Одно из самых сильных впечатлений от поездки в Долину Тсум - встреча с монастырем Лунгданг.
Этот женский монастырь стоит в стороне от основной дороги и, если в Долину Тсум туристов ходит мало, то туда они почти не ходят. Тем дороже была встреча с обитательницами монастыря.
Кроме того, есть еще две причины моего особого отношения к этому месту. На подходе к монастырю я вдребезги разбил свой Mark III. Я носил камеру на поясе в фоточехле. Был жаркий день, мы отмахали уже 15 км и, подойдя к горной речке Шьяр Кхола, я решил немного освежиться. Я специально отстегнул и положил в надежном месте фотоаппарат и сумку с документами и деньгами (чтобы случайно не упасть в воду или не уронить камеру), спустился к реке, обрызгал себя холодной водой и обратил внимание на маленький скальный "балкончик" размером с мою камеру. Он прятался в 20 см от поверхности воды. Насладившись красотой пейзажа и прохладной свежестью воды я поднялся вверх, сел у дороги и запел песню безответной любви к этому месту. "А ведь мы, - сказал я романтично, - будем много лет вспоминать это чудное место. Не знаю, как вы, друзья, но я-то его точно запомню надолго". Сказав эту фразу, я встал и стал собираться в путь. Нужно было всего навсего нацепить фотосумку на пояс и взять палки для трекинга. Привычным движением, на автомате я начал это делать, но произошло невероятное: на секунду я выпустил из руки ремень и фотосумка с тяжелым аппаратом сорвалась вниз. Я не успел даже глазом моргнуть, как она пролетела по наклонной дорожке вниз, слетела с полутораметровой высоты, со всей силы ударилась о скалу и отлетела в бурлящую горную речку. За одну-две секунды моя камера исчезла. Можете представить себе мое шоковое состояние? Через секунду я спрыгнул вниз, поранив слегка ногу, и увидел свой Кэнон: он упал не в реку, из которой его вообще нельзя было бы достать (довольно большая глубина, скорость горного потока, скользкие скалы), а на тот самый балкончик, с которого я черпал воду. Сумка была расстегнута, камера перевернулась на 180 градусов, объектив разорвало на части и он полностью исчез в пучине вод, оставив на камере только свое крепление. Камера лежала в воде и снимала серию... Она действительно идеально легла на балкончик. Размер в размер. Как именно для моей камеры природа его сделала.
Что удивительно, но после своего героического падения на скалу с высоты 1,5 метра, после купания в реке, после просушки она все-таки ожила, хотя и нуждается в ремонте - не работает кнопка спуска. Но, как вы понимате, день я этот, равно как и место, действительно запомню надолго. ))
1. Вот эта река, только сделан снимок в нескольких метрах от падения камеры. Особенности горных речек: если отойти на метр назад, то там глубина будет уже больше 1,5 метров. Вода ледяная. Это фото было снято во время первого визита в монастырь. После купания.
А вторая причина моего особого отношения к монастырю Лунгданг вот какая: рядом с монастырем есть маленький скит или дача, куда монахини отправили своих маленьких сестер. В монастыре живут 9-10 взрослых и около 10 молоденьких монахинь, я бы даже сказал детей. Старшей лет 12-13, младшим около 8. Малышня живет в маленьком домике, который одновременно служит клиникой тибетской медицины. Знакомство с этим детским монашеским миром произвело на меня неизгладимое впечатление. Но обо всем по порядку.
2. Я не помню отчего лица всех детей на этом фото стали такими серьезными, но вообще там улыбки сияют постоянно. Живут девочки совершенно самостоятельно, никаких надзирателей и начальниц у них нет. На фото есть две женщины, но о них чуть ниже.
3. Пусть не смущают вас серьезность лиц. Это исключение из правила.
4. Тут почти весь маленький детский монастырь. Если хотите знать мое мнение, то я против ранних крещений детей. Я считаю, что человек должен стать взрослым, созреть и тогда сделать свой осознанный выбор. Так же против пострижения в монашество до 30 лет. Часто, очень часто жизнь напоминает об опасностях подобных постригов. В данном случае мы видим вообще малышей. Но все они монахини. Честно скажу, что не могу понять и принять решение о постриге в столь раннем возрасте.
НО, НО, НО. Друзья мои. До 9 мая этого года я знал два совершенных общества, два совершенных мира, идеальных по своему устройству и самоорганизации. Это мир пчел и муравьев. Их организация, устройство, образ жизни столь идеален и прекрасен, что его можно смело назвать полной противоположностью миру людей.
Теперь я знаю, что есть еще один совершенный мир - этот детский монастырь в Долине Тсум.
5. Живут девочки одни, полностью себя обслуживают, сами планируют день. Хотя планировать особо нечего. Каждый день у них похож на другой. Подъем в 5 утра (или 4:30, точно не помню). Сразу молитва на несколько часов. Потом те, кто считает, что плохо выучил слова молитвы (это они определяют сами, КАЖДЫЙ, ЛИЧНО, САМ), отправляются в комнату для уроков и еще несколько часов (!) зубрят молитвы. В это время кто-то готовит завтрак для всех. Потом они завтракают и отправляются на урок английского языка. Далее немного свободного времени и в пять вечера опять молитва до восьми. Далее отбой. И так каждый день. Всю жизнь.
6. Но знаете, что необычно: все это они делают с улыбкой, радостью и таким желанием, как-будто делают что-то невероятно интересное и в первый раз. Никакого принуждения, никакого разочарования и уныния. Все с невероятной радостью и охотой.
На фото одна взрослая монахиня. Она присматривает за детьми, но НИКАК не вмешивается в их жизнь. Вообще никак. Она не дает им никаких указаний, никак не направляет и не вмешивается. Она вообще живет своей отдельной жизнью. Просто под одной крышей. На всякий случай. Дети все-таки.
7. Мужик какой-то местный. он не из монастыря, а просто мимо проходил. Может чем-то им помогает, не знаю.
8. Многие снимки были сделаны на телефон, поэтому прошу прощения за качество. Это девчонки пожарили попкор, чтобы самим перекусить и нас угостить в честь знакомства.
9. Они немного стесняются, когда их снимают. Но "если мне это нужно, то..."
10. Кто-то из туристов сделал их портреты и повесил в коридоре. Вот такие улыбчивые мордочки мы видели постоянно.
11. Сами детишки живут в цокольной части домика, под полом. Для нас выделили одну из лучших комнат.
12. Это все личные вещи. Сумка, в которой вся их собственность. Больше нет ничего.
13. Самое сильно впечатление было от службы - пуджи. Это довольно сложный ритуал, там не все просто, нужно знать порядок действий. Она, конечно, не так сложна, как литургия, но устройство ее не простое. И вот девочки сами служили пуджу. Причем служили по-взрослому, серьезно и со всей ответственностью. Когда нужно дудели в дудки, били в барабан, совершали особы пассы руками.
В гомпе. Она очень маленькая, тесная и темная. Снимать было в таких условиях очень трудно.
14.
15.
16. Алтарь.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Очень-очень темно. Комнатка освещена малюсенькой лампочкой и крошечным окном, закрытом полиэтиленовой пленкой. Стекла дороги. Сидят на полу, на тонюсеньких матрасах.
24. А это из кухня. Девчки готовят ужин. Блюд у них три - дал бат, тсампа и попкорн. Сейчас варят тсампу. Слева сидит женщина в фиолетовой кофте (она же на 2-4 снимках). Она из Голландии. Просто путешествовала по Непалу, зашла к этим девочкам и так в них влюбилась, что провела у них несколько месяцев. Потом уехала в Голландию, но спустя год решила вернуться и еще пожить с ними два-три месяца. Голландка учит девочек английскому языку, который, конечно, пригодится им в жизни.
Я никогда не видел у детей столько радости от уроков. Просто не могу понять откуда у них столько счастья и любви к жизни.
25. Вот это дал бат. Рис, варенная и обжаренная картошка и соус в виде тсампы в маленьких чашках. Не только на вид, но и на вкус это противно. Вернее есть можно, все нормальное, натуральные продукты, там нет никаких специй и добавок, но наедаешься с первого раза и через три-четыре приема столь однообразной и скучной еды сам вид ее вводит в уныние.
26. А вот тсампа и чапати - хлеб из простого теста, обжаренного на сковородке.
27. Девочка жарит попкорн.
28. А это их школа - класс для занятия английским и заучивания мантр. На окнах так же пленка. Никакого отопления. Большие щели в стенах и полу. Представляете, как тут холодно все месяцы года кроме лета.
Но девочки ничего не просят. Более того, с большой неохотой принимали подарки (ручки, блокноты, конфеты). Т.е. принимали они с радостью, но нужно было уговорить и только когда мы убедили, что все это для них, что это в дар, одна из них еще раз спросила можно ли взять то, что мы оставили на столике и, получив утвердительный ответ, с благородством и достоинством английской королевы приняла подарки для всех. Никто не бросился разбирать и отнимать лучшее. Даже конфеты не хотели брать из пакета - сам реши сколько хочешь дать и дай в руки. Никто не смотрел не обделили ли его, не дали ли кому больше или более вкусных конфет...
29. Вот такие они, маленькие монахини из монастыря Лунгданг гомпа.