Давно собирался. И вот собрался...

Mar 17, 2014 01:58




Степан Бандера

НЕ БЫВАТЬ УКРАИНЕ СООБЩНИЦЕЙ МОСКВЫ
(попытка литературного перевода на современный русский язык)

Следует признать, что Москва, при всем ее упрямстве и безоглядности, проявляет подчас удивительную тактическую гибкость, заменяя устаревшие грубые инструменты на новые - более изощрённые. Особенно ярко это проявляется в её стремлении закрепить своё господство в Украине.

Царская Россия исходила из того, что это господство - вопрос раз и навсегда решенный. «Не было! Нет! И не может быть никогда!» Ни государственности, ни культурной автономии. Ничего.

Политическое пробуждение Украины в 1917-1919 гг. застало бывшую метрополию врасплох. Сначала ставка делалась на силовое подавление. Однако, ни остатки отжившего свой век царского империализма, ни заведомо недееспособное Временное правительство, ни Антанта с этой задачей не справились. Большевики оказались гораздо эффективнее. Эта молодая, динамичная сила, умело сочетая насилие и хитрость, сделала то, что оказалось не под силу ее предшественникам.

Взяв на вооружение лозунги национального освобождения и социального равенства, умело потакая естественным стремлениям украинцев, большевики сумели разложить национально-освободительное движение изнутри, что обеспечило успех вторжения.
Конечно, самым простым и привычным способом удержания господства для Москвы всегда был террор. Именно к нему прибегли большевики на первых порах. Но, по мере укрепления своей власти и перехода на мирные рельсы, большевики стали переходить к более изощренной тактике. В период НЭПа ставка была сделана на «украинизацию» - дозированное привлечение национальных элементов в политику и культурную жизнь теперь уже Советской Украины. Но стоило слегка приоткрыть шлюзы и национальная стихия хлынула, сметая все искусно возведенные перегородки. Дело дошло до того, что украинские коммунисты устами Мыколы Хвыльового в 1933 году выдвинули лозунг «Прочь от Москвы!».

Чтобы исправить ситуацию, Москва в очередной раз прибегла к террору. Украина стала главной мишенью нарождающегося сталинского империализма. Начав с политический репрессий и уничтожения ростков национального самосознания, сталинская машина уничтожения быстро перешла к откровенному геноциду. На уничтожение обрекались уже не отдельные украинцы, а весь народ...

Принудительная коллективизация и первые пятилетки. Голод. Зверства Кагановича, Хрущёва, Постышева. Кровавая «ежовщина». Детища монстра «ЧК-ҐПУ-НКВД»: тюрьмы, концлагеря, ссылки, Соловки, Колыма. Винницкие захоронения, переполненные телами замученных Бригидки. Невозможно перечислить все зверства сталинской версии московского империализма.

Но все эти жестокости, продолжавшиеся в течение четырёх десятилетий, не смогли сломить волю украинского народа. В ходе Второй Мировой войны стремление украинцев к свободе и правде  проявилось с такой силой, на которую явно не рассчитывала сталинская Москва. Украинцы, затаившие ненависть к Москве, в первые дни войны обрекают на неудачу попытки советского командования организовать хоть какую-то оборону. И в момент, когда гитлеровские оккупанты еще не успели взять Украину под контроль, народ объявляет о возобновлении Украинской Державы и провозглашает курс на построение независимой национальной государственности.

Даже в самые трагические моменты Мировой войны, находясь под ударами сразу двух вражеских колоссов - СССР и Германии - украинский народ не сдаётся и отважно ведет национально-освободительную войну на два фронта. И когда советская армия, сломив сопротивление гитлеровской Германии двинулась дальше на Запад, у нее в тылу осталась несломленная Украинская Повстанческая Армия. Украинское подполье ОУН-УПА не сложило оружие и после окончания войны. Партизанская война продолжалась даже тогда, когда победа в ней уже представлялась невозможной.

В итоге, Москва ещё раз убедилась в том, что одним только насилием, сколь бы чудовищным оно не было, Украину не покорить. Даже такой непревзойдённый палач, как Сталин, был вынужден имитировать относительную независимость Украины. Вплоть до предоставления УССР самостоятельного членства в ООН. Конечно, украинцам это ничего не дало. Тем не менее, очевидно, что речь идёт о вынужденной мере.

Несмотря на колоссальные масштабы репрессий в отношении украинского сопротивления в послевоенные годы, Кремль вынужден был изменить тактику в отношении основ украинской национальной жизни. Чтобы подорвать стремление украинцев к сопротивлению, Москва одновременно: усилила давление на повстанцев и лицемерно поощряла «национально-культурное возрождение». Насильственная русификация уступила место искусственной украинизации. Концепцию «новой исторической общности советский народ» заменили на идее о «двух братских народах». Естественно, в этом противоестественном союзе украинцам отводилась «почётная» роль «младшего брата».

Несмотря на все эти заигрывания, сломить национально-освободительное движение Кремлю не удалось. Более того, насильственное переселение неблагонадёжных украинцев дало обратный эффект - горячие угли национальной революции, разнесённые по всей империи, начали то тут, то там давать всполохи. Бунты стали возникать повсеместно. Даже в концлагерях. С другой стороны, господство над Украиной открыло для Москвы стратегический простор для расширения империи за счёт сопредельных стран Восточной Европы.

В сложившейся обстановке Москва в очередной раз изменила тактику. Де-факто украинцам была предложена роль равного партнёра в завоевании пространства в Европе, как в свое время Китаю была предложена аналогичная роль в Азии.

«Младший брат» становится равным постепенно. Начало было положено в ходе празднования трёхсотлетия Переяславского договора.  В последние месяцы Киев становится всё заметнее на дипломатическом поле. Всё чаще его посещают делегации из европейских стран-сателлитов. Всё заметнее уважительные интонации в речах советского руководства. В частности, очень показательна приветственная речь, с которой Ворошилов  обратился к чешской делегации в прошлом месяце.

Новая тактика, превращающая украинцев в соучастников преступной политики руководства СССР - это, в первую очередь, способ решить внутренние проблемы империи. С другой стороны, демонстрируя Европе примирённую Украину, которая не только благоденствует под «мудрым» московским управлением, но и рука об руку со своими поработителями экспортирует «советский строй» дальше на Запад, Кремль решает свои внешнеполитические задачи. Для европейских «народных демократий» ориентироваться на «примирённый Киев» проще, чем на Москву. А пример украинцев вроде бы показывает, что под сенью советской империи можно устроиться с комфортом.

И, конечно, эта новая тактика призвана подорвать национальное сопротивление. Фактически речь идёт о подкупе: вместо мечты о национальной государственности и независимости, украинцам предлагается роль полноправного совладельца СССР. В итоге, из непримиримого врага имперских устремлений Москвы, Украина должна превратиться в ее яростного пропагандиста и защитника. Отказаться от положения жертвы и самому стать палачом. Таким сильнодействующим наркотиком нынешние хозяева Кремля хотят одурманить украинский народ, заставить его забыть свою душу и сделать своим послушным орудием.

Та же роль отводится ссыльным украинцам и в национальных республиках СССР. В частности в Казахстане. Изначально речь шла о репрессивных мерах, призванных ослабить революционный потенциал и генофонд ненавистной для Кремля Украины. Кроме того, предполагалось стравливать насильственно переселенных украинцев с автохтонным населением, чтобы они друг друга ослабляли, а Москва выступала в выгодной роли арбитра. В новых условиях украинцам уже отводится роль колонизаторов - носителей «имперской идеи» наравне с московитами. После тягот, перенесённых украинцами в прежней роли, новые правила игры должны вызвать у них прилив энтузиазма. Так считают в Кремле.

Но расчёты эти, при всей из изуверской изощрённости, себя не оправдают. Украинский народ слишком хорошо знает, с кем имеет дело. Все эти мнимые «подарки» не отменяют тот факт, что Украина по-прежнему угнетена, а украинцы - бесправны на своей земле. Все эти ухищрения могут привести лишь возникновению узкой прослойки предателей, которых ждут уютные кресла партийных руководителей и промосковских активистов. Но украинский народ тактические уловки Москвы не изменят ни на йоту.

Жажда воли и правды, чувство справедливости и высокий идеализм были и навсегда остаются основными принципами украинского бытия и украинской духовности. Наш народ всегда стремился к свободе и желал освобождения для других народов. Наш народ всегда боролся за правду и справедливость. Мы хотим жить в мире и взаимном уважении со всеми. Всё то, за что мы боремся, мы желаем всем народам земли. Мы в равной степени не хотим быть угнетёнными и угнетателями.

Мы боремся за волю и правду не ради себя. Бог дал эти сокровища всем людям. Мы лишь исполняем Его святую волю. И желаем того же всем остальным.

Народ, который послушен Богу, никогда не станет сообщником Москвы в ее злых делах.

1957 г.

Previous post Next post
Up