Самара. Камины в усадьбе Шихобаловых

Nov 06, 2009 00:39



 
К сожалению, вынужден отредактировать этот пост и выпустить в новой редакции с исправлениями и дополнениями. Дело в том, что издание, которое я часто вспоминал в первом варианте поста ("Коллекционеры и меценаты России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея". Самара, 1998) ввело меня в заблеждение. Статья Натальи Басс в нем дана, судя по всему, в сокращеном виде. В конце статьи автор говорит о сходстве камина особняка Шихобаловых с камином дома Сергея Викуловича Морозова, но уточнения по поводу того, о каком камине идет речь, должны быть в обрезанной части этой статьи. Мной были сделаны неверные предположения, что речь идет о большом камине с плиткой. Это оказалось не так. Оказалось, что именно у мраморного камина в будуаре Веры Лаврентьевны Шихобаловой есть прообраз в Подсосенском переулке. Благодаря помощи Маргариты Фединой, замечательного фотографа, много снимающего работы Ф.О. Шехтеля, появилась возможность продемонстрировать вам этот прообраз. В конце поста можно посмотреть фотографии мраморных каминов из двух особняков с кратким описанием.
Тем не менее, о большом камине в столовой Шихобаловых, а вернее о плитке, использованной в его отделке стало известно много подробностей. Нашлись и ее аналоги в других постройках, которые подробно описаны в этом материале.
Приношу свои извинения за сложившуюся ситуацию и рекомендую к прочтению и просмотру отредактированный пост. Кто уже читал первый вариант, может сравнить камины в самарском и московском особняках, а кто не успел - надеюсь, что пост будет интересен.

  

 
Камин в столовой особняка купца П.И. Шихобалова ( фасад, интерьеры) в Самаре.


В сборнике ("Коллекционеры и меценаты России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея". Самара, 1998.) Аннэта Яковлевна Басс (1930-2006), искусствовед, директор Самарского художественного музея (1958-2006) отмечает: "Замыкаются парадные помещения большой столовой с огромным камином из поливных керамических изразцов в стиле тех, что делали в то время в абрамцевских мастерских".
Благодаря помощи rodandrewи forskerудалось выяснить происхождение изразцов.


forsker предоставила фотоматериал, благодаря которому нам стало известно, что точно такими же изразцами отделан маленький холл в усадьбе Муромцево Владимирской области.


Усадьба Муромцево построена в 1884-1889(1895) годах по проекту московского архитектора Петра Семеновича(Соймоновича) Бойцова. Хозяином усадьбы и заказчиком строительства был граф Владимир Семенович Храповицкий.


Иллюстрированные материалы про усадьбу Муромцево можно посмотреть по следующим ссылкам:
ссылка1
ссылка2
ссылка3


Судя по всему, большая часть стены была отделана однотонной зеленой плиткой и завершалась полосой из изразцов с разнообразным рисунком.


На месте отлетевшей плитки в усадьбе Муромцево сохранился оттиск с указанием производителя.


Благодаря rodandrew, расшифровавшему надпись, нам стало известно, что изразцы изготовлены Меттлахской фирмой Villeroy & Boch. Всемирно известная компания, производитель знаменитой "меттлахской плитки" являлась поставщиком плитки для Российского Императорского двора, а в начале ХХ века в Петербурге открылся специализированный магазин с вывеской: «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Более подробно о фирме можно прочитать по ссылке.


Скорее всего, клеймо на плитке выглядело вот так. Единственное, что невозможно различить на фотографии оттиска - это местонахождение завода. (На примере клейма указан завод в Мерциге)


Возможно, образец плитки, использованной в этих зданиях, можно найти в каталоге продукции "Villeroy & Boch" с 1885 по 1905 гг.
Кроме того, rodandrew предоставил фотографии этой же плитки, использованной в особняке Дмитрия Геннадьевича Бурылина (фабриканта, мецената и коллекционера) в городе Иваново.


Плитка расположена в вестибюле особняка.


На фотографии мы видим, что плитка расположена не только на стене, но и на двери. У меня появилось несколько вопросов, но я не решаюсь ответить на них с уверенностью. Была ли эта дверь при постройке особняка или она появилась в советское время? Какая технология использована для фиксации плитки на двери и из какого материала изготовлена сама дверь.
Как мне кажется, дверь появилась позже. Дверная рама больше похожа на советскую да и рисунок центральной части должен быть симметричным продолжением рисунка на стене.


Сраснивая все три случая использования меттлахской плитки следует отметить, что образец в особняке Шихобалова наиболее ценен. Если в Иваново и Муромцево плитка использована для оформления стен вестибюля, то в "доме с атлантами" плиткой облицован большой камин - доминирующий элемент столовой. кроме того, на камине Шихобалова из плитки создан завершенный рисунок. Две плитки создают стебель с листьями, завершающийся желтым бутоном. Между цветами расположены плитки с изображением еще не раскрывшегося бутона.
Думаю, что это не единственные случаи использования данного вида плитки в России, однако, на данный момент у нас имеется только три случая, описанные в посте.

 
Итак, сходство камина в будуаре Веры Лаврентьевны Шихобаловой с камином в особняке Сергея Викуловича Морозова является одним из доводов самарских исследователей в пользу того, что особняк П.И. Шихобалова мог проектировать Федор Осипович Шехтель или кто-то из его мастерской. Кроме камина, исследователи отмечают некоторое сходство фасада с главным домом в Подсосенском переулке, 21, а так же сходство дубовой лестницы самарского особняка с лестницей в кабинете Морозова в готическом стиле.

 
Мраморные камины практически одинаковы. Разница состоит лишь в количестве некоторых деталей, а так же они имеют разные верхние плиты. Возможно, есть разница и в размере, однако внешне это невозможно определить.
А вот и московские фотографии Маргариты Фединой:

 
Немного об особняке Сергея Викуловича Морозова, расположенном в Москве, в Подсосенском переулке, 21, на территории двора.
Оказалось, что особняк перестроен в советские годы. Надстроены три этажа. Несколько фотографий этого здания можно посмотреть по ссылке. В статье Б.П. Гусева "Архитектура Москвы: Морозовы и Шехтель" можно прочитать следующее: "...в интерьерах первого этажа сохранились росписи и элементы декора, выполненные Шехтелем в замечательном стилевом разнообразии: двери в классическом, мавританском и готическом стилях; сводчатые потолки покрыты росписью масляными красками с орнаментом в виде стеблей чертополоха, переплетениями виноградных лоз, изображениями бутонов цветов и геральдических лилий. Архитектор Н.И. Сафон­цева (Сафонцева Н.И. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. В сб. «Архитектурное наследие и реставрация», М., Росреставрация, 1990, с. 186-202.)с помощью сохранившихся архивных материа лов убедительно доказала принадлежность декоративного оформления бывшего первого этажа особняка С.В. Морозова творчеству Шехтеля".

 
Можно ли считать это аргументом в пользу причастности Шехтеля к проекту Шихобаловского особняка? Сделан ли он по эскизам Федора Осиповича или это типовой проект, выбранный заказчиком по каталогу? У меня ощущение, что эти камины заказные и не имеют отношение к творчеству Шехтеля, хотя, это всего лишь мои ощущения.

 
Еще раз хочу поблагодарить rodandrewи forskerза предоставление фотоматериалов и помощь в исследовании происхождения изразцов с камина особняка Шихобалова, а так же Маргариту Федину, любезно предоставившую фотографии мраморнрго камина из особняка С.В. Морозова.
 

Муромцево, Щербачев, Шехтель, плитка, интерьер, Архитектура, печи и камины, Иваново, Самара, Басс

Previous post Next post
Up