Интересы «союзников» белых в Гражданской войне

Feb 15, 2017 14:16



Специально для наивных белых поклонников Колчака публикую информацию из американских архивов, показывающую, что Колчак стал орудием Англии, а вовсе не сам решил «спасать» Россию. Это телеграмма американского консула в Харбине Чарльза Мозера госсекретарю США Роберту Лансингу.Она была опубликована в советское время в кн.: Из истории гражданской войны в СССР: Сборник документов и материалов. 1918-1922. В 3 т. Т. 1: Май 1918 - март 1919. М., 1960,  с.17-18. В сборнике указано местоположение документа в американском архиве Foreign Relations of the United States (FRUS). Тем, кто не верит советским публикациям, даю ссылку на страницы американского архива: FRUS. 1918. R., v. II, p. 168-169 -  там можно прочитать всю телеграмму целиком. Нас же интересует вот это:

Консул в Харбине (Мозер) государственному секретарю.
Харбин, 23 мая 1918 г.
Телеграмма
«p. 168 <…>Сегодня видел Колчака, который вновь заявил мне, что без помощи союзных наций в России невозможно организовать правительство порядка. Если союзники не сумеют оказать поддержку или откажут в ней, останется одна Япония, которая обещает ее и которую тогда придется принять на японских условиях <…>
р.169 <…> Колчак сказал мне, что лично он находился в пути на месопотамский фронт, когда британское правительство предложило ему отправиться в Харбин и организовать вкупе с Семеновым движение против большевиков <…>».

И что с этой телеграммой будут делать экзальтированные особы, влюбленные в созданный художниками образ Верховного правителя? Они рискнут утверждать, будто американский консул в 1918 году лгал своему начальству с целью дискредитировать Колчака перед будущим поколением?

Кстати, архивист Дроков С.В. сообщает, что Колчак, отправляясь на Месопотамский фронт и зная, что предшественник командующего фронтом умер там от холеры, счел такой возможный конец для себя лучшим исходом, чем смерть «от рук сознательного пролетариата» (Дроков С.В. Александр Васильевич Колчак. Вопросы истории, 1991, №1, с.59). Дроков ссылается на архивы ЦГАОР (ЦГАОР СССР, Ф.341 , оп.1, д.52, ч.1, л.6; ф.5844, оп.1 , д.За, лл.82, 68, 75). Я эти архивы не видела, хотя интересно посмотреть, на какие документы он опирается. А вот историк И.Ф.Плотников приводит в своей книге текст черновика Колчака Анне Тимиревой, в котором говорится следующее:

«30 декабря
    Сегодня день большого значения для меня; сегодня я был вызван сэром Грином в посольство и получил от него сообщение, решающее мое ближайшее будущее. Я с двумя своими спутниками принят на службу Его Величества короля Англии и еду на Месопотамский фронт, где и что я буду делать там - не знаю. Я это выясню до 20-го - прибытия в штаб Месопотамской армии, куда я уезжаю via Шанхай, Сингапур, Коломбо, Бомбей. В своей просьбе, обращенной к английскому послу, переданной правительству Его Величества, я сказал: «Я не могу признать мира, который пытается заключить моя страна с врагами... Обязательства моей Родины перед союзниками я считаю своим обязательством. Я хочу продолжить и участвовать в войне на фронте Великобритании, т. к. считаю, что Великобритания никогда не сложит оружия перед Германией. Я желаю служить Его Величеству королю Великобритании, т. к. Его радости побед над Германией - единственный путь к благу не только Его страны, но и моей Родины.
      На вопрос посла, какие мои желания в отношении положения и места службы, - я сказал, что, прося короля принять меня на службу, предоставляю себя всецело в распоряжение Его правительства. У меня нет планов, претензий или желаний относительно положения и места, кроме одного, - сражаться - tofight. В дальнейшем разговоре я откровенно сказал, что я лично не желал бы служить в отличном флоте, ибо Великобритания располагает... (слово написано неразборчиво, по смыслу - «большим». - И. П.) числом блестящих адмиралов и офицеров... Но мне бы доставило честь «...» удовлетворение служить там, где обстановка тяжела и где нужна помощь, где я не был бы лишним. Пусть правительство короля смотрит на меня не как на вице-адмирала, а солдата, которого пошлет туда, куда сочтет наиболее полезным.
      Вопрос решен - Месопотамский фронт.
      Я не жду найти там рай, который когда-то был там расположен, я знаю, что это очень неприятное место с тропическим... (неразборчиво написанное слово, вероятно, «климатом». - И. П.), большую часть года с холерой, малярией и, кажется, чумой, которая существует там, как принято медицински выражаться, «эпидемически », т.е. никогда не прекращается... Неважная смерть, но лучше, чем от рук сознательного пролетариата или красы и гордости революции...». ГАРФ, ф.5844, oп.1, д.1, л. 86-112. Цит. по кн.: Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Исследователь, адмирал, Верхов. правитель России. М: Центрполиграф, 2002, с.261-262.

А затем в черновике письма Анне Тимиревой от 16 марта 1918 г. Колчак пишет:

«Сингапур, 1918, 16 III
<…> Прибыв на «Динега», которую я ждал в Шанхае около месяца, я был встречен весьма торжественно командующим морскими войсками генералом Ridand, передавшим мне служебный пакет... с распоряжением английского правительства вернуться немедленно в Китай... для работы в Маньчжурии и Сибири. Английское правительство после последних событий, выразившихся в наглом... (неразборчиво написанное слово, по смыслу - «попрании». - И. П.) России Германией, нашло, что меня необходимо использовать в Сибири в видах союзников к России, предпочтительно перед Месопотамией, где обстановка изменилась, по-видимому, в довольно... (слово написано неразборчиво; по смыслу - «благоприятном». - И. П.) направлении. И вот я со своими офицерами оставил «Динега», перебрался в Hotel d'Europe и жду первого парохода, чтобы ехать обратно в Шанхай и оттуда в Пекин, где я имею получить инструкции и информации от союзных посольств. Моя миссия является секретной, и хотя я догадываюсь о ее задачах и целях, но пока не буду говорить о ней до приезда в Пекин <…>». ГАРФ, ф.5844, оп.1, д.1, л.178-181. Цит. по Плотников И.Ф., Александр Васильевич Колчак. Исследователь, адмирал, Верхов. правитель России. М: Центрполиграф, 2002, с.264.

Плотников занимался темой гражданской войны в Сибири еще в советское время. Книга его, посвященная А.Колчаку, выглядит апологетикой ему. Так что маловероятно, что данные черновики выдуманы с целью дискредитации Колчака.

Сомнений в том, что Колчак видел в большевиках всемирное зло, у меня нет. Однако он не собирался Россию «спасать», пока не получил направление от Англии, на службе которой он находился. Подтверждением тому, что правительство Колчака - дело рук Англии, служит свидетельство американского генерала Грейвса (Уильям Сидней Грейвс, командовавший американскими оккупационными силами на Дальнем Востоке и в Сибири во время Гражданской войны в России), который со ссылкой на генерала Нокса (Альфред Нокс, глава британской миссии на Востоке России во время Гражданской войны) писал в своем докладе для Вильсона о роли Англии в организации колчаковской диктатуры. Нокс, цитируя заявление Уинстона Черчилля в палате общин 6 июня, утверждал, что англичане несут ответственность за создание правительства Колчака (см. книгу американских историков: Дэвис Д.Э., Трани Ю.П. Первая холодная война: Наследие В. Вильсона в совет.-амер. отношениях. М: ОЛМА-пресс, 2002, с.349).

И тут нелишне добавить, что Англию меньше всего волновала судьба России - ее волновали собственные интересы. Смотрите воспоминания Черчилля о целях англичан в организации белогвардейского движения (Черчиль В. Мировой кризис. М.-Л., 1932. с.167, 174):

«<…> По совету генерального штаба, начиная с июля месяца, Англия оказывала ему [Деникину] главную помощь, и не менее 250 тыс. ружей, двести пушек, тридцати танков и громадные запасы оружия и снарядов были посланы через Дарданеллы и Черное море в Новороссийск. Несколько сотен британских армейских офицеров и добровольцев в качестве советников, инструкторов, хранителей складов и даже несколько авиаторов помогали организации деникинских армий. <…> Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело. Эта истина станет неприятно чувствительной с того момента, как белые армии будут уничтожены и большевики установят свое господство на всем протяжении необъятной Российской империи. <….>».

Про помощь в создании белой армии в Сибири на осень (ноябрь) 1918 год, после заключения мира с Германией и выбора дальнейшего пути работы с Россией, Черчилль писал (Черчиль В. Мировой кризис. М.-Л., 1932, с.104):

«Поспешно создавалась новая сибирская армия. Из одних только британских источников она получила 100 тысяч ружей и 20 пулеметов. Большинство солдат были одеты в мундиры британской армии. Во Владивостоке были основаны под управлением английских офицеров военные школы, которые выпустили к этому времени 3000 русских офицеров, весьма, впрочем, посредственных».

Эти ружья, пушки, снаряды убивали русских людей. Так что Колчак, как и все белогвардейцы, работал на интересы Англии. И если кто-то думает, будто эти интересы совпадали с интересами России, советую поразмышлять, что было бы, если Советская республика не столкнулась бы с прямой интервенцией. Красные не были бы вынуждены так сильно закручивать гайки для сохранения российской государственности, не было бы ненужных смертей миллионов русских людей во время Гражданской войны, не была бы разрушена инфраструктура, сохранился бы золотой запас (а значит, быстрее шло бы восстановление).

Так что решение Смольнинского суда в январе 2017 года о том, что Колчак, будучи военным преступником, не достоин героизирования, можно только приветствовать. И, хоть в решении Смольнинского суда не фигурируют факты действия Колчака на стороне интервентов, данные факты отражены в Заключении Главной военной прокуратуры, составленном в 2004 году в ходе дополнительной проверки по просьбам поклонников Колчака:



У кого-то еще остались сомнения в том, чьи интересы продвигал своей диктатурой Колчак? Кстати, осознание своей невозможности без интервентов справиться с красными лишний раз показывает, что белые прекрасно понимали, за кого был русский народ. И народ это подтвердил, не дав оккупантам сломить его волю.

Гражданская война, интервенция, Колчак, белый коллаборационизм, история, белые

Previous post Next post
Up