Привет.
Этот пост - восстановленный и дополненный.
Сегодня я хочу показать вам самого настоящего доброго волшебника - Виктора Низовцева.
Виктор Иванович Низовцев уже много лет живет в США и считается американским художником. Но родился он в СССР, в столице Бурятии Улан-Удэ, 29 августа 1965 г. Вскоре после его рождения родители переехали в Молдавию, в небольшой город Котовск в 36 км от Кишинева, столицы Молдовы.
Я думаю, что мои читатели знают, что в то время и Бурятия, и Молдавия входили в состав СССР, и понятно, что семья, несмотря на переезды, оставалась в одной стране. Но некоторые менее знающие (особенно англоязычные) интернет-биографы Низовцева пишут, что семья "уехала из Российской Федерации в Молдову" (а на одном сайте увидела даже драматическое "His family fled the Russian Federation" - т.е. бежали, спасались бегством из России), нимало не смущаясь тем, что тогда такого государства, как РФ, и вовсе не было. Но эти же горе-писаки отмечают, что Котовск находится "в 30 милях от Кишинева" (видимо, полагая, что мили и километры - это одно и то же), еще они пишут: "хотя его профессиональное художественное образование проходило в России, Низовцев получил богатый и разнообразный опыт" - видимо, в уверенности, что в России нельзя получить богатого и разностороннего опыта. Ну, не будем строго судить их и простим невеждам отсутствие знаний) Я, конечно, ехидничаю, но мне очень не нравится, когда пишут вот так, от балды, тупым копипастом, не затрудняя себя ни малейшим фактчекингом. Если вы читаете мой пост, то можете быть уверены - я пишу только проверенную и перепроверенную информацию, из официальных биографий и из интервью самих художников, я смотрю карты, если речь идет об иностранных живописцах, ищу мнения художественных критиков. Я не пишу того, что нельзя проверить. Потому что, несмотря на развлекательный характер моих постов, я отношусь к их написанию серьезно и даже горжусь собой, что провожу такую работу. Надеюсь, вы меня понимаете и простите мне это отступление.
Там же, в Котовске, 9-летний Виктор пошел в художественную школу. Эта школа стала для него отдушиной - общеобразовательную школу Виктор не любил. Что маленькому Вите действительно нравилось (помимо, конечно же, удивительного мира красок и кистей), так это читать. В местной библиотеке он перечитал всё, что мог. Особенно ему нравились издания с яркими, красочными иллюстрациями - таких красок не было в быту, карандаши давали бледный цвет, а фломастеров в Котовске не было и в помине.
Forgiveness
В художке он проучился 4 года, попытался поступить в училище искусств им. Ильи Репина в Кишиневе, но провалился. Поступить смог в следующем году, в 15 лет, и, насколько я поняла, жил там же. На выходные, приезжая домой, он отдыхал от большого, как ему тогда казалось, города - на самом деле Кишинев тогда не был таким уж особенно большим, но Виктору, выросшему в Котовске с его деревенски-неторопливым укладом жизни - частные дома, виноградники, сельские улочки - он представлялся настоящим муравейником.
В 19 лет Низовцев окончил училище и отправился в армию. Отслужив, он решил продолжить художественное образование и поступил в высшее художественное училище имени Веры Мухиной (несмотря на то, что оно называется "училище", на самом деле это один из старейших российских ВУЗов, основанное в 1876 году. Актуальное название - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Во время учебы Низовцев подрабатывал - это был 1987-88 гг., как раз тогда на Невском проспекте появились первые уличные художники, и Виктор писал портреты по 5 рублей за штуку, находил и другие подработки - например, рисовал рекламные щиты, сдавал картины в галереи. Это было хорошим временем, но, как вы сами понимаете, наступили печально известные 90-е. Виктор ощутил их в полной мере в 1993 году, когда получил диплом. Оказалось, что распределением молодых художников учебное заведение больше не занимается, и вчерашние выпускники барахтались сами, выживая кто как умел. Виктор вернулся в родные края - дома, как говорится, и стены помогают. Он продолжать писать картины, возил их в кишиневские и питерские галареи, были даже заказчики из-за границы. Этих денег хватало едва-едва, но Виктор Иванович благодарен судьбе за то, что избежал участи многих художников тех лет (да и не только художников), бросивших любимое дело и ставших челноками - мы все, наверное, еще помним, что это такое.
Hope. 14x24 inch, Oil on canvas
Lady Justice
Всего лишь через три года, в декабре 1996 года Низовцев с женой переехал в Америку. Он хотел не просто заниматься живописью, он хотел зарабатывать этим, но не представлял, как в США тяжело быть профессиональным художником. (Замечу в скобках - когда я пишу про американских художников, то бывает, что натыкаюсь на нечто вроде "он - full time artist", и я не понимала, почему это надо прям подчеркивать. Оказывается, это действительно что-то типа достижения - надо очень хорошо рисовать, надо быть очень востребованным, чтобы иметь возможность зарабатывать живописью на жизнь и быть именно художником, а не, например, преподавателем или графическим дизайнером).
New Moon. 32x48 inches, Oil on canvas.
В Вашингтоне, где они поселились после переезда, Низовцев был ошеломлен яркостью красок. По тем передачам, которые он видел на родине, Вашингтон предсталялся ему серым и бетонным, а на деле ослепил солнцем, буйством красок и запахом, как ни странно, свежескошенной травы. Впрочем, разноцветная феерия оглушала не только в окружающем мире, но и в мире живописи. Виктору посоветовали сменить краски, и он послушал совета, несмотря на то, что денег было совсем мало. По словам Низовцева, впервые зайдя в художественный магазин, он чувствовал себя ребенком в кондитерской, ему хотелось попробовать всё и сразу. Насыщенность и текстура красок были совершенно другими.
Виктор Низовцев: Цвет говорил сам за себя. Из цвета я пытался выжать все - всю яркость, все свечение. Был очарован и влюблен в краски Америки. Впервые держал в руках альбомы Люсьена Фрейда, Нормана Рокуэлла, Джона Сарджента. Впервые работал великолепными материалами - перепробовал все, что мог. Но как дети порой переедают сладкого, так и я, видимо, "переел" цвета. Один куратор в галерее даже заметил: "Мне твои натюрморты режут глаз". Я отшутился в ответ, поскольку знал, зачем мне это многоцветье. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Master Procrastinator. Second version. Oil on canvas
Prayer. Oil on canvas, 15 x 10 inches
Постигать азы художественного бизнеса по-американски Виктору Ивановичу пришлось с нуля, самому. Они с женой - которая поддерживала его и верила в него всё это время - стали просто ездить по всем галереям, стучали во все двери. Это тактика не была выигрышной - оказалось, что сначала с галереей нужно списаться, прислать фото своих работ, а уж потом, возможно... Наконец удача им улыбнулась, причем довольно-таки случайно:
Виктор Низовцев: Как-то в маленьком городке в Пенсильвании, где жили тогда, зашел в галерею, которая занималась в основном рамами для картин: мне нужен был подрамник. Протянул свою работу, и на нее посмотрели заинтересованно. Спросили, кто я. "Давай, - предложили, - сделаем выставку". Так состоялась моя первая выставка, в 1998 году. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Waiting for Inspiration. 42 x 26 inches, Oil on canvas
Autumn Wind. 20 x 14 inches. Oil on canvas.
В середине 1998 года Низовцевы решили переехать в Вашингтон. Как раз тогда у Виктора случился "момент прозрения": он понял, что его работы не дотягивают до определенного уровня мастерства. Это случилось, когда очередной хозяин галереи в Филадельфии, разглядывая фото работ Низовцева, причем разглядывая с явным интересом, тем не менее, разочарованно сказал: "Не думаю, что у нас есть покупатели на ваши работы". Именно в тот момент художник понял, что его картины совершенно сырые.
Виктор Низовцев: То, что я написал в первое время, были этюды, почеркушки. Все сырое - я недотягивал ни в технике, ни в выборе тем, собственного стиля тоже не имел. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Виктор со всем рвением взялся за поиски своего стиля. Каждый день, как на работу, он ходил в Национальную галерею и рассматривал картины, а когда возвращался домой, то первым делом старался закрепить понятое на холсте, пока не выветрилось из головы. Он эскпериментировал с различными материалами и техниками, с жанрами и стилями. Читал книги и журналы по искусству. Почти не выходил на улицу, постоянно рисовал.
Виктор Низовцев: Ничего вокруг не видел, но это был один из самых радостных периодов в моей жизни, потому что методом проб и ошибок я продирался вперед. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Spring. Oil on canvas, 12 x 16 inches
Madonna with Child. 15x10 inches, Oil on canvas
Через год после переселения в Вашингтон случилось знаковое для Виктора событие. В одной из поездок он зашел в недавно открытую галерею "Тройка" (Troika Gallery). Тогда Тройка была небольшой провинциальной галереей, Виктор решил попробовать выставиться в ней, хоть и не верил особо в успех. А в итоге получилось так, что они сотрудничают и по сей день, более 20 лет, иза это время выставил там более 600 картин.
Весной 2001 года Виктор познакомился с еще одним владельцем галереи. Художник отнес в галерею шесть работ на продажу, одну купили в этот же день. Владелец попросил еще картин, а уже летом организовал Низовцеву совместную выставку с еще одним художником из России. В итоге эта галерея за год продала 60 картин Виктора, а "Тройка" - еще 20. Уже к концу 2001 года его картины попросту сметали, он сотрудничал с несколькими галереями, выполнял разнообразные заказы, его работы печатали в журналах. Какое еще нужно подтверждение тому, что художник наконец нашел собственный путь в живописи? Но, как вы понимаете, в таком режиме долго работать невозможно. Он работал, как автомат, сам Виктор Иванович даже говорит, что картины он тогда не писал, а "красил". Деньги появились, и их более чем хватало, но вот удовлетворения от работы - от любимого дела! - уже не было.
Виктор Низовцев: Могу привести пример с колодцем: если берешь из него воду редко, она портится, застаивается, а если часто, но вычерпываешь помногу, колодец не успевает наполняться, и тогда скребешь ведром по дну, вытаскиваешь мутную жижу. Так же и с художником. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Светлячок. Эскиз. Бумага, карандаш
When Pigs Fly
Низовцев прекратил сотрудничество с почти всеми галереями, кроме трех, и отказался от персональных выставок. В продвижении ему очень помогает интернет, зачастую без участия самого художника - вы и сами знаете, как это бывает, когда люди рассылают друг другу то, что им нравится. Виктор Иванович говорит, что не читает о себе ничего, потому что любые отзывы - хоть хорошие, хоть плохие - занимают место в голове и мешают.
Виктор Низовцев: Я прекрасно знаю собственные достоинства и недостатки и очень критично отношусь к своим картинам. Поэтому начал спокойно работать. Писал, лессируя как старые мастера: один слой краски наносится поверх другого, они взаимно просвечивают и получается сложная, вибрирующая, живая поверхность, в которой чувствуется энергия. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Breakfast with grandma
Виктор Низовцев: Пришлось переработать огромное количество руды, чтобы найти крупицы золота. По сию пору учусь, и мне нравится, даже когда ошибаюсь: ошибки важны. Если не получается, "самовар" на плечах начинает закипать, ты ищешь новые ходы - и лишь тогда есть шанс, что выйдет нечто интересное. Не всегда, но возможно. Когда идешь по проторенной дорожке, этого шанса нет. А тут бьешься, бьешься - глядишь, что-нибудь да получится. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Засыпаем. Холст, масло. 40 х 30 инчей. Примерно 2002 г
Виктор Низовцев: На выставке, помню, как-то спросили: "Вот у вас красочные, светлые, добрые картины, а согласились бы за большие деньги написать что-то противоположное?". Я оторопел. Признался, что соблазн был бы велик, но я сделал бы все, чтобы не поддаться ему. Художник открывает дверь в неизведанный мир, и если тот окажется темным и холодным, оттуда так и будет сквозить, пока существует картина, а они живут долго, их мало кто выбрасывает. Хорошо, когда из той "двери" льется свет. (По материалам "Караван историй", январь 2021)
Равновесие
У Виктора Ивановича есть очень красивый цикл с русалками. Прекрасные, почти прерафаэлитские морские девы на картинах Низовцева расчесывают волосы, которые колышутся в такт с волнами, ждут кого-то или читают книги, а свет, пробивающийся сквозь толщу воды, играет и переливается на их телах, как на драгоценных жемчужинах.
Hope. 14x24 inch, Oil on canvas
Mermaid Promise. 30 x 40 inches, Oil on canvas. 2016
Dreams
Картины Виктора Ивановича весьма причудливы, затейливы и богаты на мелкие детали. Вообще, Низовцев - символист, а это означает, что его работы полны глубинного смысла. Символисты вдохновляются литературой и поэзией, историей, легендами, мифами, библейскими историями - всем тем, что заставляет нашу фантазию лететь. Это течение сформировалось в противовес реализму, и я бы хотела показать разницу - чем же символисты отличаются от реалистов и, допустим, импрессионистов. Для примеров покажу три картины на одну тематику - осень, но в разных стилях.
Натуралисты и реалисты пишут то, что есть, что видит глаз. Их картины вполне отражают окружающую действительность. Портрет реалиста - это настоящий, реальный человек, по портрету можно сказать, какая профессия была у человека, какой пост он занимал, определить, к примеру, уровень дохода или в какой местности и в какое время он жил, а если художник хороший, то он передаст и характер человека. Пейзаж - это пейзаж, по нему можно определить даже место, где это было написано. Как пример реализма - картина Василия Поленова.
Василий Поленов. Золотая осень, 1893
Импрессионисты передают свое впечатление от увиденного (не путать с чувством!). Картина импрессиониста тоже, в общем-то, позволяет узнать всё то же, что и картина реалиста, но в дополнение вы узнаете, какое впечатление произвело на художника какой-либо человек или какое-то место. Вот, например, картина Клода Моне.
Клод Моне. Осень, 1873
А вот у символистов вы можете вообще не узнать ни места, ни человека (смотря как написано, конечно). Символисты пишут те чувства и мысли, которые возникают у них, когда они смотрят на этот самый пейзаж. Художник-символист старается выразить внутреннюю сущность того, что он пишет, а не внешнее сходство. Пусть место будет не похоже - художник хочет передать зрителю свои ассоциации, свои размышления, на которые натолкнуло его это место. Как пример символистского осеннего пейзажа - картина Виктора Низовцева.
Виктор Низовцев. Conversation (Беседа). 32 x 24 inches, Oil on canvas
Лекционная минутка закончена)
Пробегусь по жанрам, в которых пишет Низовцев.
Помимо картин фантазийных, сновиденных, как называет их сам художник, Виктор Иванович пишет и портреты - тоже в своем сказочном стиле. Я нашла очень интересное изображение - справа реальное фото модели, слева - то, как выглядит готовая работа. Удивительно и волшебно)
Winter (processing)
Натюрморты:
Чай без Воды
И пейзажи (правда, их немного, и, в общем-то, все пейзажи только двух тематик, просто в разных ракурсах и вариантах: осенний парк, который я показывала выше, и кувшинки в пруду):
Еще у Низовцева выходит много мерча - блокноты, алмазные мозаики, фигурки. А некоторые поклонники творчества рукодельничают по мотивам картин Виктора Ивановича. Покажу некоторые.
блокноты:
алмазная мозаика
коллекция одежды:
книга:
фигурки:
По мотивам одной из русалок вышивала Дудецкая Юлия:
А напоследок, как всегда, котики)
Neptune. 57 x 43 inches, Oil on canvas
На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!
Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.