Если представить экономику как замкнутую систему, в которой каждого вида товаров производится ровно столько, сколько необходимо, деньги можно было бы представить как простой результат нормирования при обмене товаров.
Буквально строим матрицу - по вертикали - участники экономического процесса, по горизонтали товары, расписываем, кому чего сколько нужно получить, объявляем это справедливым. Цены в деньгах получаются тупо как результат решения системы линейных уравнений, соответствующих этой матрице.
На практике такого конечно нет, т.к.
- есть диапазон потребностей по каждому из видов товара, которые между собой ещё и "конкурируют" за то, чтобы их купил конкретный покупатель, а не жёсткий уровень потребности
- субъекты экономических отношений обладают разной производительностью труда и разным доступом к ресурсам
- всё это еще и плывет во времени.
Эффективность производства конкретного массового типового товара при полном воспроизводстве технологического цикла всё равно обязательно будет меняться под воздействием следующих факторов
- падение или увеличение спроса (тиражный фактор, который действует нелинейно)
- доступность ресурсов, включая сырьё, полуфабрикаты и трудовые ресурсы
Кроме того, технологический процесс обычно усовершенствуется, но, в ряде случаев, и деградирует.
Всё это приводит к тому, что любое(!!!) полностью налаженное и стабильно, как часы работающее производство всего чего угодно или растёт или падает. Удержать его на одном уровне невозможно.
Рассмотрим поведение производящего субъекта при падении производства.
Рано или поздно он оказывается в ситуации, когда он не может удерживать цену на том же уровне, т.к. при падении тиражности у него заведомо остаются затраты постоянного уровня. Т.е. при падении тиражности ниже определённого уровня себестоимость единицы продукта растёт.
Он может
- повысить цену на единицу товара. Это - инфляционный ход, который технически может отсечь часть старых покупателей и ещё сильнее снизить спрос.
- понизить цену, рассчитывая увеличить объём продаж за счёт увеличения тиражности.
- освоить другой, более экономически выгодный продукт
В первом случае производитель неизбежно попадает в спираль сокращения спроса и повышения цены.
Во втором варианте - у него падает маржинальность. И он либо собирает меньше денег (эффект для него как для частного лица оказывается сродни инфляционному - цены на все остальные чужие продукты вроде не растут, но сам он имеет меньше денег и может меньше купить) либо увеличивает тиражность, после чего возвращается к началу истории. Однако, бесконечно увеличивать тиражность любого продукта невозможно в принципе. Рано или поздно производитель упирается в границы спроса и цикл повторяется.
Наконец, переход к более экономически выгодному продукту всё равно будет сопровождаться постепенным свертыванием производства старого.
Вся система экономических отношений строится как совокупность таких жизненных циклов производства одного или несколких продуктов.
Ничего другого человечество ещё не придумало - нет ни одного продукта или услуги, который производился бы сотни или даже десятки лет строго с одной себестоимостью, с одним тиражом и т.д.
Институциональная борьба с инфляцией - это попытка крутить храповик в противоположную сторону.
Его можно заклинить или сломать, но крутиться обратно, находясь в целом состоянии он не будет.