Особняк Субботиной-Марки(н)сон - еще один шедевр Михаила Ивановича Квятковского. На это месте с середины 19-го века стоял каменный дом, принадлежавший разным хозяевам. До реконструкции его владельцем был Д. Марки(н)сон, из-за чего его и называют так. После здание перекупил купец Субботин. После реконструкции, произведенной Квятковским, Субботин подарил особняк своей дочери. Вероятно, женская фигура на фасаде - некогда хозяйка этого особняка. Проект реконструкции выполнен в неоготическом стиле, Эта работа относится к 1910-м годам (в "Архитектурной энциклопедии губернского города Самара" указан 1916?! год), тогда как "неоготика" характерна скорее раннему модерну. Скобки в фамилии Марки(н)сон связаны с тем, что В.Г. Каркарьян в своих книгах указывает фамилию Маркисон, тогда как в других источниках она звучит как Маркинсон.
Вот так выглядел особняк в лучшие свои годы.
Ракурс, который не удался мне из-за обильной растительности вокруг дома взят отсюда:
http://observatio.ru/pub/mypersonalphotos/200801_samara/index.html
Эркер.
Окно под эркером по центру здания.
Правый балкон.
Деревянная его часть уцелела, хатя, судя по дореволюционной фотографии, она не является "родной"
В левой части все гораздо плачевнее. Имеется так же интересная дверь на балконе, но декоративную ее часть я не смог сфотографировать. Несмотря на то, что улица Алексея Толстого достаточно спокойная, я не рискнул выходить на проезжую часть.
Абрис балконов - "привет" особняку Сурошникова и Ярославскому вокзалу Федора Осиповича Шехтеля.
Центральная часть. По-моему это уголовное преступление. Обратите внимание на правую часть. Мало того, что расстекловка крайнего окна изменена, центральная окно эркера "перекроено", остальную часть закрыли жестью. Подозреваю, что это дело рук владельцев квартиры. Напомню, что здание является памятником культуры федерального значения.
Зачем тратить лишние деньги на расстекловку?
Симметричное ему окно с другой стороны эркера.
Это окно на первом этаже, как мне кажется, изменило свой облик еще в советские годы.
Фасад богато декорирован цветной плиткой. Как отмечает Каркарьян, Квятковский один из первых в Самаре стал использовать майоликовую плитку болотных цветов(?).
Башенка в левом углу здания. Сточные трубы ни во что не встроены.
Башенка правая.
Собираю фотоматериал из серии "Опасно для жизни". Эта башня, безусловно, одна из лидирующих по степени опасности.
Левая боковая часть фасада.
Не знаю, кем и когда построен этот балкон, но здание он явно не украшает.
Правая боковая сторона фасада.
Как мне сообщила местная жительница, это тоже часть особняка, а не более поздний пристрой. Честно говоря, я сомневаюсь в этом.
Хотя по окнам с другой стороны здания в это можно и поверить.
Эта "арочка" соединяет особняк с соседним двухэтажным домом под номером 32.
Сказать по правде, в Самаре есть памятники архитектуры федерального значения в еще более плачевном состоянии, на грани разрушения. Тем не менее, это не снимает ответственность ни с ведомств, отвечающих за сохранность культурного наследия, ни с жильцов, являющихся его владельцами...