Виталий Стадников все-таки
покинул пост главного архитектора Самары. В прошлую пятницу я написал "может", потому что в понедельник Виталий должен был встретиться с Дмитрием Азаровым
azarov63 и решить этот вопрос. В результате, Виталий занял пост советника мэра по градостроительной политике. На общественных началах. Так вышло, что я первым взял
интервью у Стадникова на посту главного архитектора полтора года назад. В понедельник, через пару часов после его назначения мы опять записали с ним интервью. Получилось немного скомкано, по телефону. Мы еще успеем поговорить с ним развернуто и о планах, и о наиболее актуальных для города темах, а пока Виталий рассказал о том, чем планирует заниматься и вкратце описал что такое быть главным архитектором города.
Первое фото Олега Федорова
oledjio
Градсоветник
Существует несколько версий ухода Виталия Стадникова с поста главного архитектора города. Очевидно, что принципиальный архитектор, ярый защитник культурного наследия и сторонник бесконфликтной реновации старого города, он вставлял палки в колеса застройщикам и мешал их лоббистам. По одной из версий, причиной ухода Виталия с поста стал конфликт внутри департамента, связанный с разработкой новых Правил землепользования и застройки. Поскольку Стадников уклоняется от официальных комментариев истинных причин увольнения, мы решили поговорить с ним о его новом статусе советника мэра города по градостроительной политике.
- Что будет входить в обязанности советника?
- Ведение программ по дальнейшей разработке стратегии развития Самары до 2025 года в части градостроительной политики и другие текущие вопросы по градостроительству. В том числе участие в комиссии по застройке и землепользованию, продолжение работы над Правилами застройки и землепользования. Сейчас я более независим, не являюсь чиновником и могу заниматься в том числе вопросами разработки немуниципальных программ. В первую очередь это касается программы развития городских сообществ и их привлечения к процессу пространственного развития города. При разработке проекта планировки территории на стадион старый метод продавливания проектов, практически не проходящих публичные слушания, стал столь болезненным, что стало очевидно - нужен обновленный подход, который включает максимальное вовлечение в процесс городских сообществ. Этот механизм еще абсолютно не отработан, поэтому нужно находить и создавать прецеденты, привлекать население к процессу создания нормальной городской среды.
- По сути, это привлечение общественности к развитию города?
- Да, это касается и 79-го квартала, и микрорайона «Солнечный». Сейчас нужно отрабатывать моменты, которые фактически заложены в стратегии развития города. Это создание некой организации-посредника между администрацией и населением, института города, который бы разрабатывал и применял методику средового подхода.
Работа, или, точнее сказать, отсутствие работы с населением в части разработки крупных градостроительных проектов вызывает у меня наибольшие вопросы. В Питере и Москве появились проекты с нормальным механизмом социологической работы с людьми, их полным вовлечением в процесс и использованием как инструмента разработки стратегии развития городских территорий. Эти вопросы и нам сейчас нужно отрабатывать.
Реновации исторической среды
За пару дней до назначения советником я спросил у Виталия, что он сделал за полтора года работы главным архитектором. Он начал скромничать и назвал мне лишь два главных своих проекта - решение вопроса
о реставрации и присвоении статуса памятника Фабрике-кухне и проект реновации 79-го квартала. Поскольку Стадников известен как один из самых активных защитников культурного наследия, логично, что он будет этим заниматься и в новом качестве.
- Насколько я понял, ты будешь курировать в том числе сферу охраны объектов культурного наследия? Что именно?
- Разработку программ по реставрации и реновации городской среды.
- Разработку программ или выполнение уже существующих?
- Осуществление и разработку новых. В том числе взаимодействие с уже существующими субъектами в виде Ленгипрогора. Не будут забыты на первый взгляд рядовые, но обширные в потенциале работы. Такие как 79-й квартал. То есть стратегия освоения кварталов и реновации исторической среды, приведение в порядок кварталов не как уникальных проектов, а как рядовой застройки.
- Советник главы города работает на общественных началах. Чем ты параллельно планируешь заниматься?
- Мне в любом случае необходимо вести свою прямую деятельность, в том числе проектную. В роли чиновника я был более скованным в своих силах и возможностях.
- Ты планируешь возвратиться в Москву, в «Остоженку»? Есть какие-то конкретные планы по практической архитектурной деятельности?
- Возвращаться в «Остоженку» я не собираюсь. Скорее всего это будет смешанная схема, по которой в Самаре я буду проводить большую часть времени.
- Каким образом ты планируешь взаимодействовать с департаментом строительства, учитывая непростой уход оттуда?
- У меня главное взаимодействие с мэром города.
Главный архитектор - работа рутинная
Когда Стадников занял должность главного архитектора, шла речь о том, чтобы вывести его управление из департамента строительства и подчинить напрямую мэру. «Тогда мне сказали, что пока рано», - рассказывает Виталий. «А теперь уже поздно», - пошутил я. Поскольку Стадников продолжает работать в мэрии Самары, возможно, структурные изменения когда-нибудь и произойдут.
- Если сравнивать должности главного архитектора и советника мэра, в чем их плюсы и минусы для тебя?
- Должность главного архитектора, по крайней мере в ее самарском варианте, фактически лишена полномочий, о которых говорит ее название. В полномочия главного архитектора не входит рассмотрение архитектурных проектов, а объектом рассмотрения являются проекты планировки либо проекты по муниципальным объектам, которые составляют очень маленькую часть от общего количества. Еще выдача ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). Выдача ГПЗУ имеет значение только тогда, когда существует контроль между его выдачей и проверкой этого документа на соответствие тем материалам и проектам, которые проходят через экспертизу и выдачу разрешения на строительство. Сейчас в структуре нет такого контроля, происходит неувязка, а город в результате теряет в качестве. Эти структурные моменты требуют внешнего рассмотрения и контроля.
- Можно сказать, что ты будешь заниматься тем же, чем занимался главный архитектор, но в другом статусе?
- Нет, так нельзя сказать, потому что главный архитектор - работа чиновничья, рутинная. Это просиживание штанов, а здесь я свободная птица, которая сама выбирает трассировку полета, но, разумеется, во взаимодействии с главой.
Справка
Виталий Стадников родился в 1973 году в Самаре. Защитил диплом в Высшей школе архитектуры Лангедок-Русийон (Франция) в 1996-м. В 1997 году окончил СамГАСА (СГАСУ). С 1997 по 2002 годы работал на кафедре «Архитектуры и дизайна» СамГАСА, занимался частной практикой. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию в НИИ теории архитектуры и градостроительства в Москве. С 2007 по 2012 годы работал в архитектурном бюро «Остоженка» (Москва). С марта 2012 по октябрь 2013-го занимал пост главного архитектора Самары. В октябре 2013-го назначен советником мэра Самары по градостроительной политике.