Слушал я сегодня невыносимые для себя вопли хора, и пришел мне помысел, хорошо характеризующий то, что мне не нравится в нашей церковной традиции пения.
Возьмем и сравним церковное пение с... едой. Поскольку молитва - а богослужебные тексты, поющиеся в храме, таковыми как раз и являются - есть духовная пища для души, как и обычная еда для тела,
(
Read more... )
Comments 15
Но у меня появились встречные вопросы: была ли с Вашей стороны попытка к диалогу между шеф-поваром клиросном кухни и лично Вами, как вынужденным потребителем тех шедевров кулинарного мастерства?
Есть ли смысл пытаться определить ряд понятий и соотнести их с тем, что у Вас сложилось? Меня очень интересуют критерии, которые Вами будут избраны как отправные...
Все же тут важно именно понимание Вашей тактики предполагаемых дальнейших шагов-действий, чтобы ситуацию изменить.
И как на это смотрит главный продюссер Вашего пищеблока? Ведь может быть с его стороны неодобрение Вашего понятийного аппарата...
Спасибо
Reply
Продюсер понимает меня и согласен с большинством приводимых аргументов, однако привычка с детства и традиция не дают что-либо изменить. Кроме того, шеф-повар является супругой продюсера, но у нее свои вкусы, и поступаться ими она не желает. Поэтому продюсер разводит руками, и делает как привык.
Позднее дополню.
Диалог с шеф-поваром всегда приводил к конфликту и переходом на личности. Поэтому несколько лет я просто не разговариваю с ней. Так спокойней.
Критерии можно описать, но проще показать черный список. Кроме того, есть вещи, которые очень нравятся мне музыкально, но я нахожу их полностью непригодными в качестве молитвы из-за определенных особеннностей.
Тактики никакой нет для изменений. Временами общаюсь с хористами, с некоторыми тесно дружу, но они достаточно спокойно смотрят на то, что меня раздражает. Могут согласиться с чем-то, не более того. Спели, и забыли.
У шеф-повара есть свои особенности исполнения блюд, которые делают их еще более непригодными. Когда те же блюда готовятся некоторыми другими поварами, мне они ( ... )
Reply
(The comment has been removed)
Хор подворья Оптиной прекрасен, согласен. Даже не смотря на сложность произведений, все это звучит у них как-то спокойно. Обратил внимание, что те же песнопения, что любил исполнять о. Матфей Мормыль - пафосно, с затяжечками, местами крикливо - у подворских выходят мягко и спокойно.
Reply
Если нет, я Вас очень понимаю. Я на литургии тоже почти всегда вразрез с хором. Наш настоятель очень любит, когда хор поет кудряво. А сейчас они даже да "Тело Христово примите" добрались, поют на разные голоса и мотивы. А ведь это - личная молитва прихожан, без хора, для сосредоточения перед причастием, специально устроенная так монотонно, чтобы "загрузить" человека и препятствовать возможным искушениям перед чашей. Это же так очевидно. Но нет, у нас красиво поет хор.
Reply
Я диакон. А регент тогда, когда нужен, это около 10 раз в год. Поэтому стараюсь подбирать самые достойные по моему вкусу пооизведения (а это достаточно сложно сделать, т.к. около 0.1% от всего того, что есть, ему соответствует). И все равно я заложник системы: только Верую и Отче наш, Тело Христово с народом.
Кстати, я противник медитативного многоразового пения "Тело Христово". Лучше добавлять другие песнопения, двигающие ум, т.к. исполнение 50-100 раз одной и той же молитвы рассеивает ум. И многие из поющих прихожан спокойно занимаются своими делами под привычное пение: здороваются, перебрасываются словами, смотрят на причастников, умиляются чему-то (именно те, кто не причащается).
Reply
Помните, в одной из молитв перед причастием как раз говорится о том, что человек почти перед чашей весь в каких-то "лютых помышлениях".
Вот это, все лишние мысли, блокируется.
Reply
Я рад, что монотонность может кому-то помочь. Это неудивительно, ведь не должно же быть у всех все одинаково.
Reply
Reply
Вот специально для Вас запощу интерьер нашего храма. А Вы потом скажете, счастливый приход, или нет))).
На иконы можно и не смотреть, особенно когда привыкаешь. А вот уши закрыть сложнее))).
Reply
Если на иконы "можно и не смотреть", то я уже догадываюсь, каковы оне.
(сама я, кстати, всегда и везде смотрю. примерно так, как принимающий исповедь выслушивает, или сам проницает, очередное сочетание хорошо знакомых сортов г--на, и накапливает опыт).
А как с остальными названными мною пунктами? Не нюхать, не думать, не судить, не чувствовать :-))?
Reply
Так Вы и так могли немного проникнуться духом моих постов, и понять, как тут у нас, хотя бы по моему ИМХО. Просто к чему-то уже привык, и это не изменить с моей стороны, в отличие от музыки.
Иконы, считаю, вполне достойные. Классический византинизм. Как лично по мне - устраивают, но в целом хотелось бы развития иконографии в сторону реализма. Видимо, просто музыкальное чувство у меня более... нервное). И иконы молчат. Почти.
Дизайн... Храм строился Росэнергоатомом, поэтому у архитектора был свой вкус))). Громоздкий, с небольшими барочными элементами внутри. Сам иконостас тщательно подбирал наш настоятель, как и его наполнение.
Отношения так себе. Каждый сам по себе, но зато много говорится вслух про какую-то неведомую соборность.
Нравственность умеренная. Не Типиконщики, но и в блоге Кураева замечены не были. Хорошие батюшки, простые, но есть один ученый (Атомград все же). Культур-мультур разный - от Волги до Енисея от Закарпатья до Тамбова.)
Вот если бы красками фиксировать все музыкальные амбиции хора, мало не покажется.
Reply
Особенно тяжело воспринимается партес (в его худших вариантах) в приходах, где он вообще никого кроме исполнителей не вдохновляет. Ладно бы хоть 10% прихожан были бы из класса интеллигенции, но когда простым нормальным работягам/селянам такое впаривают, то это вредительство...
Reply
Reply
Leave a comment