Музей расположен по адресу: г.о. Самара, ул. Крупской, д. 16.
Остановка общественного транспорта Хлебная площадь.
Лично мне показался весьма познавательным и интересным.
Так же как и в музей Самара космическая, он адаптирован для посещения группой детей.
Тем более в год 175 летия Самарской пожарной охраны.
И еще один на мой взгляд примечательный момент музей находится в здании старинной пожарной каланчи.
Здание было построено в XIX веке архитектором Щербачевым. Пожарная каланча высотой 20 метров тогда была самой высокой постройкой в городе.
Зал памяти
Если зал памяти рассказывает о людях и их подвиге, то в этом зале мы можем видеть
различное снаряжение а так же артефакты
Указ императора Николая Первого от 16 октября 1841 года об утверждении штатов Самарской городской полиции положил начало созданию пожарного обоза в Самаре и организации профессиональной, соответственно времени, борьбы с пожарами.
Одобренные императором штаты полицейской команды из 13 человек и пожарной команды из 25 служителей и одного брандмейстера позволяли создать в городе две полицейские части. Каждая из них имела теперь свой съезжий дом с пристройками для размещения всех принадлежностей пожарной команды, а также 10 лошадей. При съезжем доме обязательно возвышалась каланча, на которой во время пожара выставлялся условный сигнал, обозначающий ту часть города, где случилось огненное происшествие.
Согласно уставу, пожарная команда и пожарные инструменты «должны были содержаться из городских доходов». Между тем в середине XIX века у самарских властей собственных зданий ни для себя, ни для полиции, ни тем более для пожарных команд почти не было, а если и они и строились, то в течение ближайших лет их уничтожал очередной пожар. Поэтому Самарская городская дума, городской магистрат и прочие учреждения местной власти располагались в арендованных домах купцов, мещан и чиновников. При этом, разумеется, лучшие здания занимала городская администрация, а другим учреждениям доставались дома попроще. Конечно же, для казны это было довольно дорогое удовольствие. После опустошительных пожаров владельцы уцелевших домов неимоверно взвинчивали арендную плату.
средства защиты
Полицейские части Самары нередко размещались в самых ветхих из числа сохранившихся домов, и тогда после очередного переезда городской думе приходилось выделять полиции деньги на их ремонт. В частности, две созданные в 1841 году полицейские части вместе с пожарными командами также пришлось поместить в частных домах, снятых у состоятельных горожан. Блюстителям порядка, можно сказать, еще повезло: в 40-е - 50-е годы XIX века в Самаре деревянный дом на каменном фундаменте и с надворными службами (конюшня, сарай, дровяник, погреба и прочее) считался хорошим.
В конце 60-х - начале 70-х годов XIX столетия самарская городская власть постепенно стала выкупать у горожан отдельные дома в свою собственность, а также строить новые здания для своих учреждений. Этот процесс шел медленно, так как дома стоили дорого. Полицейские и пожарные части, а также их работники, вплоть до 80-х годов размещались и проживали в специально снятых для них домах.
Между тем число огнеборцев продолжало расти: 18 апреля 1853 года МВД России утвердило новый штат пожарной команды для губернского города Самары. Число рядовых пожарных служащих увеличилось до 34 человек, а количество лошадей - до 33. При этом самарская пожарная команда и пожарные инструменты по-прежнему содержались «из городских доходов». Впрочем, Самарская городская Дума по постановлению губернского правления ежегодно стала выделять «ремонтные» деньги. Обычно после очередного крупного пожара эта сумма увеличивалась.
После утверждения нового штатного расписания в 1853 году Самара могла создать на своей территории уже не две, а три пожарные команды при полицейских частях. Однако к тому времени город еще не восстановился после катастрофических пожаров 1848 и 1850 годов. Неудивительно, что в Самаре вплоть до 60-х годов XIX века по-прежнему оставались только две пожарные команды.
Первая полицейская часть вместе с пожарными в течение всех 50-х годов размещалась в доме мещанки Гужовой, а с 1861 года - в доме купчихи Соколовой. Так продолжалось до тех пор, пока в июне 1867 года несколько членов городского пожарного комитета не осмотрели предоставленные для этой части помещения. После своего визита к пожарным делегаты доложили Думе, что для хранения инструментов, конных сбруй и ходов здесь не было не только цейхгауза, но даже навеса. Все казенное имущество валялось во дворе под открытым небом или в плохом сарайчике с дырявой кровлей, а крыша каменного здания, в котором проживали рабочие, сильно протекала, и штукатурка с его потолка отваливалась. В итоге Дума приняла решение: построить при первой полицейской части цейхгауз для пожарного имущества, сарай, исправить крышу на каменном корпусе, а в здешней кузнице соорудить горн.
В 1869 году полицейские и пожарные первой части переехали на улицу Казанскую (ныне улица Алексея Толстого) в дом Пантелеевой. В 1874 году эта полицейская часть перебралась в дом № 41 (дом Сербулова) на Саратовской улице (ныне улица Фрунзе), который в 1878 году был выкуплен городскими властями. Здесь, в 24-м квартале Самары, первая полицейская часть и пожарная команда находились вплоть до 1904 года. К зданию был пристроен флигель для брандмейстера, тут же размещались каменные казармы для холостых и деревянные казармы для женатых пожарных служащих. Во дворе имелся навес для обоза, трубное отделение находилось рядом с конюшней, а рядом располагались мастерская и кузница.
Летом 1894 года по поручению городской управы архитектор А.А. Щербачев и член городской управы Н.С. Арычкин осмотрели первую пожарную часть и доложили, что за минувшие 20 лет деревянные казармы сильно обветшали. Ремонтировать их стало невозможно. В таком же неприглядном состоянии оказалась и пожарная каланча. По итогам обследования управа решила каланчу укрепить, казармы и трубный сарай отремонтировать, навес для обоза заново перекрыть, построить новую конюшню на 17 мест, увеличить помещение для кузницы и восстановить мастерскую. Одновременно с этим архитектор Щербачев разработал проект каменного здания для первой пожарной части, которое должно было находиться на новом месте - на Полицейской площади (ныне площадь Дзержинского), между Александровским садом и старым театром. Оно было вскоре построено. Первая пожарная часть размещалась в нем с 1904 года и до революционных событий 1917 года.
Вторая полицейская часть Самары после крупного пожара 1854 года въехала в одноэтажный дом на углу улиц Саратовской и Предтеченской (ныне улицы Фрунзе и Некрасовская), принадлежащий поручику Я.С. Семенову. В этом деревянном здании с антресолью, возведенном на каменном фундаменте, полицейские и огнеборцы работали в течение нескольких лет, пока для них по распоряжению нового губернатора К.К. Грота не построили новое помещение. Автором проекта каменного дома с деревянной каланчой стал архитектор А. Мейснер.
В сентябре 1856 года документация об этом поступила в департамент проектов и смет в Санкт-Петербурге. После доработки и уточнений проект в окончательном виде был утвержден 2 июля 1857 года, а в августе он уже рассматривался на заседании Самарской губернской дорожной и строительной комиссии, после чего «был найден удовлетворительным».
Разместить вторую полицейскую часть и пожарную команду было решено в 66-м квартале, на углу улиц Николаевской и Предтеченской (ныне улицы Чапаевская и Некрасовская). Строительство началось почти сразу же после одобрения проекта губернскими властями, и закончилось в следующем, 1858-м году. В одноэтажном каменном здании разместились нижние чины пожарной команды и пожарные инструменты, а в другие служебные помещения въехало управление второй полицейской части.
С ростом города штаты пожарной команды постепенно увеличивались, так что вскоре и эти помещения стали тесными. Поэтому в 1881 году управление второй полицейской части переехало на Садовую улицу, в дом № 56, который располагался в 53-м городском квартале, между улицами Панской и Предтеченской (ныне улицы Ленинградская и Некрасовская). А вторая пожарная команда разместилась на Саратовской улице (ныне улица Фрунзе), в 67-м городском квартале, между улицами Предтеченской и Москательной (ныне улицы Некрасовская и Льва Толстого), по соседству с городским полицейским управлением. Здесь пожарная часть находилась вплоть до 1918 года.(Материал из книги «Вехи огненной Самары» том 1)
модель здания ж/д вокзала Самары
Каска ГО-пожарных 50 - 60 годов прошлого века в зеленом окрасе с подшлемником.
вот еще ее фото но уже не из музея)))
Разновидность железной пожарной каски с гребнем разработал Центральный научно-исследовательский институт противопожарной охраны по заказу Главного управления пожарной охраны МВД СССР. Ее представили на испытания в 1955 году. Начиная с 1961года, пожарные каски по индексу "Тип М-103-61» после доработок стали массово производить в Можайской исправительно-трудовой колонии Московской области. Их делали методом штамповки с использованием сварки, хотя первоначально части крепили на штифтах и заклепках.
Немного истории этого средства индивидуальной защиты
Со временем пожарная каска не только служила для защиты, но и стала символом пожарной охраны. Как атрибут профессиональной доблести эмблему пожарной каской начали использовать для идентификации работников пожарного дела, помещая ее на кокардах, наградных знаках, пуговицах. С появлением добровольных противопожарных формирований ассортимент касок увеличился в разы, а оформляли их на любой вкус. После создания 1893 Российского пожарного общества эмблему стали изображать на пожарных касках, позаимствовав девиз немецких добровольцев: «Богу хвала - ближнему защита» В начале советского периода в пожарных командах касок катастрофически не хватало. Только в Украине 1921 года было нужно 5600 головных уборов для пожарных. Поэтому руководство пожарной охраны страны обратилось к военному ведомству с просьбой о выдаче касок для пожарных. Просьба частично удовлетворили, выдав 5 тысяч головных уборов военного образца. Одновременно пожарные каски,выпускали в Российской империи и закупали за границей, они имели различные формы и виды, однако они не удовлетворяли пожарную службу - тогда стремились к унификации одежды. Кроме того, внешне эффектные пожарные каски не всегда соответствовали условиям безопасности. Собранные на оловянных припоях, они были недолговечны, часто ломались, мялись, хотя некоторые имели проволочные каркасы, скажем, как каска Лунда. Поэтому встал вопрос о создании новой модели. Решение о новой пожарной каску приняли на I Всероссийской пожарной конференции, состоявшейся в Москве в марте 1923 года. За основу взяли французский манер с урезанным гребнем и круговым козырьком. Впереди крепился герб с пожарной атрибутикой и лозунгом «Всегда готов». Для руководителей пожарных каски хромировали, рядовые носили латунные естественного цвета. По специальному заказу их комплектовали ремешком в виде украшения с наборными накладками. Изготовляли на заводе противопожарного оборудования Государственного треста петроградских заводов массового производства «Тремасс». Предусмотрено было три размера с внутренней окружностью 560, 580 и 600 мм. Весил такой головной убор 880 г. Из-за стремления к замене цветных металлов черными, характерное для начала 1930-х годов, выпуск таких касок сократился, их заменили стандартными, из железа, которые по внешнему виду практически не отличались от латунных, и изготавливали их из металла толщиной 0,5 мм. Соединяли половинки гребня и крепили передний и задний козырьки с помощью точечной сварки. Верхнюю поверхность пожарной каски покрывали огнеупорным черным лаком. Производили их трех размеров, по стандарту с 1936 года. С началом Великой Отечественной войны выпуск пожарных касок прекратили. Поэтому практически вплоть до начала 1960-х годов работники пожарной охраны и добровольных пожарных дружин вынуждены были использовать каски военного образца. Разновидность железной пожарной каски с гребнем разработал Центральный научно-исследовательский институт противопожарной охраны по заказу Главного управления пожарной охраны МВД СССР. Ее представили на испытания 1955 года. Начиная с 1961 года, пожарные каски по индексу "Тип М-103-61» после доработок стали массово производить в Можайской исправительно-трудовой колонии Московской области. Их делали методом штамповки с использованием сварки, хотя первоначально части крепили на штифтах и заклепках. Эра советских металлических пожарных касок закончилась в 1973 году, когда вместо них в структуры пожарной охраны начал поступать новый образец, пластмассовый. Однако еще в конце 1960-х появился первый советский шлем, изготовленный по чертежам МВД СССР из поликарбоната марки «Л», имевший кожаный подбородочный ремень. Новое изделие уверенно начало вытеснять металлическую каску.
артефакты былой эпохи
взрывозащищенный телефонный аппарат
переноска для детей на случай химической атаки или ядерной войны
защитный костюм
прибор радиационной разведки
индивидуальные дозиметры и док станция к ним
более современный прибор
вообще там много чего интересного и думаю , что каникулы самое время что бы сводить туда своего ребенка