Христианство в Иране

Jul 22, 2015 09:45

Время от времени по всем СМИ и блогам в соцсетях проходят волны возмущений дикостью нравов в КНДР: чиновника высочайшего уровня свергли с политического Олимпа, расстреляли, добили реактивным снарядом, а потом скормили собакам. Иногда северокорейских чиновников казнят десятками, целыми трудовыми коллективами, причем на глазах у беременных жен, зомбированных детей и даже голодающих воробьев и чудом спасшихся от поедания людьми гусениц. Сетевой народ негодует и требует новых репрессий в отношении руководства КНДР. Реже, с меньшими подробностями людоедской жестокости, рассказывается о казнях христиан в Иране. Раз в год, а то и режемировые СМИ сообщают, что в Иране будут казнены христиане, причем казнят их исключительно потому, что они христиане.
Я совсем не собираюсь оправдывать режим северо-корейских коммунистических монархов, - даже если там никого не расстреливают, то мне он все равно не мил, - а вот то, что касается моего любимого Ирана, то с уверенностью могу сказать - ложь и неправда. Всегда, когда вам будут рассказывать, что в Иране казнят христиан за их веру, то знайте - вас нагло обманывают. Никаких репрессий христиан там нет, в чем я лично многократно смог убедиться.

1. Действующий храм Христа Всеспасителя в Исфахане.



Конечно, я не знаю реальной жизни христиан в Иране, вполне допускаю, что у них есть проблемы и они сталкиваются с жизненными трудностями на религиозной почве. Уверен, что совсем не просто быть религиозным меньшинством в стране, где 98% исповедуют одну религию. Скажем любой прозелитизм в Иране категорически запрещен, государство оберегает своих граждан и обращение мусульман в другие религии преследуется уголовным кодексом. Следовательно какая-либо христианская миссия под жестким запретом. Нам даже трудно представить аналогичную ситуацию в нашей стране, где, кроме православных, веками проживают представители разных религий, есть целые республики с преобладающим неправославным большинством, где есть реальная свобода вероисповедания и можно исповедовать любую религию или быть атеистом, и где религиозность народа весьма условна. Ведь когда 85% россиян записывают себя в православные, то они тем самым хотят подчеркнуть свою принадлежность к славянской нации или культуре, а не свои религиозные убеждения. Те же опросы показывают, что 17-20% от 85-ти не только во Христа, но в Бога не веруют, а уж о Православии или Христианстве имеют весьма поверхностные представления или не имеют никаких. Совсем другая ситуация в Иране, где народ действительно как бы мы сказали «воцерковлен» и все, пусть и в разной степени, но являются активными участниками «церковной» жизни. Фактически монолитное общество расколото на две неравные части - 89% населения мусульмане-шииты, 9% - мусульмане-суниты. Христианам, иудеям и зороастрийцам остаются 2%. Представители этих религий официально находятся под защитой государства.
Еще и еще раз: лично я во время путешествия никаких трудностей для христиан не видел и с каким-либо неприятием на религиозной почве не столкнулся. Если я не видел, то это не означает, что трудностей нет. Но я уверен, что никаких казней христиан по религиозным причинам быть не может. Если кого-то казнили, то это вовсе не потому, что нарушители закона были христиане, а их казнили исключительно за веру во Христа.


Я не знаю сколько в Иране живет христиан и сколько действующих храмов (бывший посол Ирана в России господин Саджади утверждает, что от 200 до 300 тысяч, а в стране около 600 христианских храмов), но точно знаю, что открыто работают христианские школы, издаются книги, газеты, журналы, есть три представителя христиан (два армянина и один ассириец) в Парламенте (Меджлисе), отстаивающие интересы и защищающие их права, а для христиан существует множество свобод, которые трудно представить по отношению к мусульманскому населению страны.

2. Греческий православный храм рядом с бывшим американским посольством.



3.



Если кто не знает, то мусульмане почитают Христа великим пророком и чтут Деву Марию. Мы были в Тегеране на площади Девы Марии, а настоятель православного храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) рассказывал, что мусульманки иногда заходили в православный храм, чтобы помолиться Хазрате-Мариам (так там называют Богородицу). Кстати, о. Александр рассказывает следующее: «Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве».
Могу подтвердить его слова. Нигде не встретил неприятия меня, как христианина. В гостинице мы пошли в баню. У меня и моего спутника Михаила Тюренкова на шее висели кресты и никто из мусульман не сказал нам ни слова или каким-либо иным образом высказал свое недовольство нашим присутствием.

Я часто слышу фразу «попробовали бы они в мечете». Вот смотрите, попробовали. В Исфахане Михаил прочитал христианскую молитву в мечете.

image Click to view



Сразу предупреждаю, что мы делали это не из желания оскорбить религиозные чувства верующих или из хулиганских побуждений, мы никого не пытались обратить в свою веру, а молились нашему общему Богу Творцу. Поэтому, надеюсь, никаких законов не нарушили. Всяко нам понравилась реакция местных жителей - их наш маленький флешмоб только порадовал. Они понимали, что перед ними стоят христиане и молятся единому Богу на своем языке. Даже не могу себе представить подобную акцию в России. Представляете, войдет мусульманин в православный храм и произнесет абсолютно христианскую фразу «Аллаху Акбар» (Бог велик). Представляете какой поднимется крик у наших ортодоксов? Ну и кто более веротерпим - иранцы-мусульмане или русские православные?

В крупнейшем религиозном центре Ирана городе Кум (аналог нашей Троице-Сергиевой Лавры; о Куме я расскажу особо) в двух исламских институтах нас просили прислать православные книги, спрашивали, что нужно почитать, чтобы больше и лучше узнать Христианство и Православие. Очень жалели, что у нас не переводят православные книги на фарси (при Сталине переводили, издавали и привозили в Иран. Этим занималось издательство Московской Патриархии). В одном из институтов попросили дать интервью для своей университетской газеты. Им очень хотелось рассказать студентам о визите русских православных христиан. В мавзолее праведной Фатимы местное духовенство задавало вопросы о нашей вере. Вообще у нас сложилось впечатление, что интерес к русской вере довольно велик, многие спрашивали нас о Православии. Вызвано это не желанием изменить веру, а обычным иранским любопытством и тягой к новым знаниям. Они вообще очень открытый народ, несмотря на множество государственных запретов.

Самая большая христианская община в Иране - это армяне. Они богаты, влиятельны и во многом независимы. После них можно назвать ассирийцев. Еще меньше католиков и почти нет русских православных. Мы посетили несколько христианских общин в Тегеране (были в русском храме, большом армянском центре и отдельном армянском храме) и большом историческом армянском центре в городе Исфахан. Расскажу о них особо.

4. Свято-Николаевский храм в Тегеране.



С Русской Церковью давние отношения. Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. После Петра Великого духовная миссия работала на постоянной основе. Понятное дело, что священники окормляли исключительно русских, проживавших в Иране. Первый храм (св. Александра Невского) был построен в 1886 году в резиденции русского посла, а в 1895 г. второй храм (свт. Николая) на территории русского посольства. После 1917 года советскими властями храмы были закрыты и разрушены, а русская диаспора вынуждена была построить свой храм. Так как русские эмигранты большей частью не приняли советскую власть и являлись прихожанами РПЦЗ, то участок решили купить рядом с американским посольством. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект собора. Начавшаяся вторая мировая война и частичная оккупация Ирана советскими войсками отодвинули постройку храма. Начали строительство в 1944 г., а 8 марта 1945 г. на купола были водружены кресты. Иконостас был перенесен из разоренной посольской церкви.

5. Потолок апсиды покрыт зеркалами. Очень красиво.



Рядом с храмом был построен двухэтажный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
В 1979 г., во время Исламской революции, находящееся через дорогу от храма американское посольство было разорено, многие работники дипмиссии были убиты, само посольство разграблено. Но русских храм никто пальцем не тронул.

6. Вход. Такой же большой крест на двери снаружи со стороны улицы. Через дорогу, в 20 метрах бывшее американское посольство. Его забор прикрыл какой-то припарковавшийся автобус.



Тем не менее, из-за разрыва отношений с США, разорвались связи с находящимися в Америке священноначалием РПЦЗ. Из-за отсутствия священника и массового исхода русских храм закрыли. Открылся он спустя 16 лет уже под омофором русского Патриарха. Первым и пока единственным настоятелем стал тогда еще игумен Александр (Заркешев).
Еще в Тегеране есть христианское кладбище, где похоронено много русских. Например, личный фотограф Султана Ахмад-шаха (последний из династии Каджаров) был православным. Да и вообще нужно упомянуть о связях последних представителей династии Каджаров с Россией. У последнего шаха было пять русских орденов (в том числе св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского). Такие же ордена были у его отца Мохаммед Али-шаха. Любопытно, что после того, как Мохаммеда Али-шаха свергли, он уехал в Одессу и до прихода большевиков в 1920 году жил там на улице Гоголя.

7. В колокола звонят.



Тегеранские армяне.
В Тегеране работает армянский культурный центр. Это огромная территория со своим футбольным полем, спортивными сооружениями, включая открытый бассейн, бизнес-центром и даже своим кладбищем. На территории центра женщины ходят без платков, плавают в европейских купальных костюмах в бассейне, пьют вино, одним словом, делают все, что запрещено для мусульман. Власти это знают, но никак не вмешиваются в работу центра. Это ваши традиции - живите как хотите, но за забором, чтобы не смущать мусульман. Мы были в центре с мусульманами переводчиком и водителем. Никаких смущений с их стороны или запретов со стороны властей на посещение центра не было.

8. Мемориал генацида армян.



9.



10. В армянском центре.



11. Шампанское охлаждается. Последние приготовления к свадьбе.



12. Армянские храмы самые большие.



13. Возможно я ошибаюсь, но мне говорили, что в этом храме покоятся останки А.С. Грибоедова.



14. Перед храмом прямо на улице церковная лавка. Книги продаются совершенно открыто.



15. Очень большой армянский центр с 1604 г. функционирует в одной из бывших столиц Ирана г. Исфахан.



16. Собор Святого Христа Всеспасителя (построен в 1664 г.) украшают восхитительные росписи, а на одной из стен изображена картина Страшного Суда.
К сожалению в храме съемка категорически запрещена, я успел сделать только один кадр (первый в этой записи) и Страшный Суд мне сфотографировать не дали. Выкладываю то, что нашел в интернете. Обратите внимание, что на фреске множество полностью обнаженных фигур. Напоминаю, что изображение голого человеческого тела в Иране запрещено. Этим фрескам сотни лет и никто их пальцем не тронул.



17. Еще один чужой снимок храма.



18. Роспись снаружи храма.



19. Внутренний двор.



20. Товары из лавки.



С 1647 г. в центре работает типография и издается в том числе и христианская литература.
Насколько велико было влияние армян и хорошо развился их бизнес можно судить по такому факту: в 1660 г. местные армяне подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. Сейчас этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Сейчас армяне имеют разрешение даже на открытую продажу вина, хоть и в ограниченных количествах. Откуда берут не знаю. Кроме этого центра в Исфахане есть еще 4 или 5 храмов. В том числе Георгия Победоносца. Но мы там не были.

Да, забыл упомянуть, что евангельские волхвы пришли из Персии и принесли Христу именно иранские подарки. А сейчас иконы для себя или друзей можно купить совершенно свободно во многих торговых центрах.
21. Это базар в Исфахане.



22. Снимок не резкий, но иконы видны. Антикварная лавка в Тегеране.



23. Рождество не под запретом. Его, конечно, не празднуют как в христианских странах, но к празднику во многих торговых центрах устраивают продажи рождественских товаров.



24. Я понимаю, что эта картинка тут ни к селу ни к городу, но мне её некуда будет деть, а показать хочеться. Она тоже про веротерпимость иранцев. Можно свободно купить изображение Будды.



25. А вот такие отпечатанные большим тиражом плакаты продаются в книжных магазинах Тегерана. Что за аллегория не пойму.



Так что делайте выводы сами подвергаются ли гонениям христиане в Иране.

Оглавление ( запись с фото).
I. Иран. Общие сведения.
II. Имам Хомейни и революция.
III. Люди.
a) Семейные ценности и традиции.
b) Отношение к женщине.
IV. Тегеран:
a) Город;
b) Канаты.
V. Книги и фильмы.
VI. Религия:
a) Зороастризм;
b) Христиане
с) Иудеи.
d) Ислам.
VII. Жемчужина Ирана Исфахан:
a) Площадь Имама и город;
b) Мечети;
c) Дворцы;
d) Рынок;
e) Птицы.
VIII. Духовная столица Ирана Кум:
a) Гробница праведной Фатимы;
b) Библиотека праведного Марши Наджафи и духовные институты.
IX. Маленький чудо-остров в Персидском заливе.

Иран

Previous post Next post
Up