За последние годы мы начинаем возвращать себе контроль над морями и океанами. Сегодня будет рассказ о Черноморской военно-морской базе в Новороссийске. Несмотря на присоединение Крыма и Севастополя было решено продолжить строительство базы в Цемесской бухте Новороссийска и построить самую современную базу и сравнимую с Норфолком и Йокосукой.
В Новороссийске продолжается строительство причального комплекса для боевых кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота России. В ближайшие три года на базе разместятся шесть дизельных подлодок.
В состав сформированной бригады до конца года поступят подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» - Б-261 «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону». В первой половине следующего года - Б-262 «Старый Оскол»
В настоящий момент в состав сформированного соединения входят дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 "Палтус" Б-871 "Алроса" (проходит модернизацию), подлодка проекта 641Б "Сом" Б-380 "Святой Георгий" (числится в ремонте с 2000 года), а также бывшая субмарина ВМС Украины проекта 641 Б-435 "Запорожье".
Представляете? У нас на Черном море нет ни одной подводной лодки. А в СССР, в составе Черноморского флота с 1967 по 1994 годы действовала 14-я дивизия подводных лодок численностью свыше 60 единиц. В ее состав входили 153-я, 155-я и 27-я бригады, а также 381-й дивизион подлодок, которые базировались в Севастополе, Балаклаве, Феодосии и в Одессе.
Работы идут в ускоренном режиме: сдать объект планируется в 2017 году. Получившийся комплекс должен войти в число пяти самых масштабных гидротехнических объектов в мире. Специалисты Спецстроя работают круглосуточно, несмотря на тяжелые погодные условия. Задействованы 14 плавкранов, более 20 кораблей технического флота, пять уникальных специализированных буровых установок и около 100 единиц другой специальной техники.
Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению и являются развитием ДЭПЛ проектов 636 и 877. Они считаются одними из самых малошумных в мире. Скорость подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность плавания - 45 суток, экипаж - 52 человека, подводное водоизмещение - около 4 тысяч тонн.
Особенностью ДЭПЛ проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения "Калибр", а также обновленным радиоэлектронным оборудованием.
Уже близится к завершению строительство казарм для подводников. Это не казармы из моего прошлого, а современные общежития, где матросы будут жить вчетвером в одной комнате, с туалетом и душем.
Вот такая дом для экипажей подлодок.
На переднем плане - роскошный некогда готический замок, построенный основателем сейсмологии, князем Борисом Голицыным. Он присмотрел себе место для такой дачи еще в конце 19 века, а в 1901 замок с башней был готов. Местные надеются, что военные восстановят замок. Еще бы - ведь прямо напротив виден аскетический корпус штаба Черноморского флота. Кстати, сам Голицын порадовался бы прочности, скажем, сейсмоустойчивости, этого комплекса. При строительстве использованы новые технологии - например, арматура с суперсовременной линии Спецстроя. Макета штаба я не видел, но очевидно, что он будет довольно скромным. Не до роскоши сейчас военным. Борис Голицын, потомок великого военного рода, думаю, был бы рад, что его вотчина обрела такое соседство. А еще эьа "дача" - верный признак того, что военные выбрали отличное место. Ведь кто, как не сейсмолог, может подобрать хорошую стройплощадку прямо у склона горы)
А вот так он будет выглядеть совсем скоро.
Но в Новороссийске будут базироваться не только подводные лодки, но и Черноморский флот, а это около 100 военных и вспомогательных кораблей.
Площадь акватории здесь самая обширная - более 100 кв. км. По глубине у причалов мы не уступаем японцам и американцам - это 12 метров, а в акватории самой бухты глубины достигают 50 метров.
Со стороны мол кажется обычной полоской бетона, но это сложное гидротехническое сооружение. Сваи уходят на глубину более 50 метров. Заградительный мол ВМБ должен выдерживать удары 5-метровых волн, устоять при 9-ти балльном землетрясении, пропускать 40-тонную бронетехнику.
Кому интересно, как это строится, посмотрите небольшой фильм в конце, а пока покажу некоторые моменты на фото.
Вот здесь можно оценить объем и сложность работ, то что не видно. Так сказать, сам Айсберг.
Уже готовая свая, залитая бетоном, а это почти 90 кубических метров бетона.
Мол новой военной гавани Новороссийска, снятый с уровня моря, так сказать. Полуторакилометровая дамба шириной в 30 метров создана из крепкой армированной конструкции. Никакой девятый вал не страшен. За этим молом в Цемесской бухте смогут укрыться сторожевые корабли и крейсеры. Думаю, что со временем это сооружение станет одним из символов города наряду с легендарным крейсером "Михаил Кутузов". На заднем плане видны пологие склоны гор, у подошвы которых и находится глубокая бухта. Кстати, именно глубины в районе мола и стали сложностью для инженеров Спецстроя. Эта стена стоит на сваях, вбитых на отметке в 27 метров ниже уровня моря. Просто представьте, что эта громадина еще больше.
Здесь будет передвигаться техника и вспомогательные службы.
А вот так выглядит швартовый кранец для причала подводных лодок.
Вот уже готовый принять первую подводную лодку
Чтобы Вы оценили его масштабы, это длинномерный камаз
На всем протяжении мола, а это почти 2,5 километра установлены кранцы для военных кораблей.
Строительство ведет Спецстрой
Эта мини-гавань внутри большой гавани - специально для подлодок. Там продолжаются строительные работы. На самом деле этот "небольшой причал" - пару сотен метров в длину. Масштабы стройки просто поражают. Отсель грозить мы будем всем, когда Спецстрой и флот завершат работы. Говорят, что все по графику идет. Кстати, здесь использовали не заказные материалы (арматура, бетон), а собственные производства, которые в течение последних лет открыл Спецстрой в южных и центральных регионах. Но об этом я расскажу и покажу в следующем посту.
Это Восточный мол длиной 1400 метров.
Западный мол еще в работе.
А вот так выглядит Цемесская бухта с высоты.
Click to view