сердце и Желание видят на краю ужасного леса некое подобие скита, из которого выходит уродливая карлица: горбатая, кривая лицом и телом, с волосами длинными, прямыми, жесткими и черными, словно щетина старого кабана; глаза карлицы как угли, нос большой и кривой, рот огромный - до ушей, зубы большие, желтые и редкие, уши оттопыренные, величиной с ладонь... Вместо одежды на ней две связанные на плечах львиные шкуры. Эта некуртуазная особа, как сообщает нам рассказчик (l'acteur), не кто иной как Ревность (Jalouzie). Она держит в плену у себя в хижине Любезный Прием (Bel Accueil). Однако герои этого не знают, и Желание просит карлицу выяснить, не приютят ли их здесь на ночь. Карлица обманывает путников, она указывает им неверную дорогу, и они, вместо того, чтобы оказаться в Жилище Прекрасного Отдохновения (Мanoir de Bon Repos), попадают в Лес Долгого Ожидания (Forest de Longue Atente). Из леса вытекает Река Слез (Fleuve de Larmes), имеются там и Сумрачная река (Riviere Tenebreuse), Долина Непрятной Мысли (Le Plein de Pensee Ennuyeuse) и т.п. безрадостные места.

7.


Folio 12v

После длительных плутаний Сердце и Желание ночью выезжают на поляну и, обнаружив там глыбу темного мрамора, решают около нее прилечь. В кромешной тьме они на ощупь находят привязанную цепью к глыбе латунную чашу и тут же замечают вытекающий из-под глыбы источник. Жажда и усталость вынуждают их испить воды, хотя они не могут различить, прозрачная она или мутная. Горячее Желание залпом выпивает все содержимое ковша, а Сердце бросает ковш с недопитой водой на глыбу. Едва вода растекается по ней, как начинается страшная буря, гремит гром, сверкают молнии, на героев обрушиваются ливень и град. Промокнув до нитки, измученные рыцари в конце концов засыпают. А утром при свете дня они видят надпись на глыбе, объясняющую, что это Источник Судьбы, созданный чародеем Вергилием или кем-то из его сообщников по воле господина этих мест - великана по имени Отчаяние (Desespoir). Если кто напьется из источника - будет сильно страдать, а если кто прольет воду на мрамор - начнется сильная буря.

8.


Folio 22r

По-прежнему не догадываясь о подлости Ревности, герои едут дальше в поисках Жилища Прекрасного Отдохновения. Встретив на пути еще одного антикуртуазного персонажа-вредителя в виде отвратительной трепаной старухи, неподвижно сидящей у очага своей хижины, на сей раз это Печаль (Melancolie), они опять оказываются в ловушке. Накормив их хлебом из зерна, называемого Тяжелым Страданием (Dure Paine), Печаль приводит героев к бурной реке, через которую можно перебраться только по ветхому висячему мосту. На другой стороне потока у моста на черном коне сидит рыцарь в черных доспехах с мечом наготове. Это - Забота (Soulcy), которая от истинно влюбленных охраняет мост, называемый Опасным Проходом (Le Pas Perilleux). В бою с Заботой Сердце, несмотря на проявленную храбрость и доблесть,терпит поражение и вместе с конем летит в воду, однако его спасает Надежда (Esperance).

Надежда появляется в те моменты повествования, когда одно испытание Сердца должно смениться другим. Она пророчествует о том, что ожидает Сердце, выручает его. Последний раз Сердце видится с ней перед отплытием к берегам Острова любви.

Следующее приключение Сердца и Желания связано со сражением в замке на Холме, лишенном Радости (Tertre devee de Liesse). Хозяином этого холма является Гнев (Courroux), а хозяйкой - Грусть (Tristesse). Сердце побеждает Гнев в поединке и требует от него принести клятву отныне никогда не вредить влюбленным. Гнев, правда нехотя, отдает Сердцу свой меч, признавая себя побежденным, и даже приносит требуемую клятву, поскольку видит, что его подруга Грусть, тоже бледная, худая, трепаная и вся в слезах, задумала отомстить Сердцу. Произнося куртуазные речи и разыгрывая из себя радушную хозяйку замка, Грусть приглашает Сердце и Желание провести в нем ночь, но в результате очередной западни Сердце проваливается сквозь ступеньку лестницы в подземелье старой башни. И только благодаря тому, что Желанию удается бежать от Грусти и Гнева и привести с собой часть войска Чести (Honneur), Сердце оказывается на свободе, а Грусть и Гнев скрываются.

9.


Folio 34v

После злоключения на Холме, Лишенном Радости (Tertre devee de Liesse) Сердце оказывается втянутым в глобальное противостояние положительных и отрицательных персонажей. Злоязычие, возглавляющее силы, противостоящие Амору, держит в плену Нежную Милость. Честь собирается идти на помощь своему сеньору Амору. Она раскинула боевые шатры и держит военный совет, прежде чем принять решение. Но Сердце не вступает в войско Чести, а само отправляется освобождать Нежную Милость.

10.


Folio 54 verso

В условной первой части "Книги о Сердце...", подобно сюжету рыцарского романа, герой проходит ряд испытаний, вступая в поединки с различными представителями антикуртуазного мира и в них доказало свою доблесть, свое право на посещение владений Амора, а также на получение Нежной Милости, то есть оказалось достойным любви Дамы.

11.


Folio 58 recto

Во второй части Сердце достигает царства Амора - владения Бога любви. Сердце на время становится не только странствующим рыцарем, но также куртуазным паломником.

Владения Амора находится на острове (l'isle du Dieu d'amours), герои видят их рано утром, в лучах восходящего солнца. Первая, кто встречает Сердце в замке Амора ("Chastel de Plaisance") - это Праздность (Oeseuse).

12.


Folio 68 verso

На острове находится кладбище, где похоронены тела верных влюбленных. Кладбище обнесено стеной с изображением многочисленных гербов и блазонов. Тела их владельцев похоронены в другом месте, за пределами острова. Однако каждый герб и каждый блазон сопровождается надписью, где от лица его владельца рассказывается история любви, в результате которой он посетил остров Амора и сдался ему на милость. Посетив кладбище, Сердце хочет помолиться за умерших, но, сопровождающая его Куртуазия замечает, что это излишне, ибо их души в великой радости и вечном покое обретаются в "paradis d'Amours".

13.


Folio 91 recto

В качестве истинных влюбленных, оставивших свои имена на стене кладбища, признаются и язычники, причем не только те, что стали героями рыцарских романов: Юлий Цезарь, Нерон, Цезарь Август, Марк Антоний, Давид - "царь Иудеи", Тезей, Ахилл, Троян, Эней, Геракл, Парис, греческий царь Демофонт... В этом пантеоне исторические лица, не только античные, но и недавно умершие французские правители, соседствуют с героями рыцарских романов: Ланселотом, Тристаном и др. и с поэтами. В числе лучших певцов любви, чьи могилы были самыми прекрасными, названы шестеро: Овидий, Гийом де Машо, Боккаччо, Жан де Мен, Петрарка Флорентиец и Ален Шартье. На стене изображены также гербы здравствовавших в момент написания поэмы исторических личностей, в частности, самого Рене Анжуйского.

14.


Folio 105 recto

Приют Амора (Ospital d'Amors) представляет собой дом милосердия и находящуюся по соседству церковь. Ими заведуют Куртуазия (Courtoisie) и Жалость (Pittie), являющаяся настоятельницей церкви. В этой церкви Сердце, прослушав мессу "moult devotement", целует реликвии, хранящиеся в главном алтаре: украшенную золотом и драгоценными каменьями хрустальную чашу, наполненную морской водой; меч грека, убившего Корреба, сына короля Мизии и Азии, из любви к Кассандре; меч, которым был убит Турн, когда защищал Лавинию; наконец, кубок, из которого испила смертоносный напиток прекрасная Сигизмунда, дочь Салернского принца Танкреда, чтобы быть похороненной вместе с возлюбленным. Визит в царство Амора изображается почти как паломничество к святыням.

15.


Folio 109 verso

Сердце приносит клятву вассальной верности Амору и отправляется отвоевывать Нежную Милость и получить ее поцелуй. Но перед этим осмаривает Замок Амора.

16.


Folio 113 verso

В главной зале Замка Удовольствия золотом на шелковых гобеленах вышиты аллегорические любовные сюжеты. Куртуазные персонажи присутствуют и в украшении одежд матери Амора Венеры.

17.


Folio 114 recto

В завершающем "Книгу о Сердце..." эпизоде герой наконец-то добирается до Нежной Милости.

18.


Folio 117 verso

Сердцу предстоит роль главного воина в схватке с Отказом, а также Злоязычием (Malle Bouche) и его людьми за Нежную Милость.

19.


Folio 121 recto

Мятежное Владение Отказа оказывается внутри острова Любви. Сердцу в его подвигах помогают люди Амора. Место Надежды, выручавшей Сердцу до достижения Земли Любви, занимает Жалость. Кроме того, Сердце сопровождают Щедрость (Largesse), Любезный Прием, Нижайшая Просьба (Humble Requeste) и Обещание (Promesse).

20.


Folio 121 verso

Щедрость с такой силой бросает тяжелые кошельки в Отказ, что тот, оглушенный, соглашается разрешить свидание Сердца и Нежной Милости. Жалость же уговаривает саму Милость благосклонно ответить на любовь Сердца и "уравновешивает" действие Стыда и Страха, под чьим присмотром Милость невероятно робеет и поначалу не смеет обнаружить, что Сердце ей нравится.

21.


Folio 122 recto

Желание же выступает скорее в роли вредителя, ибо после того, как Сердце получает поцелуй от Милости, Желание подстрекает его на получение множества поцелуев и таким образом заставляет нарушить рыцарские нормы поведения.

22.


Folio 123 verso

Сердце, влекомое Желанием, нарушает данную Амору клятву не убивать Отказ и стремится нанести ему смертельные удары. Все это влечет за собой последующее поражение Сердца, буквально избитого клеветниками, входящими в войско Злословия, правда лишь после того, как Сердце отчаянно бьется со многими противниками Амора.

23.


Folio 129 verso

В результате Нежная Милость вновь заточена в тюрьму Отказа, судя по всему, чтобы дожидаться следующего Сердца, которое попытается ее освободить, ибо на протяжении "Книги о Сердце..." Желание не раз замечает, что оно не в первый раз выступает в роли проводника, а герой в сопровождении Жалости отправляется в Приют Любви коротать свои дни в молитвах.

Примечания:

[1] Король Иерусалимский. Это был всего лишь титул, который, после смерти последнего коронованного короля Иерусалима Ги де Лузиньяна, присваивали себе многие правители, считая этот титул своим родовым достоянием. Так, в это же время, в 15 веке, королями Иерусалима себя считали и современники Рене Анжуйского - короли Кипра, начиная от Януса (1398-1432), и заканчивая последней королевой Кипра - Екатериной Корнаро (1473-1489) - Г.Росси

[2] Трудности с атрибуцией многих произведений Рене возникли из-за обилия при его дворе поэтов и художников. Как выяснилось уже в 20 веке, многое из того, что в первопечатных изданиях выходило под именем Рене, на самом деле было сочинено не им, а по его заказу. Это же касается и миниатюр.

Источники:

Изображения: gallica.bnf.fr: Le livre du Coeur d'amour épris, par le roi René d'Anjou. 1401-1500, manuscrit, Français. Parchemin. - 138 feuillets. - 310 × 215 mm. - Reliure maroquin rouge, Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 24399. Description: Manuscrit très soigneusement écrit et orné de 70 miniatures, qui ont été, sans raison plausible, attribuées au roi René. Publié par M. de Quatrebarbes, Oeuvres du roi René, t. III, p. 1.

О произведении: М. Абрамова. Взаимодействие жанровых традиций в "Книге о сердце, объятом любовью" Рене Анжуйского на сайте Кафедры истории зарубежной литературы МГУ.

Повтор записи 2014 года с заменой изображений 1, 2, 3, 19-22 на измененный цвет. Настоящий цвет миниатюр в старом посте: Паломничество к Земле Любви: "Книга о Сердце, охваченном любовью" Рене Анжуйского

Также:
Книга - лучший подарок. Как пленить девушку - опыт 1500 года
Сердце и куртуазная любовь

Возрождение, 15 век, любовь, сердце, книги, средние века, средневековая миниатюра, литература

Previous post Next post
Up