![](http://img15.nnm.me/4/2/3/0/0/ed4e14eeb4ac3fb29645e415559_prev.jpg)
Бывший город Александровск, который должен был ответить, чего это он по-испански вдруг поёт вместе со своим северным соседом, теперь, можно сказать, стал символом не только современной украинской, но советской металлургической промышленности. Ну и, конечно же, стройка века - ДнепроГЭС.
Что сказать. Промышленные города я люблю. Конечно жить бы я ни в одном из них не хотел, но приехать посмотреть торчащие до горизонта заводские трубы, особенно после всяких старинных исторических городков с церквями и усадьбами, на контрасте всегда очень интересно.
![](http://img15.nnm.me/6/5/5/7/c/66587ad6763e23f10140cf30f47_prev.jpg)
У меня в коллекции уже были такие славные металлургические города, как Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк. После этой украинской поездки также внезапно прибавились сразу Новотроицк, и казахские Рудный и Темиртау. Про них ещё отдельно расскажу.
![](http://img15.nnm.me/6/c/d/8/2/d190ff0cbbfb3eb68ab9c30544c_prev.jpg)
Город Запорожье раскинулся преимущественно на левом берегу Днепра. Есть некоторые районы на правом, соединённые с центром ДнепроГЭС. Занимает город гигантскую территорию. В основном это всякие заводы. Самый крупный из них - завод Запорожсталь. Ехать вдоль его территории надо несколько километров. Трубы Запорожстали видны со многих точек города.
![](http://img11.nnm.me/f/d/7/b/e/bbad5edbde0e6a2f8c4f746f0bf_prev.jpg)
Но начнём, всё же по порядку. Вот прибываете вы в город на вокзал Запорожье-1, расположенный на ж.д. магистрали "Москва-Севастополь".
![](http://img15.nnm.me/f/0/c/9/e/b783495e17248e7b6a996221813_prev.jpg)
Раньше это был оживлённейший вокзал. В сезон тут проходило в сутки больше 50 пар поездов. Увы, славные времена прошли в связи с известнейшими событиями. Сейчас вокзал стал довольно глуховатым.
![](http://img15.nnm.me/2/9/2/f/2/dc2d40732a1a07a4d6147ccc1bd_prev.jpg)
Архитектурные элементы вокзала уже сразу намекают, что мы прибыли в город не бездельников, а людей труда!
![](http://img11.nnm.me/f/6/8/6/7/636831ab55b499c97b19cff9d9e_prev.jpg)
Прямо с вокзала начинается длиннейший в городе проспект Ленина. Местные жители вам скажут, что это длиннейший проспект в мире, 11 км, но на самом деле это не так, инфа 100%! Даже в недалёком Харькове есть более длинный Московский проспект (18 км), а в Москве - Ленинский (14 км).
![](http://img11.nnm.me/1/d/1/0/c/f1146739ac77313a858b19bd55d_prev.jpg)
Запорожье - очень промышленный город, как и Новокузнецк. Заводы здесь на каждом шагу, не единой сталью живёт город! Прямо около вокзала мы видим, чтобы вы думали... легендарный завод ЗаЗ, выпускавший героев многочисленных анекдотов!
![](http://img12.nnm.me/5/3/7/9/6/a5cd2c73a76a14a880d9f6cbedc_prev.jpg)
Продукция завода периодически встречается на дорогах Украины, в том числе и в самом Запорожье.
![](http://img15.nnm.me/d/c/3/c/1/252e8e9f22d8ced2bf8e66cd783_prev.jpg)
Но мы с вами садимся на трамвай №16 и едем на нём через весь город смотреть Запорожсталь!
![](http://img15.nnm.me/9/3/d/e/1/81661b735fe940c74bef2d530e9_prev.jpg)
Около остановки с говорящим за себя названием "КПП Мартены" трамвай благополучно ломается, и гордость советской металлургии можно осмотреть более внимательно! А смотреть тут есть что, скажу я вам!
![](http://img12.nnm.me/2/a/0/6/1/cf6b52e66e752b47d3712648c65_prev.jpg)
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни
Горят мартеновские печи
И день и ночь горят они.
![](http://img12.nnm.me/c/5/1/1/8/1a851ba1383805d6f4346215e27_prev.jpg)
Между прочим, фильм "Весна на Заречной улице" снимался именно в Запорожье!
![](http://img12.nnm.me/8/3/3/b/6/6407f0e8ae2f1b101b918ce3af2_prev.jpg)
Приехавшая через полчаса техничка трамвай починила, и мы тронулись дальше. Сломаться трамвай умудрился в такой индустриальной жопе, откуда реально было никуда не выйти, до ближайшей населёнки было километра три. Ждать было всяко логичнее.
Остановки у проходных Запорожстали, конечно же, трэшовые, специально для металлургов.
![](http://img11.nnm.me/f/6/a/c/b/8dd1a9003450a05ae335d1b064f_prev.jpg)
Это в Москве на Садовом кольце пускай будут гламурные павильоны для креативного класса из офисов. Пролетарии и на таких скамейках посидят, подождут такой же старый и трухлявый трамвай.
![](http://img15.nnm.me/6/c/4/c/a/53762db3850707e8b09c723228a_prev.jpg)
Впрочем, предприятие имеет свои ведомственные автобусы, иногда их можно встретить на улицах города
![](http://img15.nnm.me/b/a/2/f/1/996caa4a5287b503d83f32bafec_prev.jpg)
Жилой район, откуда возят рабочих на завод на далёкой северной окраине города - Павло-Кичкас. Здесь трамвай завершает свой долгий двухчасовой путь с ж.д. вокзала. Оцените масштабы города.
![](http://img11.nnm.me/4/1/e/5/d/dc9611a24c3921572b8b3e4b146_prev.jpg)
А вообще, подумалось. Запорожский трамвай - единственное, что нарушает образ канонического города металлургов. Конечно трамваи должны быть в любом промышленном городе, они всегда являются неотъемлемой частью индустриального пейзажа. Но ездить должны такие же, как и заводские трубы, старые и трэшовые КТМ-5! А не какие-то рафинированные татры.
![](http://img11.nnm.me/5/d/c/1/3/3a6e8f5b35daeb5a2606ef7c48b_prev.jpg)
Запорожье - экологический чистый город, да!
![](http://img12.nnm.me/c/d/b/3/5/59dab13d7cc4a2be5558e579cdd_prev.jpg)
Приезжаем в центр. Названия улиц здесь наши, пролетарские!
![](http://img11.nnm.me/d/6/e/1/4/ae0ab4b6a7c18d13db69c620771_prev.jpg)
Главная артерия города, упомянутый выше проспект Ленина, а точнее - северная его часть (вокзал находится на самом юге).
![](http://img11.nnm.me/7/f/d/d/5/4481fbc03cca66ce33d5df06bcc_prev.jpg)
Запорожье, как и положено металлургическому городу, стариной не блещет, но может похвастаться роскошной сталинской архитектурой!
![](http://img15.nnm.me/5/e/7/6/1/c5c348aba59543ad1b476d3f568_prev.jpg)
Сталинский ампир во всей красе.
![](http://img15.nnm.me/a/c/1/7/2/2250104bab6c0effd9aa4aea67f_prev.jpg)
Вообще, виды на проспект Ленина впечатляющие. И совершенно типичные для города такого индустриального формата.
![](http://img12.nnm.me/b/5/3/c/3/1283baa9e79af19821950e37c4c_prev.jpg)
Магазин с соответствующим названием :)
![](http://img15.nnm.me/7/4/6/e/e/503c3422dfbfda1320da69e2afa_prev.jpg)
Я очень жалею, что эти надписи смог сфотографировать только в темноте. Реальные шедевры! "Труженникам коксохимзавода". И всего таких четыре дома на проспекте.
![](http://img11.nnm.me/0/2/8/6/c/1d1aa6aa843d28abecacc0a0a63_prev.jpg)
Улица, параллельная проспекту Ленина.
![](http://img12.nnm.me/e/f/5/4/3/9a6a6db7b4ac6163512b1edf457_prev.jpg)
Что всегда больше всего впечатляет в металлургических сталинских центрах, так это чёткая симметрия зданий.
![](http://img12.nnm.me/9/f/f/5/4/6c977ad0bfd0e6e13d58f9dae6a_prev.jpg)
Шпили, правда, у них различаются. Но оба тематические!
![](http://img11.nnm.me/2/1/8/2/8/553ee377bc711bfecae425dbc7c.jpg)
Мост через железную дорогу. Тоже в стиле.
![](http://img11.nnm.me/0/9/d/7/2/5166b181342953f2eabc655f719_prev.jpg)
Идём дальше к северу. Башенка, известная как дом коксохима.
![](http://img15.nnm.me/6/f/b/e/b/b3ba64665324f1de2bcc108f83f_prev.jpg)
Вблизи
![](http://img12.nnm.me/2/9/5/c/2/e6ceede6f9f16b72268f9bafc7c_prev.jpg)
Перекрёсток проспектов Ленина и Металлургов. На таком простом советском перекрёстке вклинился классово-чуждый буржазный символ.
![](http://img15.nnm.me/2/b/d/8/9/df381cf357454e495c7126d5751_prev.jpg)
Идём дальше. М.И.Глинка на фоне концертного зала, названного в честь него же.
![](http://img15.nnm.me/1/b/7/8/9/b97f2948c524a1d8908dbc8a1f9_prev.jpg)
Великий русский композитор, автор первого гимна новой России смотрит на тебя, как на героя Украины.
![](http://img12.nnm.me/7/2/8/b/7/961646668bb748f580bbf11e90f_prev.jpg)
А дома - один интереснее другого.
![](http://img15.nnm.me/4/7/9/6/6/5734f909e434d0e88354f7e29d6_prev.jpg)
Элементы
![](http://img12.nnm.me/a/a/3/2/a/f12efb766b740f0d657a6831586_prev.jpg)
На некоторых домах сохранились цифры старого формата.
![](http://img12.nnm.me/6/d/f/e/f/1f0e6df10f43d44fb5c4757a207_prev.jpg)
И вот, наконец, проспект Ленина упирается в площадь Ленина, стоящей на берегу Днепра! А на ней стоит памятник Ленину, последний, между прочим, памятник в украинском облцентре.Владимир Ильич озаряет светлое будущее, указывая на ДнепроГЭС. Очень надеюсь, что памятник всё же сохранится. Хотя бы для разнообразия - нигде на Украине нет, а тут будет.
![](http://img12.nnm.me/0/c/3/5/e/6d89a7af90d74bec8f2e3d1bc78_prev.jpg)
А мы садимся в троллейбус, и едем через ГЭС на другую сторону Днепра. По пути проезжаем новый шлюз.
![](http://img15.nnm.me/8/c/2/7/2/a8f8ec0faeba53df15bbccc4d94_prev.jpg)
Снова панорама на Запорожсталь, теперь прямо с ДнепроГЭСа.
![](http://img12.nnm.me/a/6/1/2/8/5fce2178d634c734689b21ffff3_prev.jpg)
Особо ничего интересного на той правой стороне Днепра, на самом деле нет. Но оттуда удобно попасть на остров Хортица, расположенный посередине реки. Этот остров - основая туристическая достопримечательность Запорожья. Здесь попытались воссоздать ту самую Запорожскую сечь.
![](http://img12.nnm.me/7/f/4/4/1/49296a47979e88e15c3d5943db5_prev.jpg)
По мне это малоинтересная бутафория, достойная только того, чтобы пройти мимо неё и сфотографировать. Тем более, что реальная сечь была не совсем тут. Но на остров всяко прийти погулять посмотреть на скалистые берега..
![](http://img12.nnm.me/9/e/8/4/9/b622af13fc819bab3762c72e9b0_prev.jpg)
И, конечно же, гордость советского народа - саму ДнепроГЭС. Лучший ракурс на плотину открывается именно с Хортицы.
![](http://img12.nnm.me/1/4/b/e/9/e2d5c0efd33eb84a4be92f3dcd2_prev.jpg)
Может и много одинаковых фото вышло. Но скажу вам, что гением человеческой мысли можно любоваться бесконечно! Меня невероятно восхищают такие гигантские и сложные механизмы.
Реконструкторы зачем-то поставили на остров пушку. Сомневаюсь, что у запорожских казаков они были.. Теперь пушкой можно расхреначить ГЭС.
![](http://img15.nnm.me/9/e/3/9/b/17efba3d57b81bf666975a9227e_prev.jpg)
Через весь остров протянуты ЛЭП, отводящее электричество от гидроэлектростанции.
![](http://img15.nnm.me/9/5/0/6/2/1ac407361cb5415a3bec79ffb34_prev.jpg)
Если попадать на остров лучше с правого берега, то вернуться оптимальнее прямо в центр по мосту Преображенского. Тоже очень живописному.
![](http://img12.nnm.me/0/e/c/a/9/b0642fb83fa06b336c27a765c88_prev.jpg)
Сам мост в ужаснейшем состоянии
![](http://img12.nnm.me/6/9/0/0/d/f1134b76675fe625d9bd71b98cf_prev.jpg)
Но красив же, блин!
![](http://img15.nnm.me/7/e/6/e/e/86463b878974d1a87f0742b25ed_prev.jpg)
Рот не разевай, да!
![](http://img11.nnm.me/c/8/d/4/e/e156bb45fe0b8fcfb66b84b4386_prev.jpg)
Мне ещё в Новокузнецке такие картины представлялись прямо кадрами из какого-то далёкого прошлого. А потом я ещё попадал на окончание смены на металлургическом заводе Новотроицка Оренбургской области. Насколько всё же в офисной Москве живут по-другому. :)
Где-то граффити в честь победы в ВОВ.
![](http://img12.nnm.me/0/8/2/6/1/47a1186cf01409c17a4c816834b_prev.jpg)
Рогатые - в основном Зиу-9, но есть и некоторое количество современных ЛАЗ-ов. Ходят в основном погано, более-менее нормально ходят маршруты 3,8,14, что ездят по всему проспекту Ленина.
Но, что интересно, у троллейбусов и трамваев есть ночные рейсы! По одному в час, и не на всех маршрутах. Организованы для бесперебойной работы заводов.
В общем вот такой город. Занятный, интересный, но жить бы я тут совершенно не хотел :) Зарплаты маленькие, экология ужасная, инфраструктура - допотопная, интересных событий тут тоже мало происходит.
© Георгий Красников