Кладовая службы пути . Сторожевой дом. Станция Лихоборы
"Служба пути:
- обеспечение содержания и ремонта пути;
- проведение и контроль за мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение поездов;
- руководство работой по снего- и водоборьбе;
- обеспечение содержания, ремонта и модернизации путевой техники и средств механизированного контроля состояния пути и рельсового хозяйства..." ©
https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?id=306 Зачем я привожу это всё ?
Я хочу написать о сооружении где хранился инвентарь для производства работ по обслуживанию путей и домиках обходчиков, монтеров пути и прочих работников станции Лихоборы.
Примерное изображение Кладовой службы пути
Несколько дней я ходил вокруг сооружения названного "Кладовая службы пути". Никак не мог толком объяснить и написать.
Мне кажется что про это сооружение надо рассказывать вместе с понятием "Обходчик".
Путейский рабочий и обходчик близки друг к другу.
На перегонах, вдали от людей и жилья, Обходчик был за всех. За рабочего, за ремонтника, за регулировщика движения...
Сторожевой дом
На таких станциях как Лихоборы, где поезда проходили, останавливались, ремонтировались - требовалось устройство нескольких пунктов осмотра путей и большая территория для хранения инвентаря, инструментов и прочих необходимых вещей для тех кто обслуживал пути..
Схема где приблизительно указаны места расположения Сторожевого дома (сооружения где постоянно находились люди встречающие и провожающие поезда и следящие за состоянием путей) и Кладовой службы пути (места где хранился инвентарь Путейских рабочих).
Думаю что в Кладовой службы пути могли хранить вещи не только в условном сарае, но и на территории. На картинке видно что есть не только здание, но и огороженное, достаточное большое, место.
Как выглядела Кладовая службы пути мне неизвестно. Эскизов на это здание нет. Скорее всего это был небольшой 3х5 сарай. Внутри хранились всякие необходимые вещи, инструменты, может смазочные материалов. Видно что это здание было в стороне от всего...
У ремонтных и обслуживающих бригад много простых, но необходимых вещей для текущего обслуживания путей
Плакат современных ЖД инструментов
Кроме Кладовой службы пути на нашей станции были ещё и Сторожевой дом - 3 штуки и Двойной Сторожевой дом.
Обычные Сторожевые дома располагались по краям границы станции и один рядом с Вокзалом. На внутренней, ближе к центру города, стороне дороги. Двойной сторожевой дом находился на внешней стороне дороги к востоку от вокзала.
В этих зданиях постоянно дежурили работники железной дороги.
Небольшое эссе про рядового работника службы пути:
"Профессия путевого обходчика отжила ... своё вместе с балластным песком, деревянными шпалами и костылями. Её вытеснил неумолимо идущий вперёд, в том числе и на железной дороге, научно-технический прогресс.
Внедрение технологии укладки бесстыкового пути, различных современных путевых машин, замена песчаного балласта щебнем, а деревянных шпал железобетонными - сделали ненужной эту профессию на транспорте. Точно также как профессии главного и хвостового кондуктора, кочегара на локомотиве, шлакоуборщика, круговоротчика на паровозном кругу, стрелочника на путях с централизованными стрелочными переводами или водолива.
Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев".
"Днём и ночью, в холод и в жару, в проливной дождь и в засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигался в обход пути человек в рыжем жилете и в форменной фуражке. На плечо он клал длинный молоток и гаечный ключ. И отправлялся вдаль перегона по шпалам.
Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале - подобьёт парой точных ударов молотка.
Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык - затянет гайку ключом.
Сколько таким вот образом было выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!
В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывал красный флаг (ночью красный фонарь) и бежал с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы клал три петарды, чтобы дать машинисту сигнал об остановке поезда. Если же всё хорошо, обходчик встречал приближающийся поезд, вытянув руку с жёлтым свёрнутым флажком.
Почему именно свернутым, возможно спросите вы, а не развернутым? Развёрнутый жёлтый флаг это сигнал к уменьшению скорости.
А вот если свернул путевой обходчик флажок, значит он сделал это сознательно и отдает себе в этом отчет, подавая тем самым сигнал - путь свободен - поезд может себе бежать дальше" .©
отсюда Современный сигналист
Памятник путейцу в провинции
Современные монтеры пути:
В следующем посту я постараюсь разобрать эти сооружения по
исполнительному чертежу и определить их местонахождение.