МОЖД. Станция Лихоборы. Нефтекачка. Часть 1

Dec 26, 2022 22:54

Нефтекачка.
Очень сложный для меня пост..
Я давно задавался вопросом - зачем была нужна Нефтекачка на нашей станции...
С одной стороны , в первые десятилетия после изобретения паровоза, нефть для отопления котлов не употреблялась. Лишь после 1883 г., когда была сконструирована паровая форсунка для распыления жидкого топлива, отопление котлов нефтью получило широкое распространение.
http://www.kultpro.ru/item_223/_
Кстати, форсунку изобрёл наш, отечественный, инженер Шухов.
Я искал какие именно паровозы использовались на МОЖД? Какой вид топлива применялся?
Все мы видели кинофильмы где чумазые кочегары кидают уголь в топку паровоза. Гражданская война, индустриализация начала 20х...
Горы угля, дрова...
Может я не прав.
Но...
- На плане станции Лихоборы я не увидел ничего что можно было считать складом угля ;
- Никакого упоминания в пояснительной записке нет о механизмах загрузки угля или дров в специальные помещения паровоза..
- Первые паровозы работавшие на мазуте появились в Российской Империи уже в 1890 году..
Получается что локомотивы на МОЖД к моменту постройки этой ЖД вполне могли работать на жидком топливе.
И эта самая Нефтекачка ни что иное как заправка паровозов...
Ещё я читал что в то время широко использовался паровоз типа "О"-"Основной"(в просторечии Овечка).
Выпускался российскими заводами. Путиловским и другими. Каждый завод делал свои модификации.
Кстати. Наверное я скажу банальность. Но мне как новичку простительно.
Чем отличается "паровоз" от, например "тепловоза"?
Видом топлива который прогревает котёл?
Нет.
В "паровозе", независимо от того на чём он работает, движущей силой является пар . Именно пар толкает поршня в двигателе. И неважно какой вид топлива используется для подогрева воды для образования пара .
В "тепловозе" используется двигатель внутреннего сгорания.
Поэтому движущей силой является нефтепродукт который, взрываясь в цилиндрах, толкает поршень..
Так же можно понять почему "электровоз" называют электровозом)))
Немного наивно для знатоков.
Но для меня это было маленьким открытием.

Про паровоз Ов . Овечка













Меня сбило с толку две вещи:
- наличие тендера сзади, явно для угля;
- диафильм от 1956 года где указано что ещё в 50е года активно для подогрева котла использовался уголь. И только планировали переходить на мазут.

Нефтяное отопление паровоза, диафильм
https://diafilmy.su/2267-neftyanoe-i-uglemazutnoe-otoplenie.html
Вот схема подачи топлива:



Я даже залезал на спецфорумы, пытался (безуспешно) зарегистрироваться и вызнать подробнее... Но ничего (пока) не вышло.
Поэтому я своей волей принял что:
- исходя из того что МОЖД была передовой ЖД,
- использовались новые технологии, - выхлоп и гарь от мазута гораздо меньше чем от угля (а город был близко и про экологию думали уже тогда),
то в локомотивах уже стояли печи работавшие на жидком топливе.
И Нефтекачка, расположенная прямо рядом с ЖД путями, была ничем иным как заправкой...

Схема работы паровоза:



Остаётся вопрос - смазочного материала для механизмов паровоза и вагонов требовалось разного и много . Где это всё хранилось и откуда доставлялось?
Скорее всего частично это было в Магазине инвентарных принадлежностей, а частично...
Ну где-то было. Просто на плане наверное не всё есть))).

Итак - Нефтекачка. Снова получилась большая преамбула.
Но так получилось..

Нефтекачка фото






Немного фото модели из бумаги:









Сейчас, разумеется, нефть (на которой работали различные двигатели, преимущественно - приводы разнообразных насосов) в Лихоборы не завозится, а здание нефтекачки используется, насколько я понял, для управления стрелками на территории депо.
Нефтекачка заправляла паровозы, работающие на жидком топливе. На первом этаже нефтекачки находился насос, подающий топливо в раздаточный бак на втором этаже, а оттуда нефть поступала в тендер паровоза.
Альбом нефтекачка



Подробно Нефтекачку разберу чуть позже.

Сегодня Лихоборы пытались сделать Базой хранения специального запаса локомотивов.
Таких баз по РЖД много.
Паровозные базы - отдельный случай, они содержатся на случай чрезвычайных ситуаций - коль прекратится подача электричества и снабжение дизельным топливом, железнодорожники выведут из стойла забытых до поры паровых чудовищ, которые могут питаться хоть шелухой от семечек, и потянут они составы с войсками и ремонтными бригадами по разоренной стране…
Но, судя по новостям и тому что я вижу на станции, в сохранившемся частично депо планируют сделать очередной Диснейленд - перегнать музейную ЖД экспозицию от Рижского вокзала к нам.
Наверное у нас устроят выставку достижений..

Только это не будет настоящим.

Потому что Настоящая Станция Лихоборы это - полный работающий комплект всех сооружений.
Со всей оригинальной или сделанной как было начинкой...
Но это очень сложно, затратно и требует вмешательство в уже сложившийся мир. Мир выстроенный после закрытия станции как действующей...

МОЖД, нефтекачка, станция Лихоборы

Previous post Next post
Up