Моя Москва (Петровский путевой дворец)

Jan 28, 2014 18:48

Раз уж я сегодня работу прогулял, то продолжу тут строчить...
Не так давно бывший открыл мне чудесный сайтик http://wikimapia.org в котором я просто поселился. Казалось бы, сколько мы уже этих спутниковых карт повидали... тут же своя прелесть в том, что пользователи сайта сами выделяют объекты и территориальные зоны на карте, размещают свои фото этих мест, или даже видео, пишут свои комментарии, или даже вступают в споры с другими оппонентами, отчего карта превращается в большой форум.
На этом сайте я нашел много интересных и необычных мест/объектов, которые бы никогда бы и не увидел. А иногда к объекту прикрепляется ссылка, и вот, ты уже на сайте диггеров читаешь отчет с фотками, или знакомишься со зловещей, но притягательной городской легендой...
Ну да ладно... поиграйтесь, если вы еще не были на этом сайте, и сами активно заполняйте карту и участвуйте в дискуссиях.
Так вот, ползая по карте, и рассматривая знакомые с младых ногтей, и вовсе не знакомые, но интересующие достопримечательности, я набрел на окрестности своей юности.

Ну, а я расскажу, вкратце, об одном архитектурном памятнике, который мне особенно дорог - Петровский путевой дворец.
Знаком я с ним с тех самых пор, как себя помню, так как еще младенцем меня возили в коляске прогуляться в Петровский парк, который соседствовал с дворцом... Позже я освоил туда дорогу пешком или на санках, еще позже на велосипеде, а еще позже возил там на коляске своего младшего брата (под присмотром старших, так как я норовил ему устроить скоростное ралли, со скачками на ухабах тропинок, и резкими поворотами гоночного болида)
После, когда я учился в художественной школе, я приходил сюда на пленэр, рисовал диковинную ограду дворца, а в перерывах просто шлялся вокруг него изучая замшелую старинную кладку, в которой встречалось много клейменного кирпича.
Итак...


"Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он."
А.С.Пушкин (Евгений Онегин)

Петровский путевой дворец был построен по приказу Екатерины II в 1776-1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название - «путевой»)
на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова. Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.
История создания Петровского путевого дворца тесно связана с празднованием Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией.

Екатерина II лично продумала план гуляний, посвятив им одно из своих писем:
"Я приказала позвать Баженова, моего архитектора и сказала ему: …за три версты от города есть луг; представьте, что этот луг - Черное море и что из города две дороги; ну вот одна из сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого вы построите столовую и назовете Азовом; на устье второго - театр и назовете Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите здесь Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами. Налево от Танаиса будет буфет с угощением для народа; против Крыма устроится иллюминация, которая будет изображать радость обоих государств о заключении мира; по ту сторону Дуная пущен будет фейерверк, а на месте, имеющем изображать Черное море, будут разбросаны лодки и корабли, которые вы иллюминируете; по берегам рек… будут расположены мельницы, деревни, иллюминированные дома и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, лучше других".
Думаю, вы оценили размах императорской забавы "без вычур"! Вот откуда у наших властей растет любовь ко всяким дорогостоящим Олимпиадам)

Амбициозный увеселительный план императрицы по был выполнен зодчими В. Баженовым и М. Казаковым, которые возвели на пустынном поле сказочный город. Крепости-павильоны, построенные в "мавританском" ("турецком") стиле; трибуны для зрителей в виде лодок и кораблей, создающие полную иллюзию морских пространств; многочисленные обелиски, иллюминированные разноцветными огнями, возводились из дерева, но были раскрашены под камень.
Праздник, прошедший с 21 по 23 июля 1775 г., удался на славу.


"Екатерина осталась столь довольна гуляниями, что задумала поставить путевой дворец, который должен был стать местом отдыха после дальней дороги из Петербурга, прямо напротив Ходынского поля. Проектировать новое здание было поручено Матвею Федоровичу Казакову. Дворец, связанный с Ходынскими строениями и стилистически ("прекрасное здание мавританской архитектуры", писали о нем современники); и планировочно (его ось совпадала с главной осью галереи Керчь-Еникале), таким образом, становился главным памятником победы в войне. В его архитектуре навсегда закреплялась память о блистательном мире и завоевании Крыма. Многочисленные башни-минареты окружали центральное купольное здание, ассоциировавшееся с русскими храмами, а, следовательно, победой христианства над мусульманством."


"Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки."


В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II.
С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.
Про одно гуляние, посвященное коронации, вы, конечно, слышали...

Трагедия на Ходынке. (Ходынское поле расположено напротив путевого дворца где перед коронацией остановился Николай II)
"Задолго до коронации было также обнародовано, что на Ходынке будут всем раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором - сайка, фунт колбасы, фунт конфет и пряников, а ко всему - золоченая кружка с царским вензелем."


Согласно "росписанiю", 6 мая 1896 двор прибыл в Москву и по традиции останаувился в Петровском путевом дворце в Петровском парке, напротив Ходынки. 9 мая император торжественно въехал в Белокаменную через Триумфальные ворота у Тверской заставы, потом вновь переместился за город - в Нескучное, в царский Александровский дворец (теперь - здание РАН в Нескучном саду). Сама процедура взошествия на престол проходила 14 мая в Успенском соборе Кремля. Потом шли многочисленные приёмы депутаций, поздравлений, званые обеды, ужины, балы и т.п.

18 мая 1896 на Ходынском поле были запланированы масштабные народные гулянья с увеселениями и даровым угощением. Они закончились трагически - в чудовищной давке погибло только по официальным данным 1389 человек (а по неофициальным - больше 4000).
Вдовствующая мать-Императрица потребовала прекратить торжества и наказать градоначальника Москвы князя Сергея Александровича, дядю Николая II. Но прерывать мероприятия видимо, было накладно - и Ники не сделал этого, ограничившись выделением средств пострадавшим.


"После 5 часов уже очень многие в толпе лишились чувств, сдавленные со всех сторон. А над миллионной толпой начал подниматься пар, похожий на болотный туман... У первых палаток крикнули "раздают", и огромная толпа хлынула влево, к тем буфетам, где раздавали. Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух... Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны..."
"Толпа быстро отхлынула назад, а с 6 часов большинство уже шло к домам, и от Ходынского поля, запруживая улицы Москвы, целый день двигался народ. На самом гулянье не осталось и сотой доли того, что было утром. Многие, впрочем, возвращались, чтобы разыскать погибших родных. Явились власти. Груды тел начали разбирать, отделяя мертвых от живых. Более 500 раненых отвезли в больницы и приемные покои; трупы были вынуты из ям и разложены кругом палаток на громадном пространстве".
Гиляровский

Всю вину свалили на обер-полицмейстера города Власовского, а князь-губернатор даже получил высочайшую благодарность за "за образцовую подготовку и проведение торжеств". Пока Москва оплакивала погибших, помазанник и гости продолжали пить, есть и веселиться. Многие увидели в таком кровавом начале царствования недобрый знак. А ночью, когда убирали тела погибших Кремль впервые озарился иллюминацией:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Петровский дворец и война 1812 года
"...Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он."

Драматическим в судьбе дворца ознаменовался год 1812-й: во время Отечественной войны 1812 года после начала великого пожара на Москве и поспешного отвода французских частей император Наполеон некоторое время держал ставку в Путевом дворце.
Этому событию посвящены строки из «Евгения Онегина», которые я привел в самом начале поста.
После окончательного бегства Наполеона дворец Петровский   дворец  подвергся разорению и сожжению. На гравюрах, которые представлены в коллекции  дворца  можно увидеть жалкие остатки. Выстояли только стены, но этого хватило, чтобы  дворец  восстал из пепла.


Работы по восстановлению пришлись на царствование Николая I. 10 лет лучшие архитекторы школы Казакова восстанавливали  дворец , и в 1837 году здание снова очаровывало людей.

"Петровский парк - это любимая игрушка Николая I. Созданный по прихоти императора, он зелёными ладонями обнял Петровский путевой дворец - настоящее архитектурное сокровище за Тверской заставой. Близость к городу и, одновременно, умиротворённая прелесть этих мест сделали Петровский парк одним из самых желанных уголков для устройства загородных имений. В конце XIX века облик парка в значительной степени изменился. Богатые купцы, всё чаще приобретавшие загородные имения у обедневших дворянских родов, выстроили здесь целое созвездие ресторанов, каждый из которых мог похвастаться знаменитыми посетителями.
Московский Версаль в XIX веке и цыганский рай в начале XX-го, Петровский парк, словно магнит, притягивал к себе выдающихся людей. Гулять по нему - словно читать вновь обретённую дорогую сердцу книгу. Мы обойдём все укромные уголки парка, отыщем его старинных жителей и узнаем их самые сокровенные тайны".Интерьеры дворца
фото взяты отсюда , отсюда, и отсюда



Купол дворца оформлен росписью гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов
Искусная роспись имитировала пышные барельефы. Этот прием назывался - обманка.
В пору создания дворца этот прием получил широкое применение... Порой на предметах мебели предельно натуралистично изображали насекомых, цветы, бытовые предметы, с падающей тенью, с тончайшей детализацией, чтобы человек мог обмануться - принять нарисованный насекомое или предмет за что-то реальное. В интерьерах изображали ниши с вазонами или скульптурой, с окнами или дверьми, деревянные и штукатуренные поверхности расписывались под дорогие сорта камня, иногда изображения совмещались с объемной отделкой. Так же могли создавать иллюзию подобия... так из живые люди могли изображать статуи (что до сих пор принято у уличных артистов), а из неживого - живое, так появились ювелирные цветы, механические животные, итп.


Залы дворца.
















---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Новая история Петровского дворца.
Таким дворец видели жители прошлого мечтая о жизни будущей...
Но вышло все иначе


После революции  Дворец  перешел к военным. После 1917 года во  дворце  располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, выпускниками которой являлись Ю.А.  Гагарин , М.Терешкова и многие другие известные летчики и космонавты. Но в какой-то момент чиновники решили, что в Москве не нужно летное высшее училище. Подготовку летчиков отдали в Воронеж, а теперь Аэрофлот не знает, где брать профессионалов. Но зато здание  Петровского   дворца  с 1997 года находится в ведении администрации города Москвы. Логика простая. Всегда дворец принадлежал царским особам, а сейчас чего?
Начиная с 1998 года с подачи Ю. М. Лужкова во дворце проводились т. н. реставрационные работы. Фактически речь шла о полномасштабной реконструкции интерьеров под новые нужды. И под лозунгом - "Петровский замок - это вам не памятник Петру I", Московские власти решили превратить царский дворец в элитную гостиницу, или Дом приёмов правительства Москвы, где будут останавливаться зарубежные делегации.
Открытие дворца после 11-летней реконструкции изначально было запланировано ко Дню города, но состоялось 5 марта 2009 года.
Помимо гостиницы, во дворце располагаются ресторан «Карамзин», бассейн, сауна, пресс-центр. Музей города Москвы устраивает в Петровский дворец платные экскурсии.
Так что, дорогие, были бы рублики, еврики и долларики, и дворец с подземными стоянками, шикарными номерами, wi-fi и прочими благами цивилизации в вашем пользовании.... предполагали тут еще и казино открыть, да вот потом законом казино всякие отменили, а то представляете как могло бы быть...с шиком, размахом... императорским..






Конечно, судьбу передачи и перестройки/реконструкции Петровского путевого дворца нельзя вырвать из контекста того, что происходило в конце 90-х
Стоит хотя бы вспомнить другой памятник архитектуры авторства тандема Казаков-Баженов - дворцовый комплекс Царицыно, работы над которым сопровождались скандалами, и протестами ценителей аутентичной архитектуры...
Но о нем я расскажу в другой раз, как и о творцах, которые построили узнаваемые и родственные памятники Екатериниской эпохи...






Вот такая вот история, ребяты.... И, снова, меня отвлекли и мне надо бежать...
Надеюсь, что я продолжу писать о "моей Москве"
А пока штрихи к портрету (так как дворец то всегда был закрыт для осмотра... по крайней мере во время моей юности, и любоваться им приходилось лишь из-за ворот, а чаще просто изучая во время прогулки башенки, которые располагаются по периметру замка и смотрят в парк, утопая в его зелени.
Всем спасибо, всем пока...
вот фотки архитектурных деталек...









Чмок.

фоточки, история, наследие, воспоминания, интерьеры, прогулка, архитектура, детальки

Previous post Next post
Up