Чапаевск. Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Dec 07, 2009 05:34



В очередной раз возвращаюсь к творчеству Дмитрия Александровича Вернера. Я уже писал немного о биогафии зодчего, поэтому не буду повторяться, начну с 1914 года. В 1914 году Д.А. Вернер покинул пост городского архитектора Самары. Думаю, не обошлось без антинемецких настроений, связанных с Первой мировой войной. После ухода призвали Вернера на военную службу или это явтлось причиной его ухода я не знаю, но уже с 1 марта 1915 года Дмитрий Александрович работает на станции Иващенково (ныне город Чапаевск), на строительстве Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ. Возможно Вернер начал работу на заводе еще в 1914, поскольку в этом году им была спроектирована церковь Преподобного Сергия Радонежского. Вопреки утверждению В.Г. Каркарьяна, утверждающего, что это первый опыт зодсего в проектировании культового сооружения, нужно отметить, Вернер уже имел опыт строительства церкви. В частности, в 1902 году им была спроектирована и построена церковь приюта О.В. Кутайсовой в Нижнем Новгороде. К сожалению, эта постройка не сохранилась.


Исследователи сравнивают церковь в Чапаевске с храмом Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), построенному в 1897-1903 гг. по проекту Л.Н. Бенуа. Церковь отдаленно напоминает и храм Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге (1883-1907 годы). Вернер, вне сомнений, был хорошо знаком с архитектурой этих двух построек и их декором.

Храм с юго-восточной стороны до реставрации.


В.Г. Каркарьян в книге "Модерн в архитектуре Самары" называет эту постройку "лебединой песней модерна". Строительство храма завершено в 1918(!) году, несмотря на Декрет об отделении церкви от государства, принятый правительством большевиков. Это одна из немногих культовых построек, завершенных после революции.
Весной 1918 года Вернер покидает Иващенково и уходит с отступающими белогвардейцами в Омск, где продолжает свою профессиональную деятельность. Дмитрий Александрович заведовал строительством в Омской управе при Колчаке, а затем дорожно строительным подотделом отдела коммунального хозяйства Омска. В начале 20-х исполнял обязанности Омского губернского архитектора. К сожалению, дальнейшая судьба зодчего неизвестна.


Как ни странно, службы в церкви шли вплоть до 1926 года, когда храм был закрыт. Вскоре начался процесс разрушения. Через несколько лет была разрушена колокольня, а здание занял Дом обороны. Внутри церкви был организован тир. В годы ВОВ на месте колокольни установили зенитные пушки, а здание храма служило хранилищем снарядов для пушек и овощехранилищем.


В 1952 году здание было передано городскому Дому пионеров, который занимал его до начала 1990-х.
В 1930-1940-х годах дважды были замазаны цементом лики святых на фасаде храма, сбиты изразцовые орнаменты в нишах по всему периметру здания.
В 1988 году комиссия общественного контроля при президиуме совета областного отделения ВООПИК вынесла следующее заключение:
«Здание построено по проекту и при непосредственном руководстве архитектора Д.А. Вернера. Церковь была открыта в 1918 году при незаконченном строительстве.
Внешний облик здания и его архитектурные формы свидетельствуют о большом творческом поиске и находке автора, проявившихся в удачном сочетании стиля модерн с элементами византийской архитектуры.
В оформлении фасадов применен мотив завершения окон двойными арками со свисающей «гирькой», богато применены майоликовые вставки, фризы из изразцов и цветной глазурованной керамической плитки, резные полуколонки, балясины, кокошники и т.п.
По характеру стилевого решения фасадов, трактовке архитектурного облика здание церкви можно отнести к числу таких широко известных сооружений, как здание Третьяковской государственной галереи, Казанского и Ярославского вокзалов в Москве.
Очень удачно выбрано место расположения здания бывшей церкви, что делает ее значение еще более весомым.
В пятидесятые годы внутри здания была произведена большая перестройка, и в нем разместился Дом пионеров. Разобрана верхняя часть колокольни. Все остальное сохранено в первоначальном виде. Здание бывшей церкви в Чапаевске имеет художественную и архитектурную ценность. Министерство культуры РСФСР включило его в проект списка памятников истории и культуры республиканского значения, который представлен на утверждение в Совет Министров СССР».
Вскоре список был утвержден, а в 1995 году храм Сергия Радонежского вошел в список памятников культуры федерального значения.


По данным статьи, ссылку на которую я привожу в конце поста, отделочные материалы(граниты, самоцветы) выписывались с Урала.
В отделке так же использовна разнообразная плитка, изразцы, майолика.
В тексте поста я буду называть панно керамическими, чтобы не перечислять материалы, использованные для декорирования каждого элемента.
Известно, что Вернер очень тщательно подбирал материалы для декорирования церкви. Сохранилась переписка зодчего с поставщиками, а так же отчеты о процессе строительства.
С целью выяснения проихождения декоративных элементов, я умудрился-таки попасть в архив, несмотря на мой пятидневный рабочий график. Но, по иронии судьбы, нужная опись не нашлась. Вероятно, она составлена в одном экземпляре и находится у главного хранителя, который оказался на больничном.
Надеюсь, мне еще представится возможность выяснить эти подробности, а пока можно лишь строить предположения по этому поводу.


Богатый декор храма включает в себя как изображения на библейские темы, так и символы, о значении которых я могу лишь предполагать. К примеру, над порталом главного входа изразцовое панно, изображающее павлинов.


На нижнем ярусе под окнами, по всему периметру церкви расположены квадратные ниши с разнообразными керамическими плитками. Я сфотографировал лишь малую, наиболее сохранившуюся часть этих ниш, о чем сожалею. Большинство из них полностью утрачены. В советские годы они были сбиты. Надо будет по весне совершить еще одну поездку в Чапаевск.
По имеющейся информации, за период советской власти было уничтожено около половины керамического декора церкви.














Портал южного входа. Практически вся керамика утрачена.


Первый ярус здания можно разделить на несколько частей, в основном, состоящих из двух пар окон. Я не стал фотографировать общие планы всех частей. Все "пары" выполнены аналогично этой на южной стороне.


Между окнами, как правило, располагаются разнообразные цветы. Над цветами - изображение святого.


Евангелист Иоанн.


Над левым окном - крест.


Над правым окном - летящий голубь, символизирующий Святой Дух.


Святой Дух.
Вкратце посмотрим остальные оконные группы (центр, слева, справа)





Слева от южного портала.


Евангелист Матвей.


Слева от Апостола



Панно над правой оконной группой. "Всевидящее око" в треугольнике, символизирующем Святую Троицу.


Левый крест восточной части храма. Полоса цветочного декора над крестом, украшающая храм по периметру, здесь обрывается. Была ли она на восточной стене я сказать затрудняюсь, поскольку ее декор практически не сохранился.
В нижнем поясе изразцов присутствовал так же герб семьи Романовых. Покровителем завода и церкви являлся генерал артилерии, член царской семьи, Сергей Михайлович Романов. В советский период герб был сбит.
Возможно, герб располагался на восточном фасаде.


Были ли керамические панно на восточной стене? Судя по фотографиям, синий "кабанчик" появился на церкви в 2000-х.


Пора вспомнить о судьбе храма в 1990-х. Первый настоятель церкви, о. Сергий (Куликов), будучи строителем по профессии, решил укрепить фундамент здания.
В 2001 году на здание возвели звонницу с куполом. Ее мы рассмотрим вместе с центральным входом.


В том же 2001 году сызранские иконописцы во главе с Сергеем Саксоновым расписывали храм изнутри. Сам Саксонов создал роспись на восточной стене храма, изображающую Сергия Радонежского.
Интересно, сколько должна была просуществовать роспись по нению мастера. Прошло всего 8 лет, а она оставляет желать лучшего. Лишний повод потратить деньги на ее восстановление.


Правый крест восточной части храма.





Северная стена. Слева от портала. Евангелист Лука.


Слева от Св. Луки. Скрижали Завета.


Орудия пыток Христа. 


Северный портал.


На фронтоне портала сине-фиолетовая плитка, в отличие от терракотовой на южном портале. Панно в центре тимпана утеряно.


Все три массивных портала храма выстроены из известняка.


Гирька.





Справа от северного портала.


Евангелист Марк.


И.Н.Ц.И. (Иисус Назарянин Царь Иудейский)


Священный грааль.
Теперь перейдем к главному, западному фасаду. Начнем с левой части:


Св. Николай.


Библия.


Серафим.


Справа от главного входа:


Св. Иоанн Креститель.





Серафим.





Угол западного и южного фасадов. Аналогично оформлен угол с северным фасадом.


Портал центрального (западного) фасада. Как я уже отмечал, звонница над центральным входом возведена в 2001 году. Реставраторы планируют менять ее, поскольку она не соответствует оригиналу.
Звонница выглядет искуственно.




На фронтоне расположено искуссное керамическое панно, изображающее сцену благословения Дмитрия Донского Преподобным Сергием Радонежским.


Отец, Сын и Святой Дух.











Интерьеры храма полностью утеряны. Сохранился лишь рельеф некоторых стен.








Как я уже говорил, росписи в храме принадлежат сызранской мастерской.


Интересно, чем же занимаются реставраторы, если росписи, выполненные 8 лет назад в таком состоянии.


Одна из двух сторожек рядом с храмом.
Стоит сказать пару слов по поводу реставрации этого памятника. Начну с того, что процес реставрации, если доверять газете "Волжская коммуна", ведется с 2003 года, "в час по чайной ложке".
Зато первое, с чего началось обновление храма - это установка золотых куполов. Правильно, декор столетней давности подождет, а купола нет:


Фотография взята с сайта производителя чапаевских куполов компании "Вертикаль"
Цитата из "Волжской коммуны":
"Как рассказывает руководитель предприятия "Самарареставрация" Владимир Афанасьевич Фетисов, первая трудность, с которой они столкнулись, - это полное отсутствие чертежей здания. Без них невозможно восстановить облик церкви, каким он был в момент ее открытия.
Старые фотографии, сохранившиеся в архивах и альбомах горожан, также дают лишь смутное представление об облике церкви - здание почти всегда оставалось на заднем плане, и на черно-белых снимках невозможно разглядеть элементов декора, составляющих главную особенность и уникальность храма.
И все-таки есть один снимок, из архива В.Т. Стрельникова, журналиста и фотолетописца города. Виктор Тимофеевич переснял фотографию 30-х годов из семейного архива жителя Чапаевска А. Лобкова. Опираясь на этот снимок, где облик «летящего» храма просматривается более или менее четко, а также на результаты своих исследовательских работ, реставраторы разработали комплексный план по восстановлению здания, памятника истории и культуры федерального значения. Это дело не одного года."
Автором проекта реставрации храма является Наталья Басс. К сожалению, я уже слышал негативные отзывы специалистов по поводу этой ее работы.
чтож, посмотрим, что из этого всего получится. Лишь бы работы не затянулись на десятилетия.



По материалам:
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Басс Н.И. Архитектор Дмитрий Александрович Вернер // Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея. - 1997. - стр. 54
Статья из "Волжской коммуны на сайте администрации Чапаевска: "Три жизни храма Сергия Радонежского
Фотография храма до реставрации взята из книги:
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006

церковь, неорусский стиль, модерн, Вернер, архитектура, фасадная плитка, реставрация, Чапаевск

Previous post Next post
Up