Лазая по Википедии, порой натыкаешься на не самые энциклопедичные, зато чертовски интересные статьи.
Вот, например, статья про белорусского первопечатника Франциска Скорину. Я-то раньше думал, что он был католиком: как же - учился в Кракове и Падуе, да и вообще, вплоть до начала 20-го века наиболее образованную часть населения Беларуси составляли, в основном, католики. Ан нет! Оказывается, Скорина с одинаковой вероятностью мог быть и католиком, и православным и протестантом (кстати, сегодня я склоняюсь именно к третьей версии: протестант-гусит).
По-моему, судьба Скорины очень показательна для учёного времён шестнадцатого столетия - "золотого века" Великого Княжества Литовского. Все тогдашние властители дум и государственные деятели регулярно переоценивали, а порой и меняли свои взгляды. Вообще, 16-й век в Великом Княжестве был веком Новых Идей: люди спорили, что-то друг другу доказывали, постоянно пытались что-то создать или усовершенствовать. По-моему, во многом именно благодаря этой "войне идей" Княжество Литовское в те годы процветало. Есть конкуренция идей - есть прогресс, нет конкуренции - есть колхоз.
Кстати, вот ещё что. Думаю, что для Скорины, как для настоящего учёного человека, сам факт принадлежности к какому-либо церковному течению мало что значил - наверное, доктора мало заботили обряды и разного рода казуистика - он был выше всего этого. У человека была была своя личная вера, тесно связанная с верой в Знание, и именно её он старался претворять в жизнь.
Интересно, кстати, что из России Франциска Лукича выперли как католика и чуть ли не чернокнижника, а его печатные Библии последними словами поминали. На средневековой, допетровской Руси - порой то ещё было мракобесие.