Продолжил работу над рейтингом - добавил еще три фестиваля в таблицу:
35 Московский Международный кинофестиваль -
http://moscowfilmfestival.ru (20-29 июня 2013 г.)
10-ый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» -
http://sarstrad.ru (11-17 сентября 2013 г.)
XIII Международный фестиваль документального кино "ФЛАЭРТИАНА" -
http://flahertiana.ru (6-13 октября 2013 г.)
На данный момент получилось 114 фильмов, то есть ко вчерашним 77 фильмам с трех фестивалей добавилось еще 37. Напомню, в прошлом году у меня было около 211 фильмов - но ведь еще нет "Артдокфеста" и "Сталкера", а также премии "Лавр", конференции INPUT (это те, по кому мерил базовый список в прошлом году). И кстати, многие фильмы с прошлого года будут и в этом году - благо добавить собранную информацию с прошлого года гораздо проще, чем собрать свежую.
Пересечения одних и тех же фильмов на фестиваля становится посчитать сложнее, таблица разрастается, а формулы я пока еще не подключаю.
Вообще же, ощущения двоякие - сейчас, когда есть больше времени вдуматься о судьбах фестивального движения в России, возникает все больше вопросов.
Вот, например, российские программы ММКФ проходят в Малом и Белом зале Дома кино. Это неконкурсная программа, но хорошо наполняемая зрителями (ну, с учетом достаточно небольшого размера просмотрового зала). Половина программы "нового документального кино" - это фильмы, отыгравшие на фестивалях в прошлом сезоне. Другое дело программа короткого метра, в которой множество фильмов, которые я пока что не встречал нигде кроме ММКФ. Но, я думаю, они "вылезут" в других фестивалях. Это Москва, июнь. Кроме ММКФ в этот период документальное кино особо нигде не показывают. Но это неконкурсная программа.
В августе начинается целая череда - Выборг, Сараторв, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь. И это я только про профильные фестивали с какой-то репутацией. И задача этих фестивалей не только показывать, но и оценивать фильмы. Так как это конкурсные фестивали, призы, полученные на них, значат признание художественной ценности фильма.
Но бывает и так, что фильмы, не получившие призов имели полные залы под 250 человек, и наоборот, премированные фильмы имели полупустой зал. И поэтому, пока не будет возможности подсчитать реального зрителя документального кино, все эти рейтинги будут очень условны. Но по крайней мере они смогут дать условный критерий "сколько раз фильмы показывались на фестивали и как были встречены профессиональным сообществом (в виде жюри)".
Другой момент - спецпризы фестивалей. Вот например, в Саратове спецпризов в разы больше, чем основных призов. При этом они выдаются как фильмам международного конкурса, так и участникам панорамы КИНО.ДОК. По-хорошему, тут важно оценить и факт отбора в международную программу и приз. Особенно в случае, если фильм международной программы получил специальный приз спонсора - стоить ли засчитывать балл только за специальный приз? Или плюсовать специальный приз к факту участия в международной программе?
Тогда возникает вопрос - а не нужно ли начислять баллы всем фильмам, участвующим в фестивале, а призы доплюсовывать к этому?
И еще один важный момент: Эхо фестиваля. Например, кинофестиваль "Сталкер" показал наш "Пограничный эффект" где-то в 10-15 городах за этот год. На каждом показе были зрители, были залы - во многих местах даже зрителей было больше, чем на фестивальных показах. Для себя пока что я решил, что формально Эхо должно причисляться к так называемому "киноклубному прокату". То есть факты показов вне рамок фестивалей должны фиксироваться, но как их оценивать - вопрос непростой.
Из критики:
- Описание фильмов российских программы ММКФ найти крайне сложно - практически везде весит только расписание. Шикарный каталог, выпускаемый к фестивалю, найти сложно. В общем, с точки зрения информирования зрителей российские прогарммы ММКФ выполняют работу только в части расписания. По международной части все в порядке - это-то как раз моя вотчина :)
- На сайте "Саратовских страданий" пока что самый подробный каталог. Хотя и страницы фильмов есть только у фильмов международного конкурса, а КИНО.ДОК дана простым HTML списком - ни кадров, ни биографий режиссеров. Кроме этого, в победителях я нашел два фильма, о которых в программах ни слова - РУССКИЙ НИЛ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ ГОРОДА С.
- На сайте "Флаэртианы" не указаны производственные студии, все фильмы собраны в единую HTML-простыню.
В целом же, не могу поверить, что кинофестивали настолько не интересуются созданием структурированной и внятной базы данных фильмов на своих сайтах. Это ведь не вопрос денег, а вопрос удобства и ответственности перед зрителем.