01. Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. Долгое время у придворных актеров не было своего здания, и они выступали в различных театральных помещениях. На месте же теперешнего сквера находился деревянный павильон, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Идея построить большой императорский театр витала в воздухе довольно долго, еще при Александре I, но мешали многочисленные военные конфликты. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, уже при Николае I
1873 - 1875, автор: А.Э. Фелиш, источник: hermitagemuseum.org
02. Здание Александринского театра было построено в стиле ампир по проекту Карла Росси, торжественное открытие состоялось в 1832 году. Своё название театр получил в честь супруги императора Александры Фёдоровны. Обратите внимание - карета въезжает внутрь театра сбоку. В первые годы существования театра состоятельные гости прибывали именно таким образом, но позже от этого отказались - экипажи буквально создавали пробки. Выезды перестроили, заменив их дверями
03. После революции театр переименовали в Государственный театр драмы, затем присвоили имя А. С. Пушкина. Название «Александринский» вернулось ему только в девяностых годах
1917 год, почтовая открытка
04. Зайдем внутрь. Говорят, что театр начинается с вешалки, но в самом начале в Александринке гардероба не было. Зачем он нужен, если ты приехал в карете? При подъеме по лестнице гостей встречает огромное зеркало. Этот красивый элемент интерьера скрывает любопытную тайну. Дело в том, что за ним расположен сквозной проход прямо к сцене. Когда император хотел посетить спектакль инкогнито, он входил в театр, зеркало открывалось, как обычная дверь, и он по коридору проходил в специальную ложу. Сейчас зеркало не открывается, а проход по-прежнему существует, в нем проложены кабели и специальные технические коммуникации
05. Оригинальный радиатор XIX века, находится в рабочем состоянии
06. Пройдем дальше, в зрительный зал. Не через тайный коридор, а по обычной лестнице
07. Сейчас дневное время и театр только готовится принять зрителей. Сиденья закрыты белыми покрывалами, их называют пижамой. Изначально в отделке преобладал голубой цвет, однако через какое-то время его сменил красный. Переделку выполняли по проекту все того же Карла Росси, это стала его последняя работа
08. Как и в других театрах, декорации к спектаклям хранятся в контейнерах на складах. Перед спектаклем их доставляют фурами к театру и монтируют
09. На сцене готовят «Преступление и наказание». С 2003 года художественным руководителем театра является режиссер Валерий Фокин. Репертуар театра - преимущественно классика в современной обработке
10. Под потолком прекраснейшая хрустальная люстра. До 1860-х годов дамы не сидели в партере, якобы чтобы на них ненароком не капнул воск со свечей люстры. Причина выглядит надуманной, скорее дело в том, что в партере дама оказывается на виду, почти как на сцене. А учитывая глубину тогдашнего декольте это могло выглядеть неприлично
11. А в этой ложе слева сидел император, если он приходил в театр тайно. Актерам строго-настрого запрещалось смотреть в сторону правителя. За нарушение полагался карцер сроком на три дня
12. Если же император приходил официально, то сидел он в царской ложе. Внутри у нее 12 мест, разделенных на два ряда. Сейчас она доступна и простым смертным, правда за приличный прайс, один билет в первый ряд ложи будет стоить 8 тысяч рублей. Тогда как в первый ряд партера 2-3 тысячи. Лично мне больше всего нравится сидеть в ложах бельэтажа
13. Гости царской ложи ожидают спектакля в отдельном зале. Его убранство отличается более роскошным оформлением
14. В углу притаился уже знакомый радиатор. Зрители того времени имели обыкновение приходить не на весь спектакль. Часто они приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну ноту в исполнении любимого певца. Многие приходили просто пообщаться, театр был местом, в котором можно было узнать новости или самые последние сплетни. Репертуар при этом был очень разнообразным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринке новые спектакли ставили каждые несколько дней
15. Вид из окна
16. И вид из самой ложи
17. Поднимемся повыше, на верхний ярус. Россия того времени - государство сословное и это находило отражение и в театре. Архитектурное решение пятиярусного зрительного зала очень точно разделяло публику на сословия. Партер - для военных и крупных сановников, парадный бельэтаж - для аристократов, ложи первого яруса - для средних чиновников, второй и третий ярус предназначен для мелких чиновников и купцов и, наконец, галерка - для студентов и простых любителей искусства
18. В царские времена театр вмещал 1400 зрителей, сейчас в продаже примерно 900 билетов. Откуда такая большая разница, если кардинально зрительный зал не переделывался? Верхний ярус, откуда сделана эта фотография, был без кресел, то есть зрители здесь стояли. Предвосхищая вопросы - нет, ничего тяжелее программки вниз не падало
19. Буфета в царские времена в театре не было, знатные гости ходили в антракте в соседние трактиры, а вот простолюдинам было попроще - на галерке разносили кислые щи. Не удивляйтесь, сейчас это блюдо считается супом, тогда как в царские времена это был медово-солодовый напиток. Пушкин в одном из черновиков к Евгению Онегину пишет следующие строки:
Приму в родство себе лакейство:
У них орехи подают,
Да кислы щи в театре пьют
20. Сам поэт сидел в третьей ложе первого яруса, которую он обычно выкупал на сезон, правда, ходил только на пьесы отечественных авторов. Гоголь выкупал билеты в девятый ряд партера. Достоевский же предпочитал сидеть в десятом ряду с краю
21. Вернемся к люстре. Это второе её исполнение, первая была со свечами. Примерно раз в полгода специально обученные люди спускают люстру вниз, где её чистят и меняют перегоревшие лампочки
22. Поднимемся еще выше, под крышу здания. В основе конструкции кровли - оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые Карлом Росси в содружестве с инженером Матвеем Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники
23. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Их еще называют фермами Росси. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы
24. В пространстве третьего яруса расположился музей русской драмы - уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России
25. Помимо костюмов представлены и многочисленные эскизы
26. Старый купец
27. Сохранились все костюмы к одному из самых известных спектаклей Александринки - Маскараду Всеволода Мейерхольда. Он был поставлен в роковом 1917 и не сходил со сцены аж до 1948 года. Сейчас Маскарад снова присутствует в репертуаре, но уже в новой обработке
28. Заглянем и на Новую сцену. Она строилась с 2006 по 2010 года, по проекту архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Здание расположилось на месте бывшего склада балетных декораций и мастерских. Архитекторам удалось вписать современный комплекс в гущу плотной исторической застройки
29. Здесь реализована концепция открытого пространства, помимо спектаклей проходят конференции, фестивали и лекции
30. На сцене идет монтаж декораций. Она состоит из 12 панелей, каждая из которых способна двигаться на два метра вверх и вниз: таким образом, сцену можно трансформировать в зависимости от конкретной постановки. Трансформировать можно и сам зрительный зал
31. Техническое оборудование самое современное
32. Помещение под сценой в театрах называется трюм. Считается, что раньше физическую работу там выполняли матросы, отсюда и пошло название. Обычное освещение дублируется синим, зачем это делается, Я уже рассказывал в
посте про Молодежный театр на Фонтанке 33. Подъемно-опускные механизмы, управляющие высотой сцены
34. Здесь реализована пенная система пожаротушения. В случае возгорания помещение быстро заполняется пеной с помощью этих пенных пушек
35. Репетиционный зал
36. У театра есть свой собственный медиацентр, который очень пригодился во время локдауна 2020 года. Театр мог не только выкладывать записи старых спектаклей, но и играть их онлайн
37. Ежесезонно на площадке выпускают несколько премьер. За время своего существования Новая сцена успела завоевать репутацию одной из ведущих экспериментальных площадок для молодых режиссёров и деятелей искусств