Застройка территорий бывших промышленных объектов в Самаре. Часть 2

Jun 02, 2015 04:21

территория бывшего КПО ЗИМ май 2015 года


Сегодня мы, продолжим разговор о некоторых аспектах застройки территорий
бывших промышленных гигантов Куйбышева, который мы начали совместно с
Игорем Кондратьевым (https://gregorkon.wordpress.com/2015/05/29/nobui/),
а прошлой неделе начало тут http://gon1969.livejournal.com/647128.html
территория бывшего КПО ЗИМ май 2015 года(место рядом с ул. ново-садовой, тут было мазутохранилище завода)



Категорически не рекомендуется вкладывать деньги в приобретение недвижимости на загрязненных территориях, кто и как определяет, где земельные площадки загрязнены продолжение нашего разговора с Клычем:

На этом месте было мазутохранилище завода ЗИМ, емкости демонтированы несколько лет назад.


посмотрим, что там сегодня в мае 2015 года, ямка в земле


Возьмем ветку и посмотрим что в ямке?


Что в ней? мазут?


с уверенностью можно сказать, что в недрах черная. тягучая маслянистая субстанция, имеющая резкий запах
мазута


так выглядит чистая ветка дерева, после краткосрочного прибывания в недрах завода



Еще и стройка не начата, еще и проект - только в задумке, а на горизонте появляются самые дотошные изыскатели - экологи.

Есть такая наука - Экология. И в школе ее сейчас проходят, и пресса на всех углах про экологию трубит. И применяют этот термин буквально ко всем областям нашей жизни. Тут тебе и экология Человека, и экология Социума, … Урбоэкология, Геоэкология, Градоэкология, Агроэкология… По некоторым из этих специализаций во всем мире до тысячи диссертаций в год защищают.

На самом деле, изначально Экология - наука биологическая. Придумал термин немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году, чтобы объяснить, как разные зверушки друг с другом ладят, а также со средой своего обитания. Почти как тычинки с пестиками зверушки с окружающей средой взаимодействуют. Ну и среда со зверушками заигрывает по своему, любовно. Отклик свой дает. Термин незаметно перекочевал в Технику, а за тем и в Общество.

февраль 2015 года помещение цеха №5 КПО ЗИМ



И вот лет 30 назад появилась учебная и научная специальность - Промышленная экология. Данная специальность охватывает вопросы инженерной защиты окружающей среды. И все инженеры, кто природу защищает, являются экологами. Вот он химик, по базовому образованию. Всю жизнь заводы химические проектировал или в лаборатории над пробирками и мензурками колдовал. А потом проникся мыслью, что некоторые разделы химии для природы губительны. И решил свою лепту внести в дело Охраны окружающей среды. Или инженера-строителя возьмите. Строил насосные станции, водопроводные сети прокладывал. И вдруг столкнулся в своей деятельности с очистными сооружениями. Еще студентом, на курсовом проекте столкнулся. Ну все, говорит, экзамен я сдал, диплом, понимаешь, защитил. Не хочу именоваться вэкашником. Не благозвучное это название ВК - «воздухоплавание и космонавтика». Я Эколог!

И появились лет 30 назад экологи-геологи, экологи-энергетики, экологи-гидротехники, экологи-атомщики. Объединились они и подготовили выпускающую специальность «Инженер-эколог по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов». По всей России и странам СНГ до 30 вузов готовят специалистов. Только в нашем городе два вуза инженер-экологов выпускают. С заочниками по 100-150 душ за год выходит. А в масштабах страны тысячи выпускников за тридцать лет в жизнь пошли, своих учеников подготовили. И все - востребованы, все работу себе находят.

бывшее военное производство КПО ЗИМ декабрь 2014 года



А работа эта заключается в Оценке воздействия на окружающую среду со стороны создаваемых человеком инженерных объектов и сооружений: заводов, пароходов, зданий, ну… и так далее. А также экологи разрабатывают инженерные мероприятия по защите природы от отрицательного воздействия со стороны создаваемых человеком объектов. Вот, например, берет завод из речки воду. Строители делают водозабор, а экологи оформляют Условия водопользования, чтобы река не пересыхала . Превращают заводчане речную воду в сточную. Химики делают анализ воды в своей лаборатории, строители вводят очистные сооружения. А экологи готовят документ «Проект нормативно-допустимого сброса в поверхностный водоисточник», чтобы поменьше реку загрязнять. Есть у завода котёлка: ну, чтобы батарея грелась и лампочка светилась. Дымит котёлка, чадит нещадно и вредные выбросы в атмосферу дает. Котёлку возвели строители, оборудованием напичкали энергетики, сырьем (газом, углем, мазутом) обеспечили геологи и сырьевики. А экологи рассчитывают предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и требуют создания сооружений очистки этих выбросов.

Даже почву экологи, совместно с санитарными врачами обследуют на тяжелые металлы, нефтепродукты, болезнетворные микроорганизмы. А затем технологии разрабатывают, направленные на обезвреживание загрязненной почвы и мероприятия по ее дальнейшему использованию. Ко всем вредным воздействиям инженер-экологи касательство имеют: к вибрации, электромагнитному излучению, шуму, радиологии….

За плечами у Экологов Закон Федеральный имеется: «Закон об отходах производства и потребления» !. И кучу редакций этот Закон за более чем 20 лет, выдержал. Выдержал и не сломался! И поправок у этого Закона, как у Конституции Соединенных Штатов.

И вот тут, Товарищи, мы подходим к самой интересной стороне деятельности экологов: к обращению с отходами. Кто - то сказал, что «…обращение с отходами - это не специальность, это философия». И был не совсем прав. Обращение с отходами - это, в первую очередь, деньги! Деньги очень большие! Деньги, зачастую грязные, криминальные, кровью политые. Скольких людей в лихие 90-е в иной мир отправили из-за отходов. Да и сейчас, случается. Отходы - это ведь сырье бесплатное. Вещи, потерявшие свои потребительские свойства. Кто получит монополию на вывоз отходов от города, тот и банк держит! А если у него еще и свалка своя имеется - вообще кум королю и брат министру! Вот посчитаем, экономика ведь наука точная. Разместить на свалке куб твердых бытовых отходов - не менее 100 рублей стоит. А промышленных отходов - уже 1000 рублей за куб, а то и более. Потому как они, промышленные отходы, более опасны чем бытовой мусор. Плюс транспорт от контейнера до свалки, плюс грунт, чтобы отходы на свалке пересыпать. А от «Города на реке Самара» в год несколько миллионов кубов отходов за год образуется. И от промпредприятий тоже. Сотни миллионов, миллиарды рублей с отходами крутятся.

А причем тут инженер-экологи, вы скажете? Отходы, собирают и вывозят на свалки коммунальщики, закапывают отходы на свалке бульдозеристы. Ан нет, Товарищи дорогие! Экологи борьбу со свалками ведут, проектируют полигоны и заводы по переработке мусора. Экологи контроль жесткий за разрешительной документацией оформляют, платежи за отходы обсчитывают. Думаете, все затраты по отходам - собрать их, увезти и закопать? Платежи еще экологические в стоимость включить надо. Деньги, то есть, которые за загрязнение Государству начисляются. Куб отходов в землю кинул, за полкуба в бюджет налог заплати.

Спросите вы меня, Уважаемые Господа-Товарищи: «А причем тут проектирование, причем - изыскания???». Потерпите немного, будет вам сейчас и о проектировании, будет и об изысканиях. Будет и о строительстве.

В любом мало-мальски серьезном проекте есть два раздела: первый раздел - «Оценка воздействия на окружающую среду», ОВОС если сокращенно. Я уже о нем вскользь упомянул. Второй раздел - «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». Оба раздела выполняют на разных стадиях проектирования. ОВОС - на предпроектной, а «Перечень мероприятий…» - на проектной стадии. И оба раздела по затратам составляют львиную долю Проекта. Больше чем раздел генплана, больше чем архитектурно-строительные решения, больше чем сметы. А кто эти разделы выполняет? Ну, правильно, правильно догадались: конечно же экологи. Градостроительный кодекс велит эти разделы выполнять. И экспертизы всех уровней требуют. Куда Заказчику деваться? Заказчики проектирования страсть как не любят деньги выделять на экологов. И строители экологов не любят - больно дорого те им обходятся. И ГИПы недолюбливают экологов, хоть и пользуются их материалами, чтобы себя обезопасить, на случай, если построенный объект, вдруг природу губить начнет.

А чтобы экологические разделы проекта выполнить, опять же изыскания нужны: изыскания инженерно-экологические! Самые емкие, самые дорогие и, можно сказать, для будущих поколений самые важные. Потому как на начальных этапах польза от экологических разделов проектов застройки, может быть и не ощутима. А вот в долгосрочной перспективе, ой как аукнуться может, если данные разделы не соблюсти!

Оформляют экологи Отчет об инженерно-экологических изысканиях. Куча разделов в этом толстом Отчете. Каков состав почвы на будущей площадке, например. Насколько токсичны подземные воды. Как будут вести себя зверушки и есть ли среди них краснокнижные? Даже социологические разделы инженер-экологи не забывают. Например, позволит ли реализация проекта увеличить количества рабочих мест. Не нарушит ли проект интересы местного населения, их обычаи, уклад жизненный. Даже про Археологию не забывают написать в своем отчете экологи, в содружестве с компетентными организациями, конечно. Есть ли на застраиваемом участке объекты историко-культурного наследия. И что нужно делать, чтобы объекты эти сохранить.

Работа Инженер-эколога важная и благородная. И в поле экологи выезжают на изыскания в любую погоду. И вредными газами на свалках и заводах дышат, и бывает, травятся в своих лабораториях. Но и романтики у них не меньше, чем у героев «Территории». Процитирую alexpsw в комментариях к посту «Территория» - наш ответ «Властелину колец»: «… разве может что сравниться с таким непосредственным, на кончиках пальцев, Познанием Земли?!»

Но, вернемся к нашим баранам!

И изыскания и проектирование необходимы для будущего строительства. А строительство бывает двух видов: в чистом поле и на ранее освоенной территории. И изыскания, и проектирование подгоняются под эти два вида строительства.

Кому как, а я считаю, что в чистом поле проектировать и строить, все же, легче, чем в тесной застройке. Ни тебе коммуникаций, ни смежников. Конечно, в Сибири или на севере Карелии проектировать и строить «в чистом поле» сложно. Вроде бы земли много. Однако, цивилизация далеко. Технику и стройматериалы по зимнику только завести можно. И вахтовый метод для людей далеко не подарок. А так, если есть целина, кроме старых лачуг под снос, других зданий и сооружений не предвидится - строй себе не хочу!

Совсем другое дело - проектировать и строить Городе. Земля вся поделена. Межевание запутано, куча чужих сетей по участку проходит. Не дай бог, их не обнаружишь: весь проект потом переделывать нужно. Но самое главное - новое строительство в «Городе…» всегда осуществляют на нарушенных землях. Причем, нарушенные земли - это не только «культурный слой», веками формируемый. Это еще и грунт, загрязненный бывшими собственниками.

Вот почему, в Европе не любят строить жилье на площадках бывших промышленных предприятий. И законом у них это запрещено. Парки - пожалуйста, зоны отдыха - ради бога. Склады или новые предприятия - допускается. А вот жилье - ни-ни!!!

Есть в солнечной Испании красивый город Барселона. Но попробуйте барселонцам сказать, что они испанцы. Возмутятся! Так и говорят: мы не испанцы, мы каталонцы. Всюду на домах флаги свои вывешивают, за свою «Барсу» футбольные фаны оле-оле кричат! Автономию каталонскую в Королевстве цивилизовано отстаивают Действуют на убеждения. И власти идут им на встречу. Налогов меньше Мадрид с Барселоны собирает. И много, очень много федеральных денег на развитие выделил им Мадрид из Королевской казны. Деньги эти были выделены не просто так, а еще и реализованы по целевому назначению.

Опыт объектного демонтажа старой застройки у барселонцев накоплен еще с 19 века. Когда к Всемирной Выставке 1888 готовились, снесли старые крепостные стены, часть ветхих кварталов сломали и построили новый, элитный по тем временам район «Эшампле». А вот к Олимпиаде 1992 г убрали из окрестностей побережья множество старых текстильных заводов. Сломали корпуса и кирпич с бетоном в щебень превратили. Казалось бы, земля под застройку освободилась. А Барселона - «Город на реке Льобрегат» тесный, население в полтора раза больше, чем у «Города на реке Самара», а площадь в 5 раз меньше. Как и в каждой стране, нашлись нечистоплотные воротилы от строительного бизнеса и предложили на месте снесенных заводов жилье новое построить. Однако власти, видимо, не пошли с ними на сговор. Что такое текстильный завод? Это не только пряжа, не только обрезки ткани. Это еще и крашение полотна. А чем красят? Красителями, содержащими в своей основе органику, кислоты и тяжелые металлы: хром, цинк, свинец, железо. Разводят всю эту бурду теплой водой и в красильный чан и затем в него полотно помещают. А в красильных чанах образуется отработанный осадок. В осадке куча ядовитых веществ. Куда осадок барселонские промышленники девали? Раньше, в Средиземное море сбрасывали. Потом, когда за них всерьез взялись, огромные ямы в земле выкопали прямо на территории завода и туда много лет свои отходы сливали. Земля там, на глубинах более пяти метров загрязнена. Вся таблица Менделеева в этой земле сокрыта, хоть школьный кабинет химии открывай! Пять метров метров - это глубина вылета ковша старого экскаватора. Пять метров - это средняя глубина заложения фундаментов. Разъест кислота бетон и сталь, а металлы ускорят этот процесс. Потеряет грунт свою несущую способность, затрещит здание и «прости-прощай дольщик»!

И заявили застройщикам Каталонские власти: «Баста! Никакого жилья на загрязненной территории! Разбивайте парки!». Весь город в парках! Даже на месте старой крепости парк построили. Так и называется Parc de la Ciutadella. «А жилье, мол, на чистых грунтах стройте, пусть и нарушенных, но без ядов». Уплотнили грунт и построили. А наиболее грязный грунт вывезли и переработали. Спрашиваю: «А как же вы с грязным грунтом обращаетесь?». Отвечают: «Мы загрязненный металлами грунт, сколько могли, выкопали и фирме «Имабе Иберика» передали». Есть такая фирма в Испании - Европейский лидер по переработке отходов. Они грязный грунт вместе с остатками железобетона измельчили, подсушили, известью нейтрализовали, чтобы металлы в нерастворимые основания связать. А затем этот грунт еще и с цементом замешали. И раствор грунто-цементный только для подложек дорог используют. Ни как не для жилья. А то что нельзя в цемент - в Африку вывезли и на специальных полигонах захоронили.

В Самаре тоже много заводов имеется. Промышленный наш город! И в центре города тоже были заводы и еще остались! Наши заводы не текстильные. Машиностроение у нас развито! Вся оборонка, за небольшим исключением - это машиностроение. А есть машиностроение - есть и отходы, в том числе жидкие и пастообразные. И тоже содержат в своем составе тяжелые металлы. Да еще и нефтепродукты. А есть отходы - надо их куда-то девать. На весь наш город всего одна промышленная свалка имелась, в Зубчаниновке, да и ту официально прикрыли. На бытовые свалки вывозить промотходы можно, но не более 30% от массы мусора и только в твердом виде. И нельзя на бытовые свалки нефтепродукты вывозить. И гальванические шламы, которые растворимые металлы в большом количестве содержат, то же нельзя. И в городскую канализацию сбрасывать не получится: забьется канализация влёт. А то что проскочит, на очистные сооружения попадет. На сооружения, что в районе Сухой Самарки располагаются. И убьют тяжелые металлы все очистные сооружения в один миг. А еще одних очистных сооружений - резервных - нет у нас в городе, ну что поделать!

Можно, конечно, загрязненный грунт с площадки выкопать, в самосвалы загрузить и вывезти на переработку. А образовавшийся котлован чистым привозным грунтом засыпать и уплотнить. Так, кстати, на нефтезаводах делается. Называется подготовкой площадки к новому строительству. И специальный раздел в проектной документации для этих целей имеется. Рекультивацией земель называется. И изыскания инженерно-экологические там серьезно проводили, строго по строительным правилам. Но «золотая» это рекультивация. Только Роснефть позволить себе такое может. Представляете, грунт в смеси с загрязненным строительным мусором по площади десятки гектар с глубины 5-8 м выкопать, в самосвалы загрузить, на десятки километров из города увезти, разместить на специализированных предприятиях и переработать!

А применительно к ликвидированным оборонным заводам, строительство жилья на их загрязненных площадках станет избыточно дорогим. Не прокатит такой проект. И Заказчик на это не пойдет. А вот на что пойдет Заказчик? Может привезти грунт и засыпать, втихаря, площадку подушкой в полметра-метр. А еще проще - твердыми отходами засыпать. И строй - не хочу! В первые несколько лет дома простоят. И еще десятилетия простоять могут. Однако, нельзя этого делать ни по нормам, ни по сути: пойдут металлы под нагрузкой в Волгу, особенно если завод на склоне. А нефтепродукты еще быстрее пройдут в реку. Все ведь в природе взаимосвязано. На то и экология.

И вот здесь очень нужны инженер-экологи со своими изысканиями. А в купе с ними, геологи, гидрологи, да и сами проектировщики. Где на заводе шламы зарыты? Где металлов больше? В каком они виде? Как подземные воды от отходов защитить. Что можно на загрязненных площадках заводов строить. Можно ли на загрязненных склонах жилье элитное возводить? А может, как в Барселоне - парки разбить? Все же нагрузки меньше. И набережная - ну не как не высотный дом.

август 2014 года , один из бывших складов завода, находился под землей(в подвальном помещении)



И здесь нужно надеяться на честность и строгость экспертизы. И Инспекция строительного надзора должна постараться. Тем более, что Закон есть Федеральный, а к нему куча редакций и поправок. Их не меньше, чем в Конституции США!

подготовлено совместно с блогом Игоря Кондратьева https://gregorkon.wordpress.com/2015/05/29/nobui/

Продолжение следует

Кондратьев., ЗИМ., новостройки Самары

Previous post Next post
Up