"Сегодня праздник у девчат". Улица Дизенгоф, 34, "Cалон 17"

Nov 18, 2013 08:04

Из старых семейных фотоальбомов жителей Тель-Авива

===================

Поезд, который вывез их из Софии, назывался "Восточный экспресс". Безобидное название, если отвлечься от даты: 1942-й год. Правда, в определении направления следования состава не было и оттенка метаморфозы. Благостнее того восточного направления, в котором уезжала семья Папо и придумать было нельзя в пору, вот, уже, как, трехлетнего осуществления на деле Закона о депортации из Болгарии чужаков. Вечных - по причине своего происхождения, и вынужденно таковыми признанных - по причине факта рождения Гертруды Папо (Гальперин) в городе Черновцы, на Буковине.



обложка рекламного буклета салона мод "Cалон 17", работавшего в Тель-Авиве, на ул.Дизенгоф, 34, под руководством Гертруды Папо

Из Стамбула до Рош хаНикра, минуя Сирию и Ливан, их довезла маршрутка. Британским пограничникам были предъявлены сертификаты, подписанные самим Берлом Каценельсоном, на выяснение правдивости версии, изложенной отцом семейства, Марко Папо, и подкрепленной недетской молчаливостью двух дочерей Марко и Гертруд, Рахели и Малки, ушло дня три. Динамика этих 72-х часов не отличалась, как прежде, сменяемостью пейзажей за окном и нарочитостью удерживания в памяти безошибочного маршрута поездки, не предусматривающей билет обратный. Напротив, вид из окна бараков в лагере Атлит был довольно статичен, а в списке адресатов желанного прибытия оставался лишь один пункт - тель-авивский. Амалия Гальперин, мама будущей хозяйки модного салона, Гертруды Папо, опередила свою дочь и внучек на 10 лет, добравшись до Эрец Исраэль еще в 1932 году. В арендуемую Амалией комнату на тель-авивской улице Гордон и въехала семья Папо, оставив позади сменяемость экспрессов восточных на ближневосточную неоспоримость завершенности маршрута скитаний.



Гертруда Папо с младшей дочерью, Малкой. Хозяйка салона мод и одна из моделей, 1954 г., ул.Дизенгоф, 34

12 лет, прожитых в Тель-Авиве с момента прибытия, Гертруда Папо служила домохозяйкой. На год 13-й планы были откорретированы и мало кому пригодная в годы карточной системы потребления, введенной правительством Израиля в качестве вынужденной меры, мечта об открытия Салона Мод, была осуществлена. Название популярного американского журнала удачно будет вплетено в отметку о хронологии жизни младшей дочери Гертруды и Марко Папо, Малки, и свету будет явлен невиданный до сей поры в молодом еврейском государстве проект: мода для молодых, нескрывавшая равнодушия к полотнянности "хаки" и взявшая ориентир на, пришедший в послевоенную оттепель чувств, стиля, ритма дыхания и отчаянности амплитуд желаний, стиль "New Look"



Показ мод из коллекции "Салона 17" Гертруды Папо в Бейт Ционей Америка, Тель-Авив, 1954-55 гг.

"Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки."

Это слова Кристиана Диора, напомнившего миру о том, что, так называемый "Новый Облик", лишь долгожданное возвращение к вынужденно забытым приметам женственности стиля. Не правда ли, Гертруда Папо в своих тель-авивских работах была довольно чутка к направлению мысли великого модельера?



Малка Папо демонстрирует одну из работ мамы, Гертруды Папо

Шляпки-таблетки, прозванные в другой стране, хоть и далекой от французской столицы, но, также, как и Гертруда, сдавшейся на милость возвращения неопровержимых истин, "менингитками", удачно дополняли тот или иной ансамбль, выходивший из под грифеля воображения хозяйки "Cалона 17".



И, конечно, же обязательная пара перчаток - воздушных своей шелковой обольстительностью, играющих в намек на далекую от реала пригодность...



стены квартиры в тель-авивском доме по ул.Дизенгоф, 34, украшены эскизами модных силуэтов

Не уверена, что при изучении списка тканей, используемых Гертрудой Папо в работе своего модного салона, мы с вами сможем настоять на своих правах доброго и тесного знакомства с той или иной текстурой в полную меру: тафта, органди, шантунг, пике...



Перечисление используемых тканей можно увидеть в программе, выпущенной к показу мод "Cалона 17". Дефиле состоялось на подиуме тель-авивского Бейт Ционей Америка 1 июня 1954 года

Когда-то, за 20 лет до создания "Салона 17", мама будущей модоуправительницы с ул.Дизенгоф Малки Папо, Амалия Гальперин, привезет за собой в Эрец Исраэль несколько печатных станков качества, позволившего им впоследствии стать основой типографии, в которой будут печаться, среди прочих, газета "Palestine Post" и журнал, известный сегодня, как "Ле Иша". Когда-то, но уже спустя те самые 20 лет, дочь Амалии, Гертруда Папо, успеет лишь продиктовать одной из портних "Салона 17", Рут, указания к срочной корректировке некоего "синего платья со складками" в ожидании утренних съемок для обложки ... женского журнала "Ле Иша".



декабрь 1954 г.

Торопливость будет оправдана. Гертруда спешила. Видите, портниха, вместе с указаниями о сантиметрах, умудрилась записать и планы Гертруды на ... ханукальные оладушки ("левивот"). Ждали праздника.

Салон моды 17-летних просуществует несколько лет. Модные магазины входящей во вкус улицы Дизенгоф будут считать за честь представлять свою продукцию с маркой салона Гертруды Папо - мечтательницы, знавшей, что праздник, который ждут, состояться должен...



Из коллекции "Cалона 17", Малка Папо третья слева

image Click to view



Послесловие:

Моя игра со временем не удалась. После двухнедельной работы в переписке и телефонных беседах по подготовке интернет-публикации двух семейных альбомов Малки Папо (1, 2) на сайте проекта "Израиль, открывающийся взору", я решила немного задержать свое последнее письмо этой милой женщине.



50-ые гг, Малка Папо демонстрирует жакет с эмблемой "Салона 17", руководимого своей матерью, Гертрудой Папо (Гальперин)

Подумала, что не стоит, наверное, посылать сообщение с линком на публикацию в вечерние часы, т.к., Малка уже не молода (1936 г.) и нахлынувшие воспоминания не самый лучший помощник в ночной бессонице. Отослав письмо уже после полуночи, подумала, что утреннее известие оно благостнее ночных депеш. Но... просчиталась. Как там пелось в давней песне Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина?

"А за окном то дождь, то снег,
И спать пора, и никак не уснуть..."

image Click to view



Малка открыла почту в 3 часа ночи. Ну, а, дальше, вам уже не трудно будет представить, сколько ее родных начали свое утро с сообщения о том, что Малка, ее мама Гертруда и волшебство модных платьев тель-авивского салона мод 50-х годов "Cалона 17" с улица Дизенгоф, 34, теперь звезды Интернета. Наряду с Кристианом Диором, рекламными проспектами "Восточных экспрессов" и сумашествием заголовков, теснящихся в карточном споре за сиюминутность людского внимания...



фрагмент статьи, посвященной "Салону 17" и увидевшей свет на страницах журнала "ХаОлам хаЗе"  24 ноября 1955 года

старые фотографии, мода, ИзОтВз, Тель Авив, история Израиля

Previous post Next post
Up