Интересно, вы замечали, что радиоредакций музыки, чье определение являлось бы антиподом понятия "легкая", не бывает? Бывают редакции просто музыкальные, бывают редакции музыки симфонической, камерной, и т.п., но не бывают редакции музыки "сложной". Да, и что сложного может быть в музыке? Всё вписано в семь нот: что было, что будет, что могло бы быть...Редакция на Польском радио, которую он возглавлял, называлась редакцией легкой музыки. Его основная - не редакторская - профессия девять лет назад была вынесена в заглавие фильма.
Пианист.
"Я был один - не в доме, и не в округе. А один во всем городе"
Владислав Шпильман с сыном. Гамбург,
май 2000 гПересматривала отложенные когда-то для работы фотографии. Папка Владислава Шпильмана. Периодически возвращаюсь к ней, но понимаю, что добавить что-то к написанному в его
дневниках, трудно. Случайно выбранный отрывок, глава 7:
"В перерыве после первой части концерта мы с Гольдфедером вышли на улицу, чтобы спокойно выкурить по сигарете. Вместе мы выступали уже целый год и очень подружились. Сегодня и его уже нет, хотя, казалось, он имел больше шансов выжить, чем я! Это был не только выдающийся пианист, но и юрист. Он закончил и консерваторию, и юридический, но из-за слишком высокой требовательности к себе пришел к выводу, что стать первоклассным музыкантом ему не удастся, поэтому начал работать адвокатом, а теперь, во время войны, вернулся к игре на рояле.
Благодаря своим способностям, обаянию и вкусу он был очень популярен и любим в довоенной Варшаве. Позднее ему удалось бежать из гетто и в течение двух лет скрываться в доме у писателя Габриэля Карского. Гольдфедера застрелили немцы в маленьком городке недалеко от разрушенной Варшавы за неделю до прихода Советской Армии.
Мы курили, болтали, и постепенно усталость покидала нас. Угасающий день был прекрасен! Солнце уже скрылось за домами, но его багряные отблески еще лежали на крышах домов и отражались в окнах верхних этажей. Ласточки чертили в небе, чья глубокая синева постепенно блекла, остывая. Толпа на улице редела, а золотистый и розово-багряный свет этого вечера делал ее не такой грязной и несчастной."
А что, если...
Click to view
"В перерыве после первой части концерта мы с Гольдфедером вышли на улицу, чтобы спокойно выкурить по сигарете. Вместе мы выступали уже целый год и очень подружились... Он закончил и консерваторию, и юридический, но из-за слишком высокой требовательности к себе пришел к выводу, что стать первоклассным музыкантом ему не удастся, поэтому начал работать адвокатом, а теперь,...вернулся к игре на рояле. Мы курили, болтали, и постепенно усталость покидала нас."
Click to view
"Угасающий день был прекрасен! Солнце уже скрылось за домами, но его багряные отблески еще лежали на крышах домов и отражались в окнах верхних этажей. Ласточки чертили в небе, чья глубокая синева постепенно блекла, остывая..."
Пока я гадала, согласно переливам в названии знаменитых польских духов
"Быть может", которые так любили наши мамы, позволительны ли эти отстранения многоточиями в таких текстах, звучала музыка. Его. Шпильмана. Легкая до невозможности. Правда, помнится, Кундера честно
называл такую легкость бытия "невыносимой". Но мы же не о литературе здесь собрались поговорить. Мы только о музыке. Легкой. По сравнению с жизнью, любая музыка - такая.
Click to view
---------------------
Дополнения:
1. Владислав Шпильман будет одним из организаторов (1961 г.) Сопотского фестиваля, на котором звучало много любимых песен детства и юности, наверное, многих из нас.
2. Песня Шпильмана "Nie wierze piosence" (последний ролик) написана на стихи Бронислава Брока(Кауфмана). У Брока оказался очень интересный жизненный машрут. Польша, Германия, Франция, СССР, Израиль (умер и похоронен в Тель-Авиве, 1975 год)