Сколько уже написано о предстоящей реформе здравоохранения в Москве. Я не стал вступать в полемику и демагогию, а разобраться решил на месте, для чего отправился в настоящую больницу, в гости к настоящему врачу, Ирине Александровне Назаровой. Разговор у нас был долгий и обстоятельный, говорили откровенно и честно.
Громкие заголовки СМИ, ничего общего не имеют с реальностью. СМИ как всегда все нарисовали черными красками.
Ответьте себе честно, где бы Вы хотели лечиться? У нас или на Западе ? Я думаю, почти все ответят, что не у нас. А почему? Ответ прост - качество. А почему тогда мы хотим, чтобы у нас все оставалось как прежде - неквалифицированный персонал, старое оборудование, хамство, покупка капельниц и лекарств за свой счет? Почему?
Давайте разбираться вместе. Я не буду приводить весь двух-часовой разговор. Остановлюсь только на основных моментах.
Сначала о самой больнице.
Городская клиническая больница № 57 - это одно из самых крупных многопрофильных медицинских учреждений Москвы на 1081коек, где работают более двух тысяч человек. Основные направления - урология, пульмонология, онкология.
Больных принимают 24 лечебных и 9 диагностических отделений. Больница функционирует в круглосуточном режиме, ежедневно оказывая плановую и экстренную помощь. Ежегодно в больнице проходит лечение более чем 22 000 жителей Москвы.
Обычная больница.
Медицинское оборудование.
Для лечения любого заболевания необходим определенный набор оборудования и четыре года назад оборудования не было, а если и было, то с 70 процентом износа. А сегодня у нас самое современное оборудование, которое позволяет дать четкую диагностику. И мы теперь сразу видим все и понимаем как его лечить.
На очень простых жизненных примерах, она объяснила, что происходит. Например, 2 года назад, к нам присоединили урологическую больницу с 300 койками, я ее сократили до 120 коек. Мы посмотрели в 47 больнице, оперативная активность 25 %, средний койко-день выше в 1,5 раза. Что происходит, положили, потом через 5 дней сделали анализ, потом еще один, а он лежит. Сократив койки, я лечу в 2 раза больше больных.
Оперативная активность - 88 %, ни одного дня ожидания. Самое главное для меня - доступность и обеспечение лечебного процесса.
Ни один врач не сократит ни одной койки, просто так. Идиотов нет.
Если раньше пациенты лежали месяц, пока определяли, что у него болит и как лечить. А сейчас с оборудованием нам хватает максимум недели. И мы сразу назначаем нужное лечение, мы сократили время диагностики и повысили эффективность лечения.
Это по диагностике. Второй вопрос, лечение. Как раньше было, больного резали, делали разрез и операцию. Больной только на 3-й день начинает садиться, конечно он лежит почти месяц и занимает койку. А сегодня у нас огромное количество самого современного оборудования - ультразвуковой скальпель, лапароскопия и т.д. Щадящие методы, без разреза. Больной уже на 3-й день выписывается, зачем его держать в больнице. А за счет этого, мы лечим в несколько раз больше больных. У нас нет очереди в больницу.
Разве Вы против такой реформы?
Еще один вопрос, поступил больной, скажем с одной проблемой, а нашли еще что-то другое, например, внематочную беременность. Что было раньше, его отправляли в другое место, а там ему опять ждать, а сегодня у нас просто перевели на другой этаж и тут же оказали ему необходимую помощь. Больные только выиграли.
Теперь о персонале и сокращениях.
Оборудование очень дорогое и сложное. Даже младший персонал, медсестры, только после 10 лет работы могут работать на таком оборудовании, не говоря уже о врачах. Кадры это самое главное.
Давайте на простом примере из жизни. Возьмите бухгалтера. Да он опытный, у него большой стаж, но он до сих пор считает на счетах и записывает в большую амбарную книгу. Или - молодой специалист, который работает на компьютере и соответственно работает лучше и эффективнее. Кого Вы возьмете? С врачами все так же.
Например, онкология. Вот сидят молодые девушки, уже кандидаты наук, которые рассчитывают на компьютере 3D-реконструкцию, мобильные лазеры, математическое моделирование. Точность силы излучения достигла 1 кубического миллиметра. Раньше, после лучевой терапии, в 99% случаев были осложнения. А сейчас после 700 сеансов, ни одного осложнения. А это зависит от квалификации врачей и персонала и от современного оборудования. Раньше все делали на УЗИ, на глазок. И соответственно были тяжелейшие осложнения.
Это медицинские физики за работой.
Ты должен в компьютере разбираться, в программах и т.д. И четко поставить диагноз. А кто-то не тянет. Мы должны оставить профессиональную команду, которая обучается и идет вперед. А не те которым наплевать, идет зарплата и ладно. Дать тем кто хорошо работает хорошую работу и зарплату.
Никакой главврач не сократит хорошего врача. Идиотов нет, больные идут к конкретному врачу или хирургу. Сколько таких врачей, к которым не хочется идти на прием? Их можно пересчитать по пальцам, а должны быть все лучшие.
Соответственно сокращаются койки, за счет лучшего лечения. А зачем мне содержать лишний персонал, платить аренду и т.д.
Несколько слов о главвраче городской клинической больницы № 57 Ирине Александровне Назаровой. Она в течение десяти лет руководить полевым многопрофильным госпиталем медицины катастроф «Защита» Минздрава России, практически со времени его создания. Это практикующий врач. а не чиновник от здравоохранения. Одно перечисление командировок говорит об опыте работы. Это были: Афганистан, Буденновск, Иркутск, Томск, Каспийск, Махачкала, Приозерск, Владикавказ, Видяево, две чеченские военные кампании, где работала в общей сложности восемнадцать месяцев, землетрясения в Турции, Колумбии, все места в Москве, где террористами были взорваны дома, и другие очаги трагедий. Всего - шестьдесят пять таких командировок.
Под конец, расскажу простой пример из жизни. Я с сыном обратился в детскую больницу, чтобы подрезать ему уздечку (связки под языком). У кого есть дети, тот в курсе, что это секундное дело. Так вот, врач, посмотрел и говорит, приезжайте, но нужно лечь в больницу. На мой удивленный вопрос зачем? Он просто ответил, мы не можем, просто сделать операцию, мы должны положить в больницу. Минимум 3 дня. Вы представляете? 3 дня, за счет бюджета лежать в больнице, а это питание, нянечки, и т.д. А ведь так и происходит сегодня. А ведь кому-то в это время откажут, из-за того, что нет места в больнице.
Я понял главное. То, что московское здравоохранение действительно нуждается в реформах, ни у кого не вызывает сомнения, кроме нескольких активных в социальных сетях врачей предпенсионного возраста. Переучиваться им поздно, на новой технике они работать не могут, места у них насиженные. Финансировать их, как и неэффективные больницы, бессмысленно.
Врачи-профи не останутся без работы в любом случае. От этого мы только выиграем. И власти хотят повысить качество, а не массовость предоставления услуг.
Разве не этого мы хотим, как пациенты?