(По поводу митингов протеста в России)
Примерно 70 % россиян не поддержали на выборах партию власти. Казалось бы всё понятно - воля народа услышана, результаты выборов более чем трезвящие для власти и отрадные для оппозиции. Ан нет... Опять у нас недовольство, опять протест, опять возмущение…
Но есть ли во всём этом правда… не человеческая, которая, увы, переменчива, а истинная, высшая правда?
У нас как-то почти за аксиому принимается, что народ всегда прав… хотя бы уже потому, что составляет он то сакральное большинство, которому разве что не призывают молиться. Но с какой стати я должен верить в эту байку? Или я должен забыть, что именно большинство когда-то орало, срывая глотки: «Распни, распни его!»…
На днях почти случайно мне попалось на глаза любопытное свидетельство очевидца… слова, сказанные старцем Варсонофием Оптинским о нашем народе. Прелюбопытное высказывание, особенно ценное тем, что передаётся оно не понаслышке, а непосредственно участником этого разговора игуменом Варсонофием (Толстухиным).
Разговор происходил в ноябре 1911 года. Речь зашла о покойном императоре Александре III. И вот что сказал старец:
- Бог воздвиг могучего императора для России и хотел призвать через него русский народ от славы к большей славе. Но об этом уразумели другие народы и трепетали перед русским императором, а русский народ не оценил его и стал сознательно уклоняться от веры и своего призвания. Тогда Бог отнял от России великого царя и дал русскому народу царя, не могущего сопротивляться злой воле народа. А когда люди начинают жить по своему разуму, не сообразуя своей воли с волей Божественной, тогда грядут на них великие переживания. Вот так будет и в России. В 1914 г. начнется Великая война, а в 1917 г. повезут царя в Сибирь. А далее ожидают Россию кровь и слезы". И старец горько заплакал.
- - -Я русский человек и то, что я не живу на территории Российской Федерации вовсе не означает, что я не понимаю и не чувствую то, что там происходит. Напротив, со стороны, может быть даже виднее суть происходящего.
А происходит вот что - очередная тотальная подмена ценностей. За двадцать лет народ приучили к тому, что главное условие личного счастья - это достаток и сытость и если какая-то власть нам это не обеспечивает, то нужно эту власть сбросить и дать дорогу другой - рвущейся на пьедестал. Эта, по крайней мере в первое время, станет давать больше…
Но сама предпосылка больна и ничтожна. Да поймите же, не сделает нас счастливыми ни демократия, ни либерализм, ни сытая и комфортная жизнь! Не сделает нас всё это людьми, потому что это всё вообще не имеет отношения ни к человеческому достоинству, ни к правде!
Знаете, я, может быть резко скажу, но прямо, что думаю. Господь по нашим грехам в последнее время попустил в мире особенно дерзко действовать бесу мятежа и смуты. Этот бес привлекает на свою сторону многих людей и их руками под видом правдолюбия разрушает всё то доброе, что созидалось в мире с огромным трудом иногда на протяжении десятилетий. Этот бес лукаво, но узнаваемо, по одной схеме действует в разных странах. И особенно грустно, когда этому духу мятежа отдаются самозабвенно люди, мнящие себя христианами. Но не будем обольщаться, дух Христов иной!
Когда апостолы предлагали призвать огонь с неба и истребить селян, не принявших Благую весть, Господь запретил им со словами: «Не знаете какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55, 56). Вспомним и апостола Петра, который призывает повиноваться властям «не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2, 13-19). Ему вторит и апостол Павел, как бы подтверждая, что высказанная мысль не просто частное мнение, а истинно воля Божья: «Противящиеся власти противятся Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 2).
Честно скажу - горько читать рассуждения не только мирян, но и священнослужителей о какой-то борьбе, протестах, требованиях справедливости… Хочется сказать: Э-э, постойте, да христиане ли мы вообще? Или не нам говорил с горечью и болью апостол Павел: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 7)
Это для кого сказано? Опомнитесь! Какого благополучия и свободы и справедливости мы ищем… Откуда это? И какое отношение имеет к нашей душе, к её спасению? И если сказано, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), так не лучше ли благодарить Господа, что скорби эти не так ещё велики, как мы заслуживаем, и не так их много, как было у наших недавних предков. Откуда же эта чёрная неблагодарность и не властям только, но и Богу за Его благодеяния? Ведь это не христианство вовсе, а элементарное лицемерие!
Да, есть, конечно, и нищета и коррупция и случаи «вопиющие». Но со всем этим нужно разбираться по существу и последовательно, а не валить всё в кучу.
Давал Господь не раз "по сердцу" русскому народу то, что он искал и плакал потом народ, потому, что вкушал плоды своеволия. И плоды эти оказывались невыносимо горьки! Неужели опять пойдём путями своего развращённого, горделивого и слепого сердца… или одумаемся, вспомним, что есть заповедь о смирении и только её соблюдение может доставить действительный покой и радость душе.