С этим фильмом получилось забавно: еще на стадии обдумывания, как бы поинтереснее поиграть в грядущий кино-челлендж, дочь мне предложила смотреть аниме, и под темы ознакомиться со всей классикой. Я очень сомневалась в жизнеспособности этой идеи, и как аргумент трудности поиска привела невозможность именно аниме по теме "биография актера". А дочь мгновенно выдала мне "Актрису тысячелетия". Это и явилось определяющим моментом, я поверила, что аниме есть про всё на свете.
Итак, про фильм.
Наследие Сатоси Кона, а он, как и Миядзаки, занимает отдельное место в мире аниме. Его "Идеальную синеву" я не одолела (слишком психологически тяжело оказалось), а вот "
Паприка" - в числе любимых.
И если "Perfect Blue" - это трагическая история карьеры актрисы и взаимодействия с обезумевшим фанатом, то "Актриса тысячелетия" как будто другая сторона медали - и призвана показать, что в норме карьера актрисы складывается иначе, а преданный поклонник не маньяк, а добрый друг. На смену триллеру с саспенсом пришло драматичное, но доброе произведение.
Тиёко Фудзивара была выдающейся актрисой, снимавшейся в фильмах различных жанров. И вот, студия, где она снималась - снесена из-за старости, а в высокогорную виллу старенькой актрисы добираются продюсер Гэнъя Татибана и оператор-хроникер Кёдзи Ида, чтобы взять интервью. Причем продюсер уже в возрасте, восхищается актрисой и боготворит ее, а хроникер молодой и сначала не испытывает к ней вообще никакого пиетета, скорее даже скепсис.
Рассказ актрисы про жизнь смешивается с воспоминаниями о съёмках, и уже невозможно разделить, где реальная жизнь, где кино, а для актрисы они и в реальности сливаются - кино - это ее жизнь, а вся ее жизнь - это кино. И Татибана и Ида тоже как бы переносятся во времени и снимают всё, начиная с детства Тиёко. Воедино сливается не только реальная история жизни актрисы, но и ее роли в фильмах, включая исторические, и отрезок времени охватывает ту самую "тысячу лет" - от древности до будущего.
Сам Сатоси Кон, объясняя сотрудникам идею фильма, показывал им картину Утагавы Куниёси:
можно увидеть на гравюре лицо, но если присмотреться - то оно составлено из человеческих фигур. Так и фильм - он составлен из смысловых кусочков, как паззл. Подобно тому, как фигуры, собираясь вместе, образуют лицо, ложь в фильме, постепенно накапливаясь, поможет в итоге раскрыть истину. Но это не та ложь, которая ломает жизни, а ложь "во благо", созидательная, та ложь-обман-фантазия-причина, без которой в принципе невозможно хорошее кино.
В фильме много символизма; что-то считывается легко, а что-то я поняла только после прочтения разъясняющих очерков.
Например, имя говорящее:
Имя Тиёко состоит из трёх кандзи: 千 (Ти) - тысяча; 代 (Ё) - поколение; 子 (Ко) - дитя.
Фамилия Фудзивара состоит из двух кандзи: 藤 (Фудзи) - глициния; 原 (Вара) - поле.
Вообще мы увидим многослойный символизм, и я, буду честной, бОльшую часть отсылок не поняла бы без доп.литературы - ибо сказок японских не знаю, культуру тоже не сказать что изучала, с японским кино знакома поверхностно... Могу сравнить с тем, как объяснить иностранцу тонкости юмора в "О чем говорят мужчины" или "Иван Васильевич меняет профессию" - для нас жизненно и понятно, а любому иностранцу бредятина. (Вообще хотела сравнить с "Улиссом", где комментариев по объёму в разЫ больше, чем текста, но где "Улис", и где аниме. А вот все части "Мужчин" - вполне для сравнения подходят)
И с одной стороны, - традиционное аниме. А с другой стороны, сюжетно это фильм в фильме, кино про кино, как матрёшка, одно в другом - это интересно, увлекательно, нетривиальная подача, и я каждый раз удивляюсь, что аниме может быть таким масштабным и глубоким. По сути - это историческое повествование о японском кинопроизводстве на фоне исторических событий, с ретроспективой выдающихся фильмов Японии разных эпох, с отсылками к разным жанрам, с афишами (которые я, понятное дело, не знаю, но японцы, мне кажется, распознают там свои классические шедевры), и о роли личности в истории - как о роли художника с ключиком в жизни девочки, так и о роли актрисы в жизнях зрителей. К концу фильма вырисовывается и главная идея - "путь важнее цели" (а это как раз очень понятно, и очень по-японски - ибо Кодекс Бусидо гласит то же самое - "у самурая нет цели, только путь")
Отсылок и аллюзий так много, что почти всё время чувствуешь себя "лишней на этом празднике" - я ведь не киновед, я простой зритель, хоть и насмотренный и начитанный (однако с Японским кино я "на вы", мне сложно с ним). Но тут важно знать, что перед подготовкой к фильму создатели тоже не были так умны и информированны, и именно то, что они совершили для себя столько открытий, и привело к наполненности сюжета историей, это желание неофита поделиться со всеми личными открытиями. Как и у меня сейчас :) Но, собственно, ради углублённого изучения жанра аниме я и решила взять его основой
челленджа-2023.
Много подробностей и тонкостей о фильме узнала
здесь. И это было интересно и познавательно (и послужило бОльшему пониманию, что к чему).
Описание жизненного пути актрисы считается собирательным, однако основным прообразом была
Хара Сэцуко, она была "лицом нации", актрисой выдающихся качеств, снималась у Акиро Куросавы и считалась музой выдающегося режиссера
Ясудзиро Одзу.
**************************************
3. Биография актера