Как Иван Васильевич менял профессию

Mar 10, 2016 17:06

Оригинал взят у slavikap в Как Иван Васильевич менял профессию

Леонид Гайдай должен был снимать комедию без царя, Кремля и «комикования».

В 1973 году новую картину киностудии «Мосфильм» «Иван Васильевич меняет профессию» посмотрело более 60 миллионов советских зрителей. Где и как снимался фильм, ставший одним из лидеров советского проката?



Вы не хулиганьте!

На Михаила Булгакова Леонида Гайдая потянуло не впервой. Еще в 60-х годах режиссер намеревался экранизировать «Бег». С «Бегом» не сложилось, и планы постановщика переместились на сатирическую пьесу «Иван Васильевич». Он так хотел сделать этот фильм, что отказался от варианта съемок в Италии: не практиковавший в эксцентричной стилистике Эльдар Рязанов предложил преуспевшему в этом жанре коллеге снять «Невероятные приключения итальянцев в России» вместо него. Но Гайдай предпочел комедию о машине времени, которая перенесла современных москвичей в палаты Ивана Грозного, а царя - наоборот, в наше время.



В начале февраля 1972 года сценарий Владлена Бахнова и Леонида Гайдая был одобрен, но из Комитета по кинематографии поступили указания кое-что исправить.


Во-первых, чиновники требовали перенести место действия подальше от Кремля. Во-вторых, рекомендовали избегать конкретной исторической отсылки. Снимать кино предлагалось на обобщенном материале, без привязки к той или иной эпохе и определенному историческому лицу. Никаких Ивана Грозного и событий из его царствования. Это просто фантазия, плод воспаленного воображения ударившегося головой изобретателя. И, в-третьих, советовалось воздержаться от излишнего «комикования»: достаточно смешного сценария.

Царем будешь

Гайдай изменял принципу «все свои» лишь по необходимости. Снимать «Ивана Васильевича» он взялся с проверенной командой: оператором Сергеем Полуяновым, звукооператором Раисой Маргачевой, художником Евгением Куманьковым и композитором Александром Зацепиным.
И актеров режиссер хотел снимать тех, с кем работал раньше. Но Юрий Никулин от главной роли отказался. Прочтя написанный под него сценарий, артист побоялся, что картину положат на полку, и не захотел напрасно тратить время. Он и Гайдаю не советовал связываться с сюжетом о проходимцах, которые могут править страной.
Гайдаю ничего не оставалось, как искать другого царя. Эта ситуация нашла отражение в фильме, когда режиссер Якин говорит о коллеге, что у того никого нет на роль Ивана Грозного.



Выбирать пришлось из восьми кандидатов. Евгения Евстигнеева забраковали чиновники. Георгию Вицину помешала ассоциация с Трусом. А Евгений Лебедев не убедил режиссера в образе управдома. Одновременно убедительно сыграть и ничтожного Буншу, и сурового Ивана Грозного удалось лишь актеру Театра им. Вахтангова Юрию Яковлеву, которого после блестящих проб утвердили на две главные роли сразу.



Я не узнаю вас в гриме

Сыграть царя мечтал и Владимир Этуш. У Гайдая он снимался до этого в «Кавказской пленнице». Но «товарища Саахова» в новой комедии ждала другая роль - не бедствующего стоматолога Шпака, которую артист сыграл не менее выразительно.
Обокрасть Шпака должен был Андрей Миронов. Но актер не воспользовался предложением сыграть колоритного жулика Жоржа Милославского (зато согласился сниматься в образе майора из уголовного розыска в «Невероятных приключениях итальянцев…» Эльдара Рязанова). Просмотрев пробы Сергея Никоненко и Вячеслава Невинного, а также двух реальных Жоржей - Георгия Буркова и Георгия Юматова, Леонид Гайдай предпочел всем кандидатам Леонида Куравлева. Это был их первый опыт совместной работы, который оказался удачным.



Большинство же актеров - из постоянной режиссерской «обоймы» Гайдая. Изобретателя Тимофеева хотел сыграть Олег Видов, но автор картины взял на эту роль снимавшегося у него в образе Шурика Александра Демьяненко. В новом фильме он тоже - Шурик, хотя по пьесе - Николай. Жену Тимофеева Зину пробовались сыграть три Натальи: Гвоздикова, Гундарева и Селезнёва. Победила партнерша Демьяненко по «Операции «Ы»…», с которой Шурик готовился к экзамену.



«Своими» были на картине Савелий Крамаров (царский писарь Феофан) и Наталья Крачковская (супруга управдома Ульяна Андреевна), Сергей Филиппов (шведский посол) и Михаил Пуговкин (режиссер Якин).



Проблемы с утверждением были лишь у Пуговкина. Раньше его гнобил киноначальник Иван Пырьев (из какой-то личной неприязни  рекомендовал не снимать, и всё тут), а после его смерти «эстафету» подхватили другие члены худсовета. Авторитеты оскорбились, что режиссер Якин - дурацкий персонаж. Защитить выбор Гайдая помог режиссер Григорий Чухрай. Он назвал образ правдивым, чему доказательство - неразумные высказывания  некоторых коллег на том же худсовете.



Увидеть древнюю Москву

Снимать московскую старину решили в только что отреставрированном Кремле. Но не московском. На неделю съемочная группа отправилась в Ростов-Ярославский. Там тоже есть древний Кремль, у стен которого с 26 августа 1972 года Гайдай и гонял стрельцов за «демонами» и отправлял войско на войну. Снимая на натуре проезд царской конницы, режиссер помог местным музейщикам развлечь иностранных туристов. Дважды экскурсанты открывали рты от удивления, когда мимо них проносились облаченные в древнерусские кафтаны всадники с боевым оружием в руках. После съемок музейщики уломали режиссера оставить пару костюмов и бердышей для экспозиции. С тех пор там встречают гостей хлебом-солью в облачении стрельцов Ивана Грозного.



Кстати, добрая половина исторических нарядов попала в комедию из фильма «Иван Грозный» - их подобрала для Гайдая работавшая в легендарной картине Сергея Эйзенштейна художник по костюмам Лидия Наумова.
Остальную натуру снимали в Москве. Управились за пару недель. До 17 сентября отсняли: дом Шурика (улица Новокузнецкая, 13, корпус 1 - там был попавший в кадр реальный магазин «Светоч») и маршрут Шурика по радиомагазинам за транзисторами («Радиотовары» были по соседству); разговоры в телефонной будке подруги Якина и Жоржа Милославского и вид на столицу с балкона высотки на Калининском проспекте; проезд по городу Якина в машине из «Бриллиантовой руки» (первый послевоенный советский автомобиль представительского класса «ЗИС-110») и проезд милицейской «Волги» и «Скорой помощи» по улице Поварской, Бородинскому мосту и Калининскому проспекту.



Красота-то какая, лепота!

Основные же съемки проходили в декорациях «Мосфильма». В одном павильоне, на площади в полтора гектара, был построен комплекс из 16 объектов. Современность здесь соседствовала с древностью. Как и в фильме, от царских палат квартиру Шурика отделяла лишь стена. Рядом размещались шесть помещений из времен Ивана Грозного и десять - из 70-х годов 20-го века. У Булгакова были 30-е годы, Гайдаю пришлось обновить антураж. Скромная квартирка инженера Шурика и респектабельные хоромы зубного врача Шпака, кабинет стоматолога и царская трапезная, лифт, в котором «замуровали» Ивана Грозного, и эстетичная лестничная площадка дома «образцового быта» - безупречная работа декораторов, заставивших ждать возведения всего перечисленного всего два месяца.



К слову, лестничную площадку из декораций к «Ивану Васильевичу…» параллельно использовали для съемок и создатели телесериала «Большая перемена». По иронии судьбы, в обоих фильмах была занята новая для Гайдая актриса Нина Маслова. В «Большой перемене» она играла Коровянскую - любимую девушку героя Савелия Крамарова, с которым пересеклась и в сцене царской трапезы в «Иване Васильевиче…». А у Гайдая Нина Маслова сыграла царицу, застенчиво опускающую глаза от приставаний захмелевшего на пиру царя-самосванца. Но лицо ее скромная героиня Марфа Васильевна прятала не из кокетства: у актрисы под глазом был синяк. «Постарался» приревновавший к кому-то на вечеринке второй супруг артистки - интеллигентный человек, дирижер симфонического оркестра…

Тьфу на вас!

А Владимир Этуш и Наталья Крачковская могли получить производственные увечья на съемочной площадке. Исполнитель роли Шпака - в сцене разговора с милицейской овчаркой («Три магнитофона, куртка замшевая, три…»). Режиссер просил подсесть к служебной собаке поближе, и та актера едва не покусала. А исполнительница роли жены управдома Бунши чуть не сорвалась с балкона.



Перелезать по перилам между смежными квартирами Наталья Крачковская категорически отказывалась. И режиссер пошел на хитрость. Зная, что актриса панически боится высоты, Гайдай решил, что она не рискнет смотреть вниз, и соврал о подстраховке. Но Крачковская, перелезая с одного балкона на другой, случайно бросила взгляд под ноги. Не увидев обещанной люльки, она от страха потеряла равновесие. Если бы не схвативший актрису за одежду оператор, съемка могла бы закончиться трагически.
Наталье Крачковской вообще эта роль обошлась дорого. То полнеть режиссер заставлял, то наголо стричься. А в довершение ко всему Крачковская подхватила простуду, которая закончилась воспалением легких. В разгар работы над фильмом актриса выбыла из графика на целый месяц, а вернувшись в строй, должна была быстро потолстеть, так как болезнь забрала несколько килограммов. Поправлялась для роли по рецепту Гайдая: на завтрак - манная каша с двумя яйцами, на обед - овсянка, на ужин - сладкие макароны с маслом. Углеводная диета сделала свое дело: Крачковская набрала лишний вес, который потом уже не смогла сбросить, как ни старалась.

Ой, бесовская одёжа, ой, искушение…

А когда актриса не согласилась расставаться ради одного эпизода со своей шевелюрой, Гайдай ей придумал новую пытку. Для сцены с фразой «И тебя вылечат… И меня вылечат» Крачковскую «заточили» сразу в два парика. Когда она снимала верхний, с длинными прядями, то оставалась в нижнем, детской резиновой шапочке с наклеенным «бобриком». Тесная шапочка так давила голову, что актрисе было не по себе. Лицо быстро отекало, приходилось снимать парик и массажировать голову. Для следующего дубля парик натягивали снова. На крохотный эпизод ушел полный рабочий день.



Другой Наталье - Селезневой - повезло больше. Ей достался парик, изготовленный лучшими мастерами для Любови Орловой. В нем советская  звезда должна была сниматься в картине «Русский сувенир». Примерив парик, суперстар закапризничала: и цвет не ее, и фасон не тот. Так и пролежал реквизит не востребованным, пока не пригодился «жене Шурика». А одел современную красавицу в супермодные наряды лучший советский модельер Слава Зайцев.



Танцуют все!

Пела за Наталью Селезневу в комедии Нина Бродская («С любовью встретиться - проблема трудная»), хотя изначально «Январскую вьюгу» записывала София Ротару. Ее исполнение было на высоте, но тональность певицы отличалась от голоса актрисы. Кроме песни, из-за брака пленки пришлось перезаписать и сцену с этим исполнением - эпизод на берегу Черного моря снимали в мартовской Ялте уже на этапе монтажа фильма.
Вторую песню Александра Зацепина и Леонида Дербенева «Разговор со счастьем» исполнил Валерий Золотухин («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»). Третью, «Маруся» («Кап-кап-кап»), записал хор МВО (солисты - Лев Полосин и Борис Кузнецов).



А «Куда едет собака крымский царь? Собака!» - оказывается, аутентичная вещь. Песня эта («То не сильная туча затучилась») - из Смутного времени, когда на Русь пришли крымские татары. Посвящена она разгрому крымского хана в 1572 году.
В эпизоде же со звоном колоколов, наоборот, слышатся современные мелодии: позывные радиостанции «Маяк» («Подмосковные вечера») и «Чижик-пыжик». И Иван Грозный в квартире Шурика слушает музыку наших дней: «Песню про зайцев» в исполнении Юрия Никулина из фильма того же Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» («А нам всё равно…») и  «Поговори хоть ты со мной…» («Вариация на цыганские темы») в эксклюзивном исполнении Владимира Высоцкого (запись сделана специально для этой картины).

Без санкций соответствующих органов

Избегая анахронизмов, Гайдай бережно «модернизировал» пьесу под новое время. Если в оригинале Бунша приказывает музыкантам сыграть румбу, то в фильме он предлагает петь «что-нибудь массовое, современное», переиначивая куплет из мультфильма про Антошку: «Это нам не тили-тили, это мы не трали-вали».



В пьесе инженер Тимофеев задумывает отправиться к Ивану Грозному, услышав радиотрансляцию «Псковитянки», а в картине изобретателя вдохновляет опера «Борис Годунов», которую показывают по телевизору.
Упоминаемый у Булгакова патефон в фильме становится магнитофоном, а коверкотовое пальто - модной замшевой курткой.
В разговоре с Иваном Грозным Якин перечисляет популярных артистов Юрия Никулина, Сергея Бондарчука и «Кешу» - Иннокентия Смоктуновского. Панибратствующий с царем режиссер - карикатура на Ивана Пырьева (Гайдай его недолюбливал).
В пьесе милиция задерживает Милославского одновременно с Буншей. Психиатры - тоже не из оригинала, это уже «сквозная» тема Гайдая.
Кемскую волость в пьесе распоряжается отдать шведам не Бунша, а  Милославский. Гайдаю показалось, что интереснее будет - наоборот.



Паки, паки… иже херувимы

По соображениям цензуры кое-что пришлось переозвучить. Например, на вопрос Бунши, кто будет оплачивать банкет, следовала фраза: «Народ, ваше величество». А на экраны комедия вышла с наложенным ответом: «Во всяком случае, не мы».
В сцене допроса Иоанна Васильевича милиционер спрашивает, где тот живет, и царь в пьесе отвечает: «Москва. Кремль». Однако в фильме святыню заменили невнятными «палатами».



В эпизоде со шведским послом реплику «Мир, дружба» перезаписали на «Гитлер капут!». А оригинальная фраза Бунши на царской трапезе: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию» - осталась в картине без «творческой интеллигенции».
В оригинале царь описывает красоту «боярыни» на два слова полнее, чем в фильме: выпало «телом изобильна» (в наше время это уже не комплимент, а намек на лишний вес, которого у исполнительницы роли жены Шурика, конечно, не было).
В целом ленту сократили почти на 180 метров. Некоторые вырезанные фрагменты вошли в стилизованную под немое кино
сокращенную версию «Ивана Васильевича…» под названием «Чёрные перчатки». Ее главным героем стал квартирный вор Жорж Милославский, который должен был убеждать советских людей «хранить деньги в сберегательной кассе». Выпущенная на 8-миллиметровой пленке 12-минутная короткометражка предназначалась для киножурнального просмотра.

Да пёс с ними!

Поскольку авторы картины сознательно дистанцировались от ассоциаций с реальностью, соблюдение исторической правды в задачи не входило. Иначе бы на пиру у Ивана Грозного не оказалась «икра заморская, баклажанная» - баклажаны в Россию завезли только спустя два века.



Есть и более серьезные расхождения с реальностью. Например, у царицы Марфы Собакиной не могло быть такого цветущего вида, потому что она была нездоровой и прожила после свадьбы с Иваном Грозным лишь две недели (вероятно, ее отравили). Из-за болезни новобрачной царь даже не успел вступить с ней в супружеские отношения.



Иван Грозный на самом деле родился не в 1533 году, когда умер его отец, а тремя годами ранее. И летоисчисление в тогдашней Руси велось не «от рождества Христова», введенного Петром I в 1700 году, а «от сотворения мира». Дату своего рождения Иван Грозный должен был назвать иначе: «Лето 7038 от сотворения мира». Да и символы монаршей власти появились лишь в XVII веке, так что державу и скипетр Иван Грозный брать в руки не мог. Как не мог и креститься тремя пальцами: по старому обряду, до 1653 года, православным полагалось осенять себя крестом двумя перстами.



Не подписывал в действительности государь и «исторические документы» - он заверял их царской печатью.
Не так на самом деле выглядело и царское войско: сбривать усы и бороду простолюдину запрещалось.
Историки могут предъявить претензии и к белокаменному Кремлю: Иван Грозный правил в дошедшем до нас краснокирпичном Кремле, построенном во времена его деда Ивана III.

Нам ли быть в печали?

Как всегда у Гайдая, обстановка на съемках располагала к творчеству. Благодаря импровизации актеров и режиссера, в комедии появились крылатые выражения, которых не было в пьесе. Например, к булгаковской фразе: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» - Леонид Куравлев добавил от себя остроумное продолжение: «Если, конечно, они у вас есть». А Владимир Этуш прямо в кадре придумал реплику: «Закусывать надо».



Картину сняли за 71 рабочий день. За 2,5 месяца артисты получили неплохие деньги. Гайдаевской комедии, наконец-то, присвоили 1-ю категорию, что отразилось на повышенных гонорарах. Леонид Гайдай заработал почти 8 000 рублей (5 948 - за режиссуру и 2 000 - за сценарий), Юрий Яковлев (за две роли) - 4 350 рублей. По убыванию суммы распределились в такой последовательности: Леонид Куравлев - 2 312, Александр Демьяненко - 1 663, Савелий Крамаров - 1 129, Михаил Пуговкин - 788, Владимир Этуш - 630, Наталья Селезнева - 362, Наталья Крачковская - 347, Сергей Филиппов - 258, Наталья Кустинская - 168, Нина Маслова - 101.
Руководство «Мосфильма» приняло «Ивана Васильевича…» на ура. Советскую картину даже показали в США - в американском прокате лента называлась «Иван Васильевич: назад в будущее».
О триумфе коллеги говорили товарищи и конкуренты. Режиссер Георгий Данелия предложил оберегать комедии Леонида Гайдая как национальное достояние.



Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)

© Вячеслав Капрельянц, 2016

история, кино

Previous post Next post
Up