Когда товарищ позвонил с вопросом, не хочу ли я в выходной закрыть сезон длинной удочки и заодно проверить работу нового импеллера в его водометном моторе, я, давая утвердительный ответ, даже ни на минуту не усомнился. Еще бы. Конец октября, а у нас еще открытая вода, и даже шуги по слухам на реках толком нету.
Да и с товарищем, который позвонил, очень комфортно на рыбалке время проводить. Тут все в зачет идет -и его умение организоваться, и поддержать диалог. В общем, не раздумывал, и согласился. Так же решили, что без нашего всего
7_lives не обойтись. Надо его взять, как без него. Источник постоянного рыболовного соперничества - он такой - помогает добится больших уловов.
Сразу решили, что идти надо в новые места. Для нас таким новым местом стало устье реки Чека, впадающей в реку Ола. Никто из нас там еще не был, но по слухам водометчиков - хариус на зимовку кучкуется именно там. Посмотрели по карте. Выяснилось, что бы попасть на Чеку -достаточно проехать на машине до реки Ола за национальным селом Клепка 60 километров, а дальше - поднятся на водомете вверх по течению еще около 25 километров. Хариус там по слухам просто плавится в котлах и ямах, а размеры мальмы вызывают удивление даже у бывалых рыбаков.
Ранним морозным ясным утром выехали из города на машине товарища. Погода в городе радовала. Минус 8 градусов, ясно, ветра нет. Хотя вот эти минус 8 беспокоили, но не сильно. Днем у нас еще около ноля +- 2 градуса. Просто надо подождать, пока солнце взойдет повыше.
О поездке, впечатлениях и оссобенностях - под катом. Лонгрид, если что...
Дорога до национального села Клепка большей частью грунтовая. Но мороз и тут сделал свое дело - все смерзлось в плотную ледо-грязевую массу, поэтому летели под 100. А вот за Клепкой - начались поля. Бывшие поля совхоза, на которых трудовое население Колымы в советское время выдавало турнепс, репу, капусту и прочие корнеплоды для прокормления остального народа. Сейчас народа стало меньше, поэтому и поля эти заброшены, но не совсем. Есть там обильное коровье стадо одного из местных фермеров, есть и посадки.
Но дороги вдоль этих полей - совершенно совхозные - остались. Джип качало, джип мотало и кидало. Кое-где приходилось ехать по полям напрямую. Но это все ничего, потому что ехать всего то надо было 15 километров.
1. Бывшие поля. И суровые Колымские пейзажи. Поздняя осень. На сопках снег уже не тает, хотя и лежит еще тонким слоем. Тайга уже не желтая, а серая, и только отдельные листики, чудом удержавшиеся на деревьях - лишь сухо шуршат под порывами северного холодного ветра. И да. В этих местах появился неприятный пронизывающий ветер. Хотя в городе его не было. Я сразу заподозрил неладное. Хм. Ведь коптер с собой - и если ветер будет такой же сильный - то вряд ли я смогу запечатлеть красоты реки Ола в районе впадения в нее реки Чека.
Кстати, о реке Чека. Происхождение названия ее мне не известно. Топономический словарь Северо-Востока СССР не содержал в себе записи об этом названии. Но скорее всего - что-то местное. Например, в Северо-Эвенском районе магаданской области есть река Чекамвайям, название которой переводится с местного наречия - "река с холодной водой" .
Ну а пока мы продолжаем движение. Ведь пока воды не увидешь - понять не сможешь - получится у нас что-то или нет.
2. Редкий кадр меня за работой. Обычно в команде фотографирую я. И очень очень редко фотографируют меня. Только с рыбой обычно, когда я же и попрошу. А тут вот, товарищ молодец - сообразил, что нужны кадры и бэкстейжа происходящего. Я в зимнем своем обычном рыбацком пуховике из холлофайбера, только верхнюю тканевую накидку снял. Оставил постирать перед зимним сезоном.
3. После съемки пейзажей проехали еще минут 15 и выехали на берег реки Ола. Первое, что выяснилось - ветер. Сильный ветер по ходу течения реки. Ровный такой - без порывов, но сильный. Около 10 метров в секунду. А второе - при взгляде на реку - полное разочарование. Фотография говорит сама о себе. Имя этоуму явлению - шуга. Река еще не встала - но на ее поверхности начинают образовыватся льдины. Еще не большие и тонкие. Но они опасны. Опасны как для ПВХ-лодки, так и для водометного двигателя. Ведь принцип его действия - это засосать воду и с силой выметнуть ее назад по ходу движения. И если в насос попадает лед - то даже такой тонкий может натворить делов. Минимум - потеря мощности, максимум - остановка двигателя и очистка решетки импелера. :(
4. Шуга идет. Кстати - это уже не совсем шуга. Ведь Шуга́ - рыхлые скопления твёрдой фазы агрегатного состояния вещества в его жидкой фазе состояния. В зависимости от количества льда шуга сохраняет способность течь как жидкость или теряет эту способность из-за возникновения заторов. А тут уже затор полным ходом идет образовываться, и лед такой - очень шершавый и очень неприятный.
Сели на берегу - разожгли костерок и собрали совет. Идти по этому на моторной лодке - нельзя. Вернее можно, но чревато как возможностью повредить и лодку и двигатель. Искать счастья в этом месте - ну можно попробовать, но сильный ветер даже не дает толком бросить муху в воду. Не говоря уж о блесне. То есть тоже не варинат. Поэтому - какие еще возможны варианты. Посидели - подумали, и приняли решение. Поехали на 19й километр клепкинской трассы - на ту же Олу, смотрим там обстоятельства, и если вода и погода позволяет - поднимаеся в нее. Ну да, постоянный читатель уже догадался, куда. В Ланковую. Хотя бы двигатель проверим, хотя по времени наврех далеко уйти не удастя. Но сейчас такая обстановка - что хариус с мальмой может быть и ниже тех мест, на которые мы обычно ходим на эту реку. Ну а раз так, затушить костер, и быстро сесть обратно в машину - дело пяти минут. Поехали обратно.
5. По дороге, еще раз обратили внимание на Клепкинские поля. Обращу и ваше внимание. Как можно растить что-то на поле с таким количеством камней? Ведь это же нонсенс. Причем видно, что поле подготовленное. Его боронили после уборки. Не? Или эти борозды ровные не борона? Но тогда почему не почистили от камней? В общем - Колымское поле - суровое и беспощадное.
Минут через 30 были на Оле (Ола, а не Оля, посмею заметить) в традиционном месте старта всех моторок на Ланковую. Рядом стоял 131 - тоже собирались. Правда там больше радовались выезду на реку, поэтому очень часто слышался звон стаканов. Ну, а у нас наоборот - все четко. В этом и прелесть выездов командой слаженной уже. Один качает лодку, второй складывает груз, который берем с собой, третий снаряжает спининги. В результате собрались очень быстро. Просто очень.
6. Установка двигателя.
7. Этот пейзаж у меня в журнале уже неоднократно появлялся. Но он все время в разных цветах. Летом зеленый, осенью желтый, ну а сейчас - серый. На реке много рыбаков, у которых нет водометного транспорта, но которым очень хочется поймать мальмы. Да и последние такие выходные без снега. Надо пользоваться моментом, пока есть возможность. Ведь зимой так не выедешь, морозы будут накладывать ограничение на подобного рода вылазки.
8. Ох уж эти колебания температуры возле уровня замерзания воды. Эти явления заставляют воду менятся, да так причудливо, что только диву даешься. На фото ниже есть все. Вода, жизнь, лед. И все это сплетено в кружева жизни и природы. Потом морозы ударят сильнее, и все это станет просто серой толщей льда. Но это потом - а пока - вот такие кружева.
Собрались настолько быстро, что первый раз у меня такое. Вышли. Товарищ дает полный газ. И восторг от нового импеллера. В прошлом году мы ходили мы на этом же моторе вдвоем и на особо сильном встречном течении скорость наша замедлялась почти до ноля. В этот же раз - даже на неполном газу втроем в лодке мы легко преодолеваем самые стремнины. На глиссере. Легко и не напрягаясь. Правда, радость длилась недолго. Через 100 метров прохода вверх по реке пришлось возвращаться. Настолько быстро собрались, что забыли вытащить ключи из машины и закрыть ее. У нас и так вроде спокойно с автомобильными кражами, да еще и в труднодоступных поселках вдалеке от основных трасс, но совсем то уж наглеть не стоит. Хотя бы элементарно закрыть автомобиль от подростков. Закрыли, вышли.
Ну а дальше - только вверх. Мотор работатает ровно, струя правильная летит назад, а мы мчимся к устью Ланковой. Хотя тут еще надо подумать по большому счету - что во что впадает. Но об этом позже, когда я покажу фотки с квадрокоптера.
Минут через 10 хода достигаем устья Ланковой. Там уже все занято. Куча народу (по нашему куча, около пяти человек) уже стоят и ловят. Причем они на резиновых лодках, на веслах пришли сюда с Олы. А забирать их будут машины ниже по течению. Это не сложно. Так у нас часто практикуется у тех, у кого мотора нет, но желания половить хоть отбавляй. Дорога подходит к этим местам вплотную и сверху и снизу - поэтому вот такой сплав выходного дня практикуется. Тем, кто как мы на моторе - проще гораздо...
Поэтому мы для начала встаем выше. Я закидываю свой любимый и безотказный в любое время года (по открытой воде) mepps black fury желтого цвета, а друзья начинают извращаться. У них на спининг ставится грузик весом около 10 грам, а выше его на отводных одна муха и один крючок с имитацией красной икры. Все это забрасывается, а затем потихонечку подтягивается. Донка у нас зовется. Без поплавка, спининг позволяет почувствовать поклевку только руками.
Минут 10 подобного времяпровождения - и товарищу садится хорошая такая мальмина. Да еще и в брачной расцветке. Готовый к нересту.
9. Мальма в брачной расцветке. Да, яркая, ведь это представитель лососевых, да еще и самец, способный оплодотворить много икры. Поэтому ему надо выглядеть броско в воде. Отсюда черный цвет, яркие пятна и красный рот. Не, сомневаюсь что рыбы целуются, но выглядит это эффектно. Самое интересное - что в отличии от красной рыбы типа горбуши, кеты и кижуча - мальма не погибает после нереста. Она просто зимует по ямам в реке, а затем скатывается в море на очердной цикл.И так - несколько лет. Правда - ему - не судьба. В кастрюле у меня плавает сейчас. Вкусный..
10.Товарищ выловил. На иголки лиственницы можно не обращать внимание. Ее (иголки) по берегам собираются целые ковры.
11. Пейзажи в районе лова. Где-то от этих сопок мы хотели изначально стартовать. Казалось бы, одна большая долина, но там ветер - а здесь тишина...
12. Рыбаки на устье. Ловят они только мальму, хотя хариус здесь тоже присутствует. Но его здесь мало, а вот мальма - любит такие места, поэтому ее много.
13. Еще игры воды и льда. Когда лед начал образовываться, вода была на его уровне. А потом упала. Но так как эта местность от солнца защищена большой сопкой, то температура именно у этих заломов не поднимается выше ноля. Поэтому льдинки и остались висеть вот таким вот напоминанием о близкой зиме.
14. Как я и говорил выше - сопка практически не пропускает солнце своим телом. Только вершинка и освещается. Но это и дает возможность сделать подобное фото. Холодно там. Но при этом солнце светит. Поэтому деревья и выглядят так. Уже по зимнему.
15. А еще на этом месте в воде выходит непонятный газ, который заставляет эту самую воду перемешивать песок.
Но, все эти пейзажи и прочие виды на давали мне главного - поймать хариуса на блесну. С учетом того, что мухи я совсем разлюбил - то ставить их и не хотелось. Но у меня есть еще одна муха.Весом под полтора кило, но при этом позволяющая бороздить не водные артерии Колымы, а ее воздушное пространство. Тем более - что в этих местах - никто не снимал никогда подобной штукой пейзажи. Значит решено. Беру спасжилет товарища, расстилаю на берегу, ставлю на него квадрокоптер. Так песок и мелкие камни не попадают в двигатель. Провожу предполетную проверку из 8 пунктов, собираю пульт управления, взлетаю.
16. Вот, опять спасибо товарищу - видно - что лечу. Коптера не слышно и не видно. Идешь только по приборам. Но какой же это кайф, запускать его в такой безлюдной местности.Раньше эти места можно было увидеть только с вертолета, билет на который стоит нынче совсем непотребных денег. А квадрокоптер - тоже стоит денег, но его можно запускать много раз. И там, где хочешь. И снять - что хочешь, а не путь вертолета.
17. Долина реки Ола. Горы на заднем плане - это то,куда мы хотели попасть. Но там помешала шуга и ветер - а здесь - тихо, ни ветерка, да и шуги нет. Так, жалкое ее подобие.
18. А вот тут большую часть пейзажа занимет та сопка вдоль которой и течет река. Только Ланковая. А Ола подходит под углом в 50 в градусов тремя протоками. Ну и получается - что везде официально считается, что Ланковая впадает в Олу. Но судя по виду с высоты - это Ола впадает в Ланковую. Ну если смотреть буквально. Но на самом деле - объем воды в среднем за годы текущий по Оле - гораздо больше - ибо в нее просто впадает больше ручьев и течет она с гор. А Ланковая - тундровая речка. Поэтому по объему переносимой воды - Ола больше. Поэтому и считается - что Ланковая впадает в Олу, а не наоборот, как по виду кажется.
19. Ланковая. Здесь, в этом районе еще не меандрирует. :)
После полетов, и повторного пробования спинингов на устье Ланковой - приняли решение поднятся еще чуть выше по течению. Бараборка - заброшенный еще в 40х поселок имел там свою пристань. Уж не знаю - как туда ходили маленькие баржи, слишком мало воды, но сейчас от пристани ничего практически не осталось, кроме разбросанных там и тут бетонных конструкций и огромной ямы перед причалом. Да и идти до нее всего минут 10 на моторе. Сказано, сделано. Пошли.
20. Бараборка. Ничего уже поселок не напоминает. Тайгой все заросло, кроме пары артефактов.
21. Вид от Бараборки на верхнее течениие Ланковой. Именно здесь река начинает изрядно меандрировать поворачивая на 180 градусов чуть ли не каждые полкилометра. Между сопок течет, поэтому и такой вот вид. Здесь нет сопок огораживающих солнце, поэтому температура плюсовая. Даже поснимали бушлаты. Хорошо. Последние дни осени.
22. Воробей ловит. У него задача - проверить то, что он навез себе в магазин в натуральных условиях. Ведь магазин небольшой, поэтому товар надо закупать тот, который расходится. А лучший способ найти такой товар - это самому попробовать все приманки. Поэтому Воробей больше использовал время на подбор снастей. Надо отдать должное - подобрал.
23. Загадки Бараборки. Возле остатков пристани стоит вот такая железная конструкция. Для чего предназначена была - загадка. И ведь притащии ее сюда. И зачем-то вырезали в металле дырки. С другой стороны есть даже вход туда. Но что это? Зачем? Для чего? Здесь не добывали золота, не растили пшеницу. Здесь был только детский лагерь и небольшое поселение до этого. Очередная загадка Колымы. И нет уже тех, кто бы рассказал про это. Время бежит.
24.О, есть успех подбора мухи. Мальма, не хариус - но тоже рыба. Поймана. А потому радости Воробья нет предела.
25. Хоты вывод рыбы очень осложнялся ледовой обстановкой. Здесь большая яма у берега - в которой нет течения. Поэтому тут уже тонкий лед образуется. Нет, ходить по нему нельзя, поэтому мы его продавили - и отпинали от себя. А он скопился чуть подальше такими вот наплывами. Красивый первый лед.
26.Побегал по заброшке, поснимал, а потом решил взять спининг в руки. И - так как это все таки большая яма - не прогадал. Заброс, проводка блесны, игра с остановками и изменением скорости проводки приносит удачу чуть ли не на второй заброс. И при этом осенний, откормленный жирный хариус. Пусть и не очень большой - но он реально сопротивлялся сильнее, чем августовский. Ну еще бы - все лето и осень набирался сил, что бы стоять зимой в яме, и практически ничего не есть. Дремать. А тут такая жирная блесна играет и проплывает мимо. Чего бы не схаватить - лишней еды не бывает. Ну и вот. Схватил.
27. А вот итог стояния на этой яме через час. Да, это не 60 кг в августе на этой же реке за два дня, но это все таки результат. Это закрытие сезона, это возможность окунутся в летнюю рыбалку на переломе осени и зимы. Это счастье. Блесна, заброс, проводка, удар.И так несколько раз. И вывод рыбы на лед, а потом уже на берег. Осень. Холодно. Интересно.
28. Воробей - ну он тоже доволен. Наконец-то поймал на те снасти которые завозит в магазин. Значит, можно советовать то или это клиентам, которые придут к нему за покупками. Чего не радоваться. Да и мальма - в это время года - улов неплохой. Жирная, красная рыба. Еще и с икрой - которую можно сделать, хотя у нас этим мало кто заморачивается...
В четыре часа дня собрались домой. Благодаря неверной политике в отношении часовых поясов в нашем краю в 5 вечера уже становится темно. А с учетом того, что этот выезд последний - надо добраться до места выхода, просушить как следует лодку и мотор для постановки на зимнее хранение, вопрос солнца при условии околонулевых температур встает очень серьзно. Несмотря на уловы и все прочее.
Поэтому сорвались - и через 20 минут причалили. Все. На месте. Скидываем мотор, ставим лодку на весло, сушим. Пока сушим - можно сделать по глотку кофе и откусить бутербродика. Поставив кресло к урезу воды, сел и поиграл на хомусе, отдал дань этим местам. До следующего лета, ведь зимой здесь делать нечего будет. Прощай солнце, еще хотя бы дающее приятное тепло на открытые участки кожи. Хомус, глоток кофе, хомус. Здесь хорошо было летом, пусть теперь природа отдохнет от присутсвия человека. На следующий год - я вернусь. Половить хариуса, кижуча, поиграть на хомусе возле костра под наблюдением медведей из темноты. Просто провести время в тайге, где никого нет от тебя на 25 километров вокруг. Предоставленным самому себе. Расчитывающего только на самого себя. Это прекрасное чувство. Его надо повторять и переживать еще и еще. Без него - в жизни становится грустно и пусто.
Пока, Ланковая. Пока, Ола. Великие реки, оду которым я готов петь бесконечно... Я вернусь... В следующем году.
Добавляйтесь в
друзья.
Или не добавляйтесь, сами решайте. :)
Я есть на
фейсбуке, в
твиттере, и с недавних пор в
гуглоплюсе. Добавляйтесь! :)