Музыкальная кухня в Церкви.

Jan 01, 2019 23:40


Слушал я сегодня невыносимые для себя вопли хора, и пришел мне помысел, хорошо характеризующий то, что мне не нравится в нашей церковной традиции пения.

Возьмем и сравним церковное пение с... едой. Поскольку молитва - а богослужебные тексты, поющиеся в храме, таковыми как раз и являются - есть духовная пища для души, как и обычная еда для тела, ( Read more... )

Церковное пение, Неведомому Богу, Богослужебные заметки

Leave a comment

Comments 15

kostily January 1 2019, 21:45:11 UTC
Дорогой отец, понимаю Вас.
Но у меня появились встречные вопросы: была ли с Вашей стороны попытка к диалогу между шеф-поваром клиросном кухни и лично Вами, как вынужденным потребителем тех шедевров кулинарного мастерства?
Есть ли смысл пытаться определить ряд понятий и соотнести их с тем, что у Вас сложилось? Меня очень интересуют критерии, которые Вами будут избраны как отправные...

Все же тут важно именно понимание Вашей тактики предполагаемых дальнейших шагов-действий, чтобы ситуацию изменить.

И как на это смотрит главный продюссер Вашего пищеблока? Ведь может быть с его стороны неодобрение Вашего понятийного аппарата...

Спасибо

Reply

golovschik January 2 2019, 06:42:31 UTC

Продюсер понимает меня и согласен с большинством приводимых аргументов, однако привычка с детства и традиция не дают что-либо изменить. Кроме того,  шеф-повар является супругой продюсера, но у нее свои вкусы, и поступаться ими она не желает. Поэтому продюсер разводит руками, и делает как привык.

Позднее дополню.

Диалог с шеф-поваром всегда приводил к конфликту и переходом на личности. Поэтому несколько лет я просто не разговариваю с ней. Так спокойней.

Критерии можно описать, но проще показать черный список. Кроме того, есть вещи, которые очень нравятся мне музыкально, но я нахожу их полностью непригодными в качестве молитвы из-за определенных особеннностей.

Тактики никакой нет для изменений. Временами общаюсь с хористами, с некоторыми тесно дружу, но они достаточно спокойно смотрят на то, что меня раздражает. Могут согласиться с чем-то, не более того. Спели, и забыли.

У шеф-повара есть свои особенности исполнения блюд, которые делают их еще более непригодными. Когда те же блюда готовятся некоторыми другими поварами, мне они ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

golovschik January 2 2019, 06:04:24 UTC

Хор подворья Оптиной прекрасен, согласен. Даже не смотря на сложность произведений, все это звучит у них как-то спокойно. Обратил внимание, что те же песнопения, что любил исполнять о. Матфей Мормыль - пафосно, с затяжечками, местами крикливо - у подворских выходят мягко и спокойно.

Reply


ioanna_poula January 2 2019, 00:54:35 UTC
Дмитрий, а Вы ведь, вроде бы того... регент... Или нет? Разве Вы совсем не можете это отрегулировать?
Если нет, я Вас очень понимаю. Я на литургии тоже почти всегда вразрез с хором. Наш настоятель очень любит, когда хор поет кудряво. А сейчас они даже да "Тело Христово примите" добрались, поют на разные голоса и мотивы. А ведь это - личная молитва прихожан, без хора, для сосредоточения перед причастием, специально устроенная так монотонно, чтобы "загрузить" человека и препятствовать возможным искушениям перед чашей. Это же так очевидно. Но нет, у нас красиво поет хор.

Reply

golovschik January 3 2019, 20:23:40 UTC

Я диакон. А регент тогда, когда нужен, это около 10 раз в год. Поэтому стараюсь подбирать самые достойные по моему вкусу пооизведения (а это достаточно сложно сделать, т.к. около 0.1% от всего того, что есть, ему соответствует). И все равно я заложник системы: только Верую и Отче наш, Тело Христово с народом.

Кстати, я противник медитативного многоразового пения "Тело Христово". Лучше добавлять другие песнопения, двигающие ум, т.к. исполнение 50-100 раз одной и той же молитвы рассеивает ум. И многие из поющих прихожан спокойно занимаются своими делами под привычное пение: здороваются, перебрасываются словами, смотрят на причастников, умиляются чему-то (именно те, кто не причащается).

Reply

ioanna_poula January 3 2019, 22:58:08 UTC
Да, здесь мы с Вами расходимся. Я о себе точно знаю, что эта молитва не то, чтобы сосредотачивает, но и не рассеивает. А блокирует посторонние мысли. Что и ценно.

Помните, в одной из молитв перед причастием как раз говорится о том, что человек почти перед чашей весь в каких-то "лютых помышлениях".
Вот это, все лишние мысли, блокируется.

Reply

golovschik January 4 2019, 03:26:13 UTC

Я рад, что монотонность может кому-то помочь. Это неудивительно, ведь не должно же быть у всех все одинаково.

Reply


mmekourdukova January 2 2019, 20:03:29 UTC
Если описанная ситуация касается одной только музыки, а в других номинациях (дизайн, иконы, человеческие отношения, нравственность, культурный и интеллектуальный фон...) желания жарить собственные стейки не возникает, то у Вас феерически счастливый приход.

Reply

golovschik January 3 2019, 12:36:01 UTC

Вот специально для Вас запощу интерьер нашего храма. А Вы потом скажете, счастливый приход,  или нет))).

На иконы можно и не смотреть, особенно когда привыкаешь. А вот уши закрыть сложнее))).

Reply

mmekourdukova January 3 2019, 12:47:47 UTC
Запостите непременно, заранее благодарю, теперь не отвертитесь :-)).

Если на иконы "можно и не смотреть", то я уже догадываюсь, каковы оне.

(сама я, кстати, всегда и везде смотрю. примерно так, как принимающий исповедь выслушивает, или сам проницает, очередное сочетание хорошо знакомых сортов г--на, и накапливает опыт).

А как с остальными названными мною пунктами? Не нюхать, не думать, не судить, не чувствовать :-))?

Reply

golovschik January 3 2019, 19:58:37 UTC

Так Вы и так могли немного проникнуться духом моих постов, и понять, как тут у нас, хотя бы по моему ИМХО. Просто к чему-то уже привык, и это не изменить с моей стороны, в отличие от музыки.

Иконы, считаю, вполне достойные. Классический византинизм. Как лично по мне - устраивают, но в целом хотелось бы развития иконографии в сторону реализма. Видимо, просто музыкальное чувство у меня более... нервное). И иконы молчат. Почти.

Дизайн... Храм строился Росэнергоатомом, поэтому у архитектора был свой вкус))). Громоздкий, с небольшими барочными элементами внутри. Сам иконостас тщательно подбирал наш настоятель, как и его наполнение.

Отношения так себе. Каждый сам по себе, но зато много говорится вслух про какую-то неведомую соборность.

Нравственность умеренная. Не Типиконщики, но и в блоге Кураева замечены не были. Хорошие батюшки, простые, но есть один ученый (Атомград все же). Культур-мультур разный - от Волги до Енисея от Закарпатья до Тамбова.)

Вот если бы красками фиксировать все музыкальные амбиции хора, мало не покажется.

Reply


kyrylec January 21 2019, 12:02:29 UTC
Спаси Христос! Очень точно подмечено. Особенно важно то, что в рекламе продукция заведения не сильно и нуждается, а от такой рекламы люди разбегаются...
Особенно тяжело воспринимается партес (в его худших вариантах) в приходах, где он вообще никого кроме исполнителей не вдохновляет. Ладно бы хоть 10% прихожан были бы из класса интеллигенции, но когда простым нормальным работягам/селянам такое впаривают, то это вредительство...

Reply

mmekourdukova March 4 2019, 16:29:19 UTC
Интеллигенция-то как раз ценит знаменное - кто от всей души, кто просто потому, что понахватался из околобогословских курсов, что в знаменном-де духовности больше.

Reply


Leave a comment

Up